«…- У тебя должны вокруг головы летать птички, а не рыбки! Запомнил?..»
Из к/ф «Кто подставил
Кролика Роджера»
«…В словах нет никакой энергии – если только они не вспыхивают и не рождают образы. В слове самом по себе нет ничего, ничего. Вот о чем я думаю, среди прочего: «Что же это за слова, которые рождают у людей образы?» И тогда люди чувствуют эти образы…»
Виржиния Сатир.
«…Галлюцинации, я считаю, это то, чем вы здесь занимаетесь целый день, формальных различий между галлюцинациями и теми процессами, которые вы используете, когда я прошу вас вспомнить что-нибудь - будь то событие сегодняшнего утра, или запах аммиака - просто не существует. Насколько мне известно, однако, некоторая разница между обитателями психиатрических больниц и нормальными людьми все же существует. Одно из различий это то, что больные и здоровые живут в различных зданиях. Другое - это отсутствие у больных стратегий различия между разделяемой (общепринятой) реальностью и неразделяемой. У кого есть щенок? Можете ли вы его увидеть, сидящим на этом стуле?…»
Р. Бэндлер,
Дж. Гриндер.
«Из лягушек в принцы».
1. Субмодальности – качественные и количественные различия в модальностях (аудиальной, визуальной, кинестетической).
2. Критические субмодальности - субмодальности, оказывающие наиболее сильное влияние на значение содержания.
3. Управляющая субмодальность – субмодальность, которая оказывает наиболее сильное влияние на чье-либо поведение. При увеличении влияния данной субмодальности происходит усиление ощущения «должен что-то сделать».
4. Синестезия – сцепка репрезентации в одной модальности с репрезентацией в другой модальности (например, образ вызывает ощущение).
5. Кинестетические мета-реакции – кинестетические ощущения, возникающие в связи с репрезентациями в аудиальной или визуальной сенсорной системе посредством синестезии.
Субмодальности
Некоторые вопросы для извлечения этих различений
Визуальные
Цвет или черно-белый
Это цветное или черно-белое? Это весь цветовой спектр?
Цветность
Количество цветов.
Насыщенность
Насколько насыщены цвета или блеклые?
Яркость
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Контраст
Это сильно контрастное (яркое) или блеклое?
Фокус
Этот образ резкий, в фокусе или он размыт?
Текстура поверхности в этом образе
Гладкое или грубое?
Фон
Соотношение фигура/фон
Детальность/плотность
Передний план и фон детализированы? Насколько насыщен образ объектами.
Глубина резкости
Видите ли вы эти детали как часть целого или вы должны сдвигать фокус, чтобы увидеть их?
Размер
Как велика эта картинка? (Попросите для определения оценить размеры порядка 11см * 14 см)
Дистанция/расстояние
Как далеко этот образ? (Снова попросите для определения оценить дистанцию порядка 6 м)
Форма
Какой формы эта картинка: квадратная, прямоугольная или круглая?
Границы
Есть ли границы вокруг него, или его края расплывчаты? Имеет ли граница цвет? Как широка эта граница?
Положение
Где этот образ помещен в пространстве? Покажите мне обеими руками, где вы видите этот образ (ы)?
Движение Внутри образа
Это движущаяся или неподвижная картинка? Насколько быстро это движение: быстрее или медленнее, чем обычно?
Движение Вне образа
Этот образ стабильный? В каком направлении он движется?
Скорость движения
Как быстро движется?
Ориентация/угол зрения
Эта картинка наклонна?
Ассоциирован - диссоциирован
Вы видите себя или вы видите это событие, как если бы вы были в нем?
Перспектива/позиция
С какой стороны вы видите это?
(Если диссоциирован). Вы видите себя справа или слева, спиной или лицом?
Пропорции
Эти люди и вещи в этом образе в натуральной пропорции или некоторые из них больше или меньше, чем в жизни?
Размерность
Это плоское или трехмерное?
Эта картинка обернута вокруг вас?
Единственность-множественность
Есть только один образ или больше чем один?
Вы видите их один за другим или одновременно?
Аудиальные
Положение
Вы слышите это изнутри или снаружи?
Откуда это звук (голос) исходит?
Направление
Куда это звук (голос) распространяется?
Частота
Какова частота звучания (паузы между колебаниями)
Высота
Какова высота звука? Высота выше или ниже, чем обычно?
Тональность
Какова его тональность: носовой (гнусавый), полнозвучный и богатый, тонкий, скрипящий?
Звуки/слова
Звуки без символического значения или слова, как самостоятельные якоря состояний.
Мелодия
Это монотонное или есть мелодический диапазон?
Изменяемость модуляции голоса
Какие части выделены?
Громкость
Какова громкость этого?
Темп
Это быстрое или медленное?
Ритм
В этом есть ритм?
Длительность
Это непрерывное или прерывистое?
Обертона
Добавочные гармоники, которые дополняют основной. Они тише по звучанию.
Моно/стерео
Вы слышите это с одной стороны, с обоих сторон или звук повсюду вокруг вас?
Кинестетические
Качество
Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, режущее, расслаблено, напряженно, рвущее, давящее, сжимающее, жалящее, завязанное в узел, рассредоточенное?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление