Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели мета-моделирования




Пресуппозиции мета-модели.

МЕТАМОДЕЛЬ.

«…Мета-модель - вещь действительно упрощенная, но именно она служит основанием всего, что мы делаем. Без нее и без систематического контроля над ней вы будете работать неряшливо. Различие между теми людьми, которые делают свою работу хорошо, и всеми остальными заключается в наличии контроля за метамоделью. Она буквально составляет основание всего того, что мы делаем, вы можете быть блестящим остроумным и прекрасно использовать сложнейшие метафоры, но если вы не умеете хорошо собирать информацию, как внешнюю, так и внутреннюю, вы не будете знать, что делать. Вопросы метамодели дают вам нужную информацию немедленно. Она может превратить ваши внутренние диалоги в нечто полезное…»

Р. Бэндлер,

Дж. Гриндер.

«Из лягушек в принцы»

 

1. Услышанное (или прочитанное) предложение представляет собой поверхностную структуру, трансформированную из глубинной структуры - того, что человек хочет сказать (или написать).

2. Поверхностная структура трансформируется из глубинной структуры с помощью процессов опущения, обобщения и искажения.

3. Выяснение глубинной структуры из поверхностной структуры может быть осуществлено с помощью вопросов мета-модели.

4. Дополнением к вербальной мета-модели является постоянный раппорт.

 

1.Сделать возможным изменение:

· мета-модель стимулирует клиента корректировать, приспосабливать и совершенствовать его модель мира

· вопросы мета-модели действуют как мини-интервенции

2.Собрать более точную информацию:

· мета-модель позволяет получить лучшее представление относительно модели мира клиента

· мета-модель позволяет сделать это многоуровнево, собирая недостающую информацию, выясняя ограничения и разрешения, выявляя критерии и убеждения.


ПАТТЕРНЫ МЕТАМОДЕЛИ Пример НАПРАВЛЕНИЕ
СБОР ИНФОРМАЦИИ (ОПУЩЕНИЯ)
ПРОСТОЕ ОПУЩЕНИЕ Ключевой элемент выпал из поверхностной структуры. Часть информации опускается, не проговаривается (исключена). Если бы не было этого механизма, мы бы очень быстро перегрузились информацией. И в то же время опущение мешает нам понимать друг друга. - Меня не любят… - Светочка, ты про что? А я? Я же люблю тебя! - Ты не понимаешь, о чем я говорю! - Иногда вообще не понимаю! - Я про своих родителей! - А почему бы тебе с ними об этом не поговорить?     Восстановить утерянный элемент (информацию) в проблемном состоянии. Уточнить карту реальности.  
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПУЩЕНИЕОбычно, для сравнения необходимы как минимум два объекта и критерий, по которому происходит сравнение. - Я думаю, что мне лучше просто уйти! - Получается, что ты меня больше не любишь! Определить и уточнить критерии сравнения.
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ РЕФЕРЕНТНЫЙ ИНДЕКС (его отсутствие) Существительное или объект не определен. Неточно указан тот, кто производит действие. - Меня это бесит! - А я-то тут причем?! - А при чем тут ты? Я не про тебя!   - Ты знаешь, иногда мужчины такие подлизы – они просто используют женщин! - Ну спасибо. Мы сидим здесь, хорошо проводим время. А ты обязательно должна все испортить. Ты, похоже, специалистка как портить парням настроение… Уточнить к кому именно относится утверждение.
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ГЛАГОЛ Детали действия или отношения не определены     -Почему ты не показываешь, что ты любишь меня? - А чего бы ты хотела? Конфет? Цветов? - Конфет, цветов… Ты даже не заметил мою новую прическу! - Мариночка! Да при чем тут прическа! Я тебя любую люблю! - Я тебе не верю! Определить проблемное состояние, действие или отношение. Как именно “это делаете”?
НОМИНАЛИЗАЦИИ Превращает процесс в событие. Глагол превращается в существительное: отношение, общение, стресс, давление, обязательства и т.д. Говорится о действии или процессе как об объекте или существе. - У меня такое впечатление, что ты совершенно не ценишь наши отношения. - А мне кажется, что это тебе некуда девать свою агрессию! - Зато ты свою агрессию так на всех и выплескиваешь! - Ну и какой любви после этого ты от меня ждешь?!   Перевести обратно в глагол.
ОГРАНИЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МИРА
Генерализация — это процесс, при котором части собственной модели мира отделяются от изначального опыта и начинают представлять целую категорию явлений, для которых этот опыт служит уже только примером. Так возникают фобии, убеждения: человек имел болезненный опыт, который перенес на все похожие случаи. Но без генерализации было бы невозможным обучение. Творческая идея возникает из кусочков информации.
МОДАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ. Определяются правила и ограничения поведения. Это слова, которые либо требуют от говорящего, либо исключают для него возможность определенного поведения. Они определяют для человека его границы мира. Все эти слова могут быть использованы также в форме отрицания.     - С мужчинами нужно быть строгими.   - Не могу подойти к ней и познакомиться…   - Никогда не смей повышать на меня голос!     Восстановить ожидаемые причины, результаты и эффекты. Определить последовательность возникновения правила или ограничения.  
ПРЕСУППОЗИЦИИ Что-то, что неявно требуется для того, чтобы понять утверждение. - И каждый раз, когда я сажусь отдохнуть, обязательно нужно меня отвлекать, приставать…   - И что? Он опять начал пить? Нет, ну какой гад, ты посмотри...   - Ох, Витек, Витек… И когда ты поумнеешь…   Уточнить и прояснить неявно предполагаемые в утверждении процессы и отношения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КВАНТИФИКАТОРЫ Кванторы предполагают или прямо утверждают, что реальность абсолютно соответствует тому, как она воспринимается говорящим. На это указывают слова: все, каждый, никогда, ничего, всегда, никто…   - Никто здесь меня и слушать не хочет. - Папа! Папа! Я тебя слушаю! - Думает ли кто-нибудь вообще, что мне действительно важно об этом поговорить… - Папа! Папа! Это же для меня важно!   - Все, что я делаю, бесполезно. - Да нет же! Ты что, так и собираешься здесь сидеть и ничего не делать?   Найти примеры, противоположные ограничивающей генерализации. Отвечайте вопросами об универсальности утверждения, используя контр-примеры.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ НЕОФОРМЛЕННОСТЬ
Искажение — процесс изменения полученных сенсорных данных так, чтобы они стали внутренним переживанием и опытом. Искажение может быть полезно для планирования будущего. Люди заставляют свои предсказания реализовываться, отрицая уникальность мира и своего взаимодействия с ним, а также снимая с себя ответственность за это взаимодействие.
ПРИЧИНА - СЛЕДСТВИЕПодразумеваемая причинно-следственная связь между конкретным стимулом и реакцией. Это убежденность в том, что какое-то действие, слова, или выражение лица одного человека, могут быть причиной какой-то эмоции или другого внутреннего состояния другого человека. - Тыменябесишь! - А тыменядостал своими придирками!   - Понимаешь, вот не лежит душа его выгонять… Куда он пойдет-то? Сопьется же… Я так не хочу. На фига мне потом это чувство вины? Определить причинную связь, которая предполагается в утверждении и восстановить. Найти противоположные примеры. Отвечайте вопросами о механизме причины и следствий.
ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ. Претендовать на знание чьего-либо внутреннего опыта. Уверенность в собственном знании о том, что чувствуют или думают другие люди, без проверки этого «знания». - Смотри, что я принес! Два билета на Буланову! - Ффу… Я терпеть ее не могу! - Да откуда ж я это знал! - Если бы ты меня любил, ты бы это знал!   - Тебе что, делать нечего? Фигней какой-то занимаешься… Ведь все же понимаешь …   - Он даже и не замечает, что я его люблю… Определить критерии, использованные для предположений о внутреннем состоянии другого человека. Восстановить источник информации. Отвечайте вопросами о том, как говорящий узнает, что все именно так, как он думает.
СЛОЖНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ Когда о двух разных переживаниях говорится так, как если бы они значили одно и то же. - Слушай, ты уже достала. Сидишь, молчишь, дуешься на всех за что-то! - Ты чего? Я никого не трогаю! - А чего ты все дуешься? - Да я уже забыла! - А чего тогда молчишь… Проверить достоверность отношения, которое подразумевается в сложной эквивалентности.
УТРАЧЕННЫЙ ПЕРФОРМАТИВ Ярлыки, суждения, верования, стандарты, выраженные в виде объективной истины, оценочные суждение, в которых опущено сообщение о том, кто вынес это суждение и как оно было сделано. - Глупость какая-то…   - Это неправильно. Определить источник и критерии, использованные при вынесении суждения. Вопросы об источнике убеждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.