Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Главные психические функции и анатомо-физиологическое устройство. 15 страница




Жизненная установка шизотимических темпераментов, напротив, состоит в самоудовлетворенности, в создании своей внутренней жизни, изолированной индивидуальной области, внутреннего мира, чуждого действительности, мира принципов, идей и грез. Отсюда — острый конфликт между «я» и внешним миром, безразличный или раздраженный уход в себя от своих ближних или равнодушное, невнимательное пребывание среди людей. Прежде всего мы видим здесь бесчисленное количество дефективных типов, ворчливых оригиналов, эгоистов, безудержных кутил и преступников. Среди социально ценных типов мы наблюдаем тонко чувствующего мечтателя, отрешенного от жизни идеалиста, нежного и в то же время равнодушного аристократа. Мы видим их в искусстве и поэзии как чистых художников стиля и формы, как классиков, как удаляющихся от мира романтиков и сентиментальных идиллистов, как трагически-патетичных натур (вплоть до резкого экспрессионизма и тенденциозного натурализма), наконец, как людей, отличающихся остроумной иронией и сарказмом. В их научном мышлении мы легко находим склонность к схоластическому формализму или к философской рефлексии, к метафизике и к точной систематизации. Среди типов, способных принимать участие в деятельной жизни, шизотимики (особенно энергичные, непреклонные, принципиальные и последовательные) являются, по-видимому, господствующими натурами, героическими моралистами, чистыми идеалистами, холодными фанатиками, деспотами и гибкими, холодно расчетливыми дипломатами. Преимущественно шизотимиками с соответствующим строением тела являются Шиллер, Кернер, Уланд, Тассо, Гёльдерлин, Новалис, Платен, Стриндберг, многие философы, как, например, Спиноза или Кант, вожди типа Кальвина, Робеспьера, Фридриха Великого и т. д.

Мы объединяем эти специфические предрасположения в таблице так, как они, по-видимому, объединены биологически современными исследованиями, но отмечаем при этом, что таблица охватывает только социально ценные, положительные виды и из них опять-таки лишь наиболее важные, т. е. только часть общей совокупности темпераментов.

Специфические дарования

Социально ценные типы

Циклотимики

Шизотимики

Поэты

Реалисты Юмористы

Патетические натуры Романтики Художники формы

Исследователи

Наглядно описывающие эмпирики

Люди точной логики Систематики Метафизики

Вожди

Решительные, идущие напролом натуры Ловкие организаторы Умелые посредники

Чистые идеалисты Деспоты и фанатики Люди холодного расчета

Кроме этих больших, общих групп темпераментов в более узкой, клинической области существуют еще некоторые дегенеративные специальные типы, как истерики, эпилептики, параноики и т. д. Составляются ли они биологически из тех же самых элементов, что и главные темпераменты, только в различных комбинациях и силе отдельных наследственных факторов, или имеются и новые факторы, в настоящее время еще нельзя решить. Мы должны придерживаться этой точки зрения. Эмпирические работы по прояснению этих вопросов уже давно ведутся и скоро должны быть закончены. Сказанное в литературной дискуссии, например, об отношении шизоидного к истерическому или к другим психопатическим формам основано, к сожалению, на примитивной постановке вопросов и эмпирически совершенно недостаточно. Краткое описание дегенеративных специальных типов темперамента будет дано в рамках психобиограммы (гл. 15).

 

Часть IV. Личность и типы реакций. Глава 11. Ум и характер

 

Мы заканчиваем исследование отдельных составных частей механизма психической жизни и побудительных сил, которые приводят его в движение, а также их биологической структуры. Теперь мы перейдем к синтезу и рассмотрим целостную законченную личность во всей ее сложности, поставив ее в рамки столь же сложной психической среды. Мы будем исследовать личность в ее взаимодействии с окружающим миром.

Оставив в стороне определенные специальные задачи, мы, как врачи, меньше всего будем интересоваться в целостной личности ее интеллектуальными достижениями, выработкой ее познаний, памяти, способности суждения. В данном случае врача могут удовлетворить практически простейшие методы испытания интеллекта. Центром нашего внимания являются аффективные стороны личности — то, как человек чувствует и поступает, как на него действуют переживаемые им раздражения внешнего мира и как он со, своей стороны на них реагирует. Из этих аффективных моментов природной предрасположенности и переживания зачастую возникают психологические осложнения, которые, проявляясь психически или физически, приводят больного к врачу.

 

Ум (intelligenz)

 

Ум не является самостоятельной душевной способностью, но исключительно практическим термином, которым обозначаются некоторые достижения и способности целостной личности. В более узком смысле слова под умом понимают достижения в области высших процессов создания образов, а именно способность к получению и использованию запаса представлений, причем воспроизводящий ум включает способность к заучиванию и запоминанию; творческий же — прежде всего апперцептивные достижения, образование суждений и заключений, в более широком смысле — всякий вид новых душевных достижений. В этом более широком смысле термин «ум» часто употребляется в том же значении, что и «одаренность», тогда он включает в себя не только знания и логические способности, но и художественные чувства и фантазию, практическую жизненную энергию и т. п. Однако, разграничивая в целостной личности ум и характер, с умом связывают ее достижения в области представлений, а с характером — ее аффективно-волевые стороны.

Из сказанного следует, что ум и одаренность являются прежде всего количественными понятиями, направленными на сложную оценку практических социальных достижений. Количественными факторами ума являются, например, богатство или бедность представлений. Так, великий поэт может иметь десятитысячный запас различных слов, в то время как обиходный язык среднеодаренных людей довольствуется запасом 200—500 слов. Считают при этом, что для одаренности имеют значение получаемые по наследству количество и степень дифференциации мозговых клеток и извилин; но и здесь нужно обратить внимание на то, что интерес, внимание, подвижность, энергия, т. е. аффективные факторы темперамента, имеют, по крайней мере, такое же большое значение для количества и долговечности приобретенных знаний и сочетаний представлений, как и дифференцированность мозгового аппарата. Таким образом, темперамент является центральным биологическим фактором не только характера, но и ума человека.

Количественно измеримыми компонентами ума являются равным образом умственная утомляемость и способность к восстановлению умственных сил, или отдыху, умственная сила привычки и упражнения. Особое значение они имеют для ученической одаренности, для приобретения знаний, а также для всех видов продуктивной продолжительной умственной работы. Они играют роль в тех процессах умственной деятельности, которые протекают в длительные промежутки времени. В точной экспериментально-психологической регистрации этих компонентов особенно велики заслуги Крепелина.

При определении ума человека принимается во внимание кроме абсолютного количества представлений количество представлений и их сочетаний между собой — правильных в отношении к неправильным. Этот масштаб до некоторой степени устойчив в тех случаях, когда дело касается простых, обычных, вполне установленных знаний и суждений, как, например, школьное знание и успехи в области счета. Если же мы перейдем к продуктивным достижениям одаренных умов, суждение о значении и истинности их мыслей, о красоте их художественных произведений станет относительным. Индивидуальной оценки здесь недостаточно. Например, идеи Гегеля являются для одного века высшей, конечной точкой познания, для другого же — жалким заблуждением. В количественной оценке степени одаренности выдающихся людей возможен лишь один социологический масштаб, а именно — широта и продолжительность духовного воздействия на человечество.

Гениальностью мы называем способность к действительно новым достижениям, к идеям и способам выражения, которые никогда еще таким образом не были продуманы и восприняты, к созданию новых исторических эпох.

Были попытки определить виды дарований согласно отдельным сенсомоторным областям, различая оптические, акустические и моторные наклонности, принимая во внимание, какие представления — зрительные, слуховые или моторные — количественно преобладают в запечатлении посредством памяти, а также в способах представления и изображения какого-нибудь человека. Эти обозначения довольно удобны для практического психологического обиходного языка. Однако подразделения слишком схематичны и просты, так, мышление, оперирующее преимущественно акустическими представлениями, и мышление, оперирующее словесными представлениями, не покрывают друг друга, хотя последнее также главным образом опирается на акустические элементы. Построенное исключительно на звуковых ассоциациях мышление в маниакальной скачке мыслей есть нечто совершенно отличное от отвлеченного словесного мышления шизотимного философа.

Основания для лучшей классификации, по-видимому, дает учение о темпераментах, группирующее типы по образу мышления — наглядно-предметного, мечтательно-романтического и абстрактно-систематического, причем первое в основном свойственно циклотимикам, а два последних — преимущественно шизотимикам. Легко представить, что в связи с химическим составом крови, в зависимости от эндокринной конституции у части людей обычно преобладает один пласт душевных аппаратов, у остальных — другой, так что абстрактно-систематическое мышление (шизотимное) происходит, главным образом, в апперцептивном соединении представлений, наглядно-предметное (циклотимное) приближается, напротив, к типу свободных ассоциаций, в то время как романтическому мышлению в качестве третьего пласта свойственна обильная агглютинация образов.

Таким образом, можно было бы выделить следующие типы одаренности: циклотимного реалистического рассказчика, экстенсивно описывающего собирателя и жизнеспособного практика (наглядно-предметная группа); шизотимного художника формы и драматического писателя, человека логики и догматика (формально-систематическая группа), наконец, шизотимного фантастического поэта и метафизически символизирующего теолога и философа (романтическая группа).

Другой основной элемент интеллектуальной одаренности, а именно— психический темп, духовная подвижность, эмпирически теснейшим образом связан с темпераментом. Мы видим, что циклотимики, главным образом, колеблются между быстротой и медлительностью, шизотимики же — преимущественно между порывистостью и тягучестью, благодаря чему, между прочим, создается многосторонняя, подвижная, но поверхностная одаренность гипоманиакального субъекта, узкая, одно и то же долбящая, но интенсивная основательность тягучего шизотимика и афористически-своеобразное, странное остроумие порывистого шизотимика.

Рядом с общей высотой ума существуют специальные дарования, более описанные, чем объясненные, биологических основ которых мы еще не знаем, например музыкальный и математический таланты.

В своей основе такие замкнутые специальные виды одаренности составляются из ряда обособленных и часто совершенно разнородных единичных компонентов, которые могут наследоваться отдельно или в комплексе, как в некоторых музыкальных семействах. Так, например, в хорошем музыканте должны вместе соединиться ритмические, мелодические, гармонические, психомоторные и другие входящие в темперамент факторы (ср. у Геккера). Из работы по корреляционной статистике Рихарда Миллера на большом числе учеников учительской семинарии следует вывод: хорошая общая одаренность и хорошая музыкальная одаренность чаще всего встречаются одновременно. Незначительно одаренные только в исключительном случае оказываются хорошими музыкантами. Во внутреннем содержании музыкальной одаренности теснее связаны учение о гармонии, орган и рояль, с одной стороны, пение и игра на скрипке, с другой. Существует ясная корреляция между музыкальной и математической одаренностью, однако настоящие музыканты чаще бывают хорошими математиками, чем наоборот. Хорошие математики достигают особенных успехов в конструктивных специальностях (учение о гармонии, орган). Менее значительна связь между одаренностью в музыке и одаренностью в рисовании.

О других условиях математической одаренности мы знаем немного. Между наглядно-предметной одаренностью (какой она бывает в основном у медиков) и математической одаренностью существует, по-видимому, отрицательная корреляция. Показательным является почти исчезающе незначительная часть математических элементов, содержащихся в обширной области клинической медицины вместе с анатомией и микроскопией; когда некоторые области исследований оказывались доступными математической обработке, это объяснялось лишь личными склонностями ученых. Естественнонаучной одаренности, таким образом, не существует, оба ее компонента далеко отстоят друг от друга.

Для решения вопроса об отборе одаренных статистические результаты Пуппе и Богена следовало бы перепроверить, чтобы убедиться, что ручная (психомоторная) и духовная одаренность сильно отклоняются друг от друга. При тестовых опытах над учениками интеллектуально одаренные оказываются стоящими ниже нормальных в способности к ручному труду (нанизывание бисера на нитку). Также у последних между степенью одаренности и способностью к упражнению в ручной работе существует незначительная положительная связь.

Для высоты ума того или другого индивидуума в первую очередь имеет значение наследственная предрасположенность, а затем уже влияние воспитания и среды. Одаренность наследственна. Петере (Peters) собрал школьные свидетельства об успеваемости больше тысячи детей и сравнил их с таковыми же их родителей и прародителей. Свидетельства детей в среднем закономерно отклонялись в том же направлении от середины, как и свидетельства родителей, так что в среднем дети более одаренных родителей оказывались более одаренными, дети же менее одаренных — менее одаренными. Их отклонение в среднем составляло около одной трети отклонения у родителей. Совпадение между средними отметками прародителей и внуков было лишь немногим меньше.

Высокая одаренность лишь в редких случаях создается при случайной наследственности в браке без выбора — прямо из народа. Большей частью она передается благодаря соответствующему подбору в небольшом кругу более или менее кастовых семейств, в профессиональных и сословных кругах. В результате браков с себе подобными одаренность передается чаще, чем в браках с другими соплеменниками, главным образом в среде дворянства, в семьях ученых, чиновников, именитых граждан и художественных ремесленников. Убедительными являются результаты изучения генеалогии выдающихся людей. Вудс (Woods) проследил родство 3500 известных американцев. В то время как вероятность близкого родства с кем-нибудь из них для любого среднего американца равна 1:500, вероятность родства этих выдающихся людей между собой равна 1:5, т. е. в сто раз больше. Подобным же образом Гальтон (Gallon) исследовал родство приблизительно тысячи знаменитейших англичан. Сто выдающихся людей имели в среднем выдающихся отцов — 31, выдающихся сыновей — 41, выдающихся дедов — 17 и выдающихся внуков — 14. Аналогичные результаты и в отношении немецкой интеллигенции.

В самых благоприятных случаях создаются, таким образом, большие семьи талантов, продолжающиеся в нескольких поколениях. Наиболее известными являются семьи Баха, Куперена, Тициана, Фейербаха. В маленьких замкнутых государствах и городах-республиках часто можно проследить большую в среднем устойчивость одаренности в течение целых столетий в старых семьях дворян, ученых и чиновников.

В противоположность устойчивой и ограниченной определенным кругом, постоянно укрепляемой наследственности, одаренности настоящий гений появляется как единичный, не передающийся по наследству феномен. Он появляется на почве смешения ранее подобранных стволов талантов, например при скрещивании разных наций и народностей (Бетховен), или при скрещивании культуры талантов двух различных сословий, например старого потомства ученых с дворянской семьей (Бисмарк), или же при скрещивании ярко выраженного шизотимического темперамента с ярко выраженным циклотимическим (Гёте).

Для культуры гения кроме скрещивания определенное значение имеет и вырождение. Гений часто появляется в тот момент, когда высокоодаренные семьи начинают вырождаться. Процент нервных/психопатов и душевнобольных среди гениальных людