КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I. Главные психические функции и анатомо-физиологическое устройство. 14 страница
Эти примеры показывают, как сложны и разнообразны пути, по которым может происходить психофизическое преобразование сексуальной энергии, как и вообще аффективных импульсов всякого рода. Особую группу образуют те психические феномены, которые можно обозначить как сексуальные заместительные образования. Сюда можно причислить прежде всего уже упомянутое невинное извращение, носящее название фетишизма, при котором вместо реальных человеческих объектов любви со смешной страстностью желают, собирают, целуют и почитают такие предметы, как сапоги, передники или носовые платки. При этом дело может дойти до самых странных вытеснений и символических образований, которые объясняют некоторые загадочные уголовные поступки, в особенности кражи, лиц, в других отношениях не опороченных. Случай с 36-летней незамужней женщиной Екатериной Г., которая ночью украла у крестьян в деревне двухгодовалого бычка и две пары старых военных брюк, можно объяснить ассоциативными отношениями этих объектов к сексуальным кругам ее представлений. Психологически в самом тесном родстве с этим состоят некоторые типичные странности и пристрастия старых дев и холостяков. Канарейка, домашняя кошка и маленькая упитанная собачка сопутствуют одинокой старой деве так же, как горшки с гвоздикой, собирание книг и монет тесно связаны с образом тихого холостяка. Та нежность и в той степени, в какой обычно она направляется на мужа, жену или детей, здесь расходуется на маленьких животных, растения и мертвые предметы. Существует народная пословица: «В молодости — блудница, в старости — святоша», которая так же грубо, как и отчетливо, выражает энергетические отношения между половым влечением и проявлениями религиозности, взятыми здесь, без сомнения, в своей самой низшей форме. Что лицемерное святошество следует понимать как непосредственное заместительное образование, это, в самом деле, ясно. От этой же примитивной формы заместительного образования имеются все переходные ступени к подлинному сублимированию, т. е. к превращению примитивного влечения в ценнейшие энергетические корреляты религиозного, этического и художественного рода. Переходную ступень от грубого заместительного образования к сублимированию представляет религиозность некоторых небольших товариществ, сект и тайных обществ, с большой готовностью организующихся вокруг отдельных странных людей, паранойных пророков и основателей религий. В отношении между главой секты и его приверженцами, по большей части женского пола, еще никак нельзя психологически отделить религиозное почитание посланного Богом пророка от эротического очарования мужчиной — они образуют одно целостное чувство. То же самое наблюдается, впрочем, и в образованном обществе среди напоминающей хвост кометы толпы женских почитательниц, устремляющихся за каким-нибудь проповедником обновления, мистиком или теософом. Можно было бы считать, что исторически образовавшиеся секты (как, например, секта известного «лицемера из Кенигсберга») с их соединением в одно целое половых актов и религиозных священных церемоний — это разрозненные эксцентрические отклонения, если бы мы еще и в настоящее время не встречали ту же самую комбинацию чувств с почти тождественным церемониалом и в современных паранойно-возбужденных тайных религиозных обществах. Часто при этом мы видим, как половое влечение фигурирует в культовых отправлениях и в этических представлениях секты в его самой острой, атавистической амбивалентности, как некоторый ряд табу, одновременно как самое священное и самое нечистое, как великая, таинственная волшебная сила. В шизофрении, которая выводит наружу столь многие филогенетически важные механизмы, мы часто видим, как бы в эксперименте, в некоторых экстатических начальных стадиях сублимирование эротики в интенсивнейшее религиозное переживание. Пациент живописует, как сильное половое возбуждение, при самом интенсивном душевном напряжении и концентрации в течение часов и дней, постепенно или внезапно переходит в мистическое чувство просветленного соединения с Богом, которое, будучи почти лишено представлений, пронизано мерцанием эротического ощущения счастья. Шизофреник описывает в качестве индивидуального переживания не что иное, как то, что красной нитью тянется через всю тысячелетнюю историю культурного развития человечества. Мы видим первые ростки сублимирующего единения религии и эротики, пока еще в совершенно наивной и неприкрытой форме, в оргиастических культах первобытных народов, народов Востока и классической древности, отмечаем далее, как они все более облагораживаются и одухотворяются в религиозной мистике средневековья. Так же и здесь в пылкой ревности религиозного экстаза, в любви, обращенной к Богу и Марии, столь же ясно звучит эротический чувственный тон, в особенности в лирике (некоторые из средневековых песен о Марии отличаются от светских любовных песен только употреблением священного имени). Точно так же для мистической формы религиозности в высшей степени характерно, что она собрание светских песен о любви, как «Песнь песней», как религиозные гимны, перечеканила и кодифицировала в священных книгах. В духовных упражнениях монашеских орденов выработались вполне последовательные системы, позволяющие с помощью сочетания телесного умерщвления плоти с замысловатой тренировкой мыслей, мало-помалу, постепенно и методично подвигаясь вперед, перевести элементарные силы влечения в чистую любовь к Богу, в созерцание Бога и экстатическое соединение с Богом. Таким образом, здесь сублимирование в психологически интересной форме было возведено в систему, подлежащую заучиванию. Лютер называет этот род религиозного сублимирования очень характерно: «вскарабкивание в величие божие». Мы взяли в качестве образца для филогенетических и индивидуально-психологических связей высших чувств с основными влечениями отношение религии и полового влечения. Нужно обратить внимание на то, что при реализации таких сложных духовных образований, как религия, половое влечение образует, естественно, только один из энергетически главных компонентов, что, наряду с этим, инстинкты сохранения жизни и охраны ее от опасностей играли решающую роль при возникновении магических и молитвенных обрядов, веры в бессмертие и социальных нравственных предписаний; половое влечение генетически играет роль преимущественно только в главной стороне религии — мистически-оргиастической. Остается развить столь же обстоятельно другие формы сублимирования, преимущественно с этической и художественной сторон. Филогенетически религия была самой древней общей матерью всех других более высоких чувств и стремлений. Этика, искусство и наука образовывали вплоть до средних веков преимущественно только второстепенные группы, только служебные вспомогательные методы для всеобъемлющего религиозного чувства. Только мало-помалу при сильном ослаблении религиозного ощущения они приобрели самостоятельный характер. Искусство с его чувственным характером эмоции, наряду с религией, ближе всего к глубочайшей основе душевной жизни, имеющей характер влечений. Эротическая атмосфера чувств представляет, например, самый сильный жизненный элемент для поэзии и изобразительного искусства как непосредственно, так и в самых различных сублимациях. Остатки эротической энергии часто превращаются в ценные произведения искусства, как это мы видим на примере Готфрида Келлера, у которого высокая эмоциональная сила поэтических образов женщин находится в отчетливом динамическом отношении с теми огорчениями, которые ему принесла любовь. Если же девушка, потеряв надежду на замужество, принимает внезапное решение стать сестрой милосердия, то она, при этом этическом сублимировании, переносит на новое энергетическое направление жизни общий аффективный порыв, но не эротическую окраску чувства. Еще большее значение это имеет для соответствующих явлений в области научной работы. Здесь связи с простыми, более элементарными направлениями влечений становятся все слабее, и мы все более приходим к пониманию темперамента как побудительной силы всякого мышления и стремления.
Глава 10. Темпераменты
Понятие темперамента группируется, как мы видели, прежде всего вокруг эффективности. Темпераментом мы называем общую характерную для личности в целом установку эффективности по ее обоим главным факторам. Способность к аффицированию показывает две независимые основополагающие для темперамента шкалы чувств: психастеническую (между полюсами «чувствительный» и «тупой») и диатетическую (между полюсами «веселый» и «печальный»). Отчетливо выраженные диатетические темпераменты оказываются часто при этом нейтральными в психэстетическом направлении, они менее «нервозны»; отчетливо выраженные психэстетики, наоборот, менее определенны в диатетическом направлении, они просто «серьезны». Компоненты импульсивной стороны эффективности обнаруживаются в темпераменте человека — в его психическом темпе, который проявляется как чувственно, так и интеллектуально, прежде всего в психомоторной сфере, в личном способе движения по его быстроте или медленности, по его ритму. Психэстезия и настроение, с одной стороны, психический темп, с другой, образуют корень понятия «темперамент» в психологии. Но при этом слово «темперамент» издавна охватывает вместе с эффективностью и ее гуморально-нервные основы, откуда возникает связь темперамента со строением тела и, таким образом, связь между телесной и психической личностями. Слово «темперамент» для современного исследования является эвристически-познавательным, основное содержание которого ни по телесной, ни по психологической стороне в настоящее время мы еще не можем вполне осознать. Процессы химизма крови и обусловленное ими взаимодействие между кровяными железами, вегетативной нервной системой и мозгом играют определенную роль в психологических процессах, оказывая влияние на эффективность. Но мы встречаемся с ними и в других местах, например при эйдетической одаренности; они существенно влияют на психомоторную сферу, а также, как показывают новые экспериментальные исследования, на интеллектуальные процессы, способность к абстракции, типы восприятия и представления, так как все основные факторы душевной жизни так переплетены, что их нельзя искусственно, с помощью слишком резкого расчленения понятий оторвать друг от друга. Теперь мы рассмотрим аффективные душевные побудительные силы во всем богатстве их культурной дифференцированности и индивидуальных оттенков. Темпераменты имеют для всего того, что называется индивидуальностью или личностью, для отличия одного человека от другого, гораздо большее значение, чем все структурные различия в душевных аппаратах. Мы различаем людей по их телесному строению, по росту, очертаниям лица и затем по их характерным особенностям, темпераменту, способу реагировать, чувствовать и действовать. В высшей степени характерно, что именно эти два больших комплекса явлений, строение тела и темперамент, находятся друг с другом во внутренних биологических отношениях. Они составляют добрую долю тех внешних явлений, по которым мы узнаем конституцию человека, т. е. сумму унаследованных им предрасположений. Соотношение между строением тела и темпераментом устанавливается с помощью эндокринных желез. Во всяком случае мы видим, что при раннем удалении определенных эндокринных желез наступают явления выпадения тех или других черт в обеих областях. В молодости недостаточное развитие щитовидной железы вызывает одновременно притупление темперамента и отставание в росте тела в характерной форме кретинного карликового роста, в то время как раннее удаление семенных желез (ранняя кастрация) имеет своим последствием флегматический, отличающийся слабыми побуждениями, темперамент и вместе с этим евнухоидное строение тела с чрезмерной длиной конечностей и увеличением срока окончательного обрастания волосами. По аналогии с этими случаями мы могли бы в общем представлять себе отношения между строением тела и темпераментом как обусловленные, по меньшей мере частично, деятельностью желез, причем наряду с более ограниченными эндокринными железами должны были бы быть приняты по возможности во внимание также и большие железы внутренностей, вообще всякая ткань, так или иначе имеющая значение для общего химического состава тела. Обе главные группы конституциональных, эндогенных психозов могут служить нам путеводителями в запутанной области конституциональной индивидуальной психологии. Маниакально-угнетенное состояние, или циркулярный психоз, является при этом для нас болезненным представителем большого нормально-психологического круга темпераментов, так называемых циклотимиков, в то время как шизофренные психозы, или раннее слабоумие (dementia praecox), доставляют нам доведенный до карикатуры наглядный образ большого нормального круга форм шизотимных темпераментов. Психопатические пограничные состояния между больным и здоровым мы обозначаем как циклоидное или шизоидное. У больных циркулярным психозом преобладает одна форма строения тела: пикническая (pyknische Habitus). Шизофреники, напротив, обнаруживают при многостороннем скрещении и смешении признаки различных форм строения тела, из которых чаще всего встречающиеся мы можем сгруппировать в лептосомный (астенический) и атлетический типы, к ним присоединяются многие диспластические специальные группы, которые имеют морфологическое отношение к известным дисгландулярным формам тела, так, например, высокорослый евнухоид (hochwuchsige Eunuchoid), определенные евнухоидные и полигландулярные формы ожирения (Fettwuchsformen), наконец, бесчисленные инфантильные и гипопластические формы строений тела. Гораздо реже в обоих кругах форм строения тела мы встречаем противоположный тип. Так, среди больных, страдающих шизофренией, люди с ясно выраженным пикническим строением тела встречаются довольно редко, в то время как среди страдающих циркулярным психозом в небольшом количестве попадаются дипластики, астеники и атлетики несколько чаще, но также, однако, в явном меньшинстве. Общее впечатление о трех важнейших типах строения человеческого тела дают нижеприведенные рисунки. Пикники в среднем возрасте являются людьми с короткими членами, сутулыми, кругловатыми и упитанными, со свежим цветом лица. Костное строение — хрупкое, мускулатура — слабая, жировой покров лица, шеи и туловища обилен. Они обладают значительным объемом головы, груди и живота при более узких, сдвинутых плечах, что в общем придает туловищу бочкообразную форму. Голова на короткой сутулой шее наклонена немного вперед. Череп в типичных случаях низок и глубок, с плоским очертанием темени и хорошо развитым затылком; лицо — мягкое, широкое и округлое со средним, гармоничным соотношением черт в высоту и хорошо развитыми отдельными формами. Профиль мягко и слабо очерчен, с мясистым носом; фронтальное очертание лица в схеме имеет вид плоского пятиугольника или широкого щита. Руки коротки, широки и мягки, изящного строения. Пикники в среднем обладают мягкими, тонкими, откидывающимися назад волосами на голове, высоким лбом и склонны к преждевременному и сильному облысению, в то время как борода и волосы тела растут обильно. Рис. 14. Пикнический тип. Рис.15. Атлетический тип. Рис. 16. Астенический тип. Мужчины-атлетики стройны и обладают, скорее, длинными членами. Широкий мускулистый пояс плеч преобладает в зрительном впечатлении над сильно уменьшающейся нижней половиной тела, с узким тазом и стройными ногами, что придает фронтальному очертанию туловища вид трапеции. Костное строение — плотное, особенно в плечевом поясе и в концах конечностей. Мускулатура сильно развита и выступает пластичным рельефом под эластичной и бедной жиром кожей. На сильной и высокой шее сидит плотная и высокая голова с высоко поднятым среднего размера лицом, сильными, хорошо развитыми подбородком и рельефом костей. Фронтальное очертание лица напоминает формой вытянутое яйцо. Мужчины-лептозомы (астениками мы называем более крайние формы) имеют цилиндрическое туловище с вытянутой, узкой грудной клеткой и узкими плечами. Конечности и шея производят впечатление, скорее, длинных. Кости, мускулы и кожа — нежные, тонкие и худые, голова —маленькая или высокая круглая. Вытянутый, остро очерченный нос контрастирует с гипопластической нижней челюстью, благодаря чему, при выдающемся вперед носе и отступающем подбородке, легко создается угловой профиль, что, между прочим, встречается нередко и у шизотимиков, имеющих другое строение тела. Фронтальное очертание лица в типичных случаях приближается к укороченной яйцевидной форме. Окраска кожи у шизофреников часто бледна; первоначальный волосяной покров (голова и брови) отличается густотой, жесткостью, прочностью и остается в неизменном виде довольно продолжительное время, причем терминальный волосяной покров в среднем бывает слабо развит. У мужчин-шизофреников в строении тела часто наблюдаются такие евнухоидные признаки, как чрезмерная длина конечностей, увеличенная ширина таза и т. п., феминизмы у мужчин, маскулинизмы и гипоплазии половых органов у женщин; наконец, прежде всего, гипопластические черты, маленький рост и отсталое развитие иногда всего тела, иногда отдельных частей, особенно лица, которое имеет почти прямую, отвесную, неразвитую линию профиля с жалким курносым носиком. Затем обнаруживается тот одинаково важный как для теоретической, так и для практической психологии и для составления суждений о людях факт, что формы тела в том виде, как мы их установили для душевнобольных циркулярных и шизофреников, показывают родство и с нормальными психологическими типами темпераментов, так что приходится встречать пикнические фигуры чаще у циклотимиков, астенические, атлетические и диспластические — у шизотимиков (при этом, правда, грубые дисплазии чаще можно найти у душевнобольных и шизоидных психопатов, чем у здоровых шизотимиков). Циклотимики и шизотимики биологически, как уже сказано, отличаются друг от друга тем, что первые, заболевая психически, страдают преимущественно циркулярным психозом, вторые же главным образом шизофренным психозом. Наконец, оба эти типа также имеют между собой более тесную с точки зрения наследственности связь, так как мы находим в ближайшем кровном родстве у циклотимных и циркулярных в среднем несколько больше циклотимиков, у шизофреников и шизотимных, — наоборот, несколько больше шизотимиков. Рис. 17. Астенический тип. Угловой профиль. Рис. 18. Атлетический тип. Плотная высокая голова. Рис. 19. Пикнический тип. Глубокая плоская голова. Рис. 20. Гипопластическое лицо. Таблица представляет некоторые данные о частоте совпадений между пикническим строением тела и циклотимическим темпераментом, лептозомным строением и шизотимическим темпераментом. Связь между строением тела и темпераментом Строение тела Темперамент (в %)
Циклоти-мический Смешанный, или неопределенный Шизотими-ческий Пикническое 94,4 2,8 2,8
Лептозомное 12,2 17,1 70,7
Самодиагнозы здоровых пикников и лептозомов по анкетам Горста и Киблера (77 человек — 36 пикников, 41 лептозом). При современном состоянии исследования мы можем рассматривать шизотимиков и циклотимиков как два больших и сложных биологических типа, из которых создается в различных степенях смешения большое количество различных оттенков нормальных темпераментов. Открытым остается вопрос о том, не существуют ли рядом с этими иные группы темпераментов, не говоря уже о более мелких группах ненормальных отклонений, как, например, при тяжелом заболевании кровяных желёз, или как истерические, эпилептоидные, параноидные и т. п. типы в клиническом опыте. Другой вопрос заключается в том, каковы эти типы и не содержат ли они в себе различные биологические подразделения, как это, вероятно, можно предположить у шизотимиков. Важнейшие психологические признаки обоих типов даны в следующей таблице. Психологические признаки Темперамент
Циклотимический Шизотимический Психэстезия и настроение Диететическая пропорция между приподнятостью (весельем) и подавленностью (печалью) Психэстетическая пропорция между гиперэстезией (повышенной чувствительностью) и анестезией (холодностью)
Психический темп Колеблющаяся кривая темперамента между подвижностью и покоем (behabg) Прыгающая кривая темперамента между порывистостью и тягучестью; альтернативный образ мыслей и чувств
Психомоторная сфера Адекватность раздражению, округлость, естественность, мягкость Частая неадекватность раздражению, задержка, парализованность, деревянность и т. д.
Родственный тип строения тела Пикнический Лептозомный, атлетический, диспластический и смешанный
Душевное настроение у каждого из обоих типов темперамента постоянно колеблется между двумя аффективными контрастами: у циклотимиков, главным образом, между весельем и печалью, у шизотимиков — между повышенной чувствительностью и холодностью. Исходя из этого выделяют четыре важнейшие группы темпераментов в зависимости от того, имеет ли циклотимический темперамент тяготение к полюсу веселого или грустного настроения, а шизотимический — к полюсу повышенной чувствительности или холодности. Правда, в реальной жизни встречаются не чисто веселые или грустные темпераменты, не чисто раздражительно-нервные или холодные и тупые, наблюдаются самые разные виды смешения веселого и грустного, с одной стороны, повышенно чувствительного и равнодушного темпераментов, с другой, которые наслаиваются друг на друга, сдвигаются или, колеблясь, сменяют друг друга, так что даже в самом веселом темпераменте мы находим податливость грустным настроениям и в самом холодном и бесстрастном — специфические следы чрезмерной раздражительности. Соотношение, которое образуют у отдельного циклотимика веселые и грустные черты душевного настроения, мы называем его диатетической пропорцией, соотношение же между повышенной чувствительностью и холодностью у отдельного шизотимика — его психэстетической пропорцией. Рис. 21. Типы фронтального очертания лица (схематически): Кроме пропорций индивидуального темперамента нас должен также интересовать вопрос о его примесях, тех оттенках, которые превалирующий тип получил путем присоединения черт другого рода в процессе наследственной передачи (т. е. о возможных циклотимических прибавках в преимущественно шизотимическом темпераменте и наоборот). Различия в психическом темпе еще более увеличивают богатство различных оттенков отдельных темпераментов, которое создается благодаря психэстезии и оттенку настроения. Мы различаем общий психический темп, т. е. степень быстроты, с которой в среднем происходят психические процессы — процессы понимания, интрапсихической обработки, а также процессы, относящиеся к психомоторной области. Мы различаем и психический ритм, т. е. равномерность или неравномерность временного и динамического следования друг за другом отдельных психических актов. Темперамент циклотимиков обладает большей равномерностью без каких-либо ритмических особенностей, отличается мягкостью, естественной отзывчивостью на горе и радость, обнаруживая ярко выраженные различия в общем темпе (от быстрого до очень медленного). Таким образом, психический темп циклотимиков колеблется между подвижностью и спокойствием. В противоположность этому шизотимики обнаруживают очень мало характерного в общем темпе, но зато часто проявляют ярко выраженную склонность к ритмическим особенностям. Дело в том, что на некоторые, сильные аффектами, комплексы представлений они реагируют чрезмерной раздражительностью и держатся за них страстно и долго, до тех пор, пока их резко не оторвет другое раздражение; при этом они способны оставаться равнодушными и безучастными по отношению к бесчисленному количеству других раздражений. К этому часто присоединяются несоответствие между способностью восприятия впечатлений и реакцией на них с помощью выразительных движений, расстройства аппаратов, служащих для передачи полученного раздражения органам движения, что препятствует немедленной переработке даже живо воспринимаемых впечатлений. Из-за этого происходят застои, скопления аффектов, причем аффекты идут сложными неожиданными обходными путями. Это приводит к усложнению психического ритма, который перестает поддаваться учету, за исключением случаев с тупыми дефективными. Они долгое время упорствуют в чем-либо, внезапно отступают, резко реагируют, а затем опять кажутся индолентными. Таким образом, психический темп шизотимиков колеблется между тягучестью и порывистостью. У циклотимиков мы чаще всего наблюдаем совпадение настроения с психическим темпом, а именно: веселые являются чаще всего и более подвижными, а средние темпераменты с наклонностью к депрессии — более флегматичными, замедленными. Нам давно известно из клинического опыта о тесной связи между веселым возбуждением, скачкой мыслей и психомоторным облегчением в картине симптомов мании, а также о связи между депрессией, задержкой мыслительных и волевых процессов в картине симптомов меланхолии. И у здоровых циклотимических темпераментов наблюдается постоянная связь между настроением и психическим темпом: веселость и подвижность легко соединяются в гипоманиакальном типе темперамента, а склонность к депрессии и медлительность — в тяжелокровном (schwerblutig). У шизотимиков же, напротив, не наблюдается подобных постоянных отношений между психэстезией и специфическим психическим ритмом. Так, мы иногда наблюдаем у нежных гиперэстетиков удивительное упорство в чувствах и желаниях и, наоборот, капризную неустойчивость у очень холодных индолентных типов. Таким образом, эмпирически все четыре комбинации (раздражительное и холодное упорство, неустойчивая чувствительность и капризное равнодушие) встречаются в кругу шизотимных форм. Если в качестве руководящих признаков мы возьмем симптомы способности к аффицированию (психэстезия и настроение), то получим 6 главных темпераментов. 6 главных темпераментов Циклотимики. 1. Гипоманики: пылко подвижные. 2. Синтонные: практичные реалисты, даровитые юмористы. 3. Тяжелокровные. Шизотимики 4. Гиперэстетики: раздражительные, нервозные, нежные, самоуглубленные, идеалисты. 5. Шизотимные (среднее положение): хладнокровно энергичные, систематически последовательные, спокойно аристократические. 6. Анэстетики: холодные, холодно нервозные, взбалмошные чудаки, индолентные, аффективно слабые, тупые бездельники. Отдельные дифференциации шизотимических темпераментов мы можем здесь лишь наметить. Эмпирически гиперэстетические качества проявляются, главным образом, как нежная чувствительность, тонкое чувство по отношению к природе и произведениям искусства, такт и вкус в индивидуальном стиле, мечтательная нежность к определенным лицам, чрезмерная раздражительность и уязвимость, вызываемые каждодневными заботами, наконец, у огрубевших типов, особенно у постпсихотиков и их эквивалентов, — внезапные вспышки гнева. Анэстетические качества шизотимиков проявляются как режущая, активная холодность или пассивная тупость, концентрирование интересов на узколичных областях, полное безразличие (Wurstigkeit) или непоколебимое равнодушие. Их неустойчивость иногда является беспечной безудержностью, иногда же — активным капризом. Их упорство проявляется в самых разных формах: как железная энергия, непоколебимое упрямство, педантизм, фанатизм, систематическая последовательность в мышлении и поступках. Разновидностей диатетических темпераментов гораздо меньше, если не принимать во внимание смешанные типы темпераментов, не включать сутяг, буйных, мнительных, сухих ипохондриков. Гипоманиакальный тип обнаруживает рядом с веселым настроением склонность к гневу и безудержность. Он колеблется между легко вспыхивающим огненным темпераментом, лихим, широким практическим размахом, хлопотливостью и ровной солнечной веселостью. Психомоторная сфера циклотимиков отличается мимикой и телодвижениями, то быстрыми, то медленными, но всегда, за исключением тяжелых, болезненных поражений, округлыми, адекватными импульсу. У шизотимиков из-за неадекватности психического раздражения и моторной реакции чрезвычайно часто встречаются психомоторные особенности, прежде всего в форме аристократически сдержанных телодвижений, сильно скованных, или аффективно парализованных, или же, наконец, временно задержанных, негибких и робких. По сложной жизненной установке и реакциям на среду циклотимики, главным образом, являются людьми, склонными всецело отдаваться окружающему миру и настоящему моменту, людьми с открытым, общественным, сердечным и естественно непосредственным характером независимо от того, кажутся ли они слишком предприимчивыми или созерцательными, неподвижными и меланхоличными. Отсюда происходят, между прочим, повседневные типы деятельного практика и чувственного искателя наслаждений, отсюда же — из одаренных в области искусства — вытекают типы спокойно и широкими мазками изображающего реалиста и добродушно-сердечного юмориста; из области научной мысли — тип наглядно описывающего и нащупывающего эмпирика и доступного народу популяризатора; в области же практической жизни — тип благожелательно понимающего посредника, организатора широкого размаха и решительного, идущего напролом человека. Как пример людей преимущественно циклотимического темперамента с преимущественно пикническим телосложением можно назвать Лютера, Лизелотту Пфальцскую, мать Гёте, Готфрида Келлера, Иеремию Готхельфа, Фрица Рейтера, Германа Курца, Генриха Зейделя, ученых типа Александра Гумбольдта, вождей типа Мирабо.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |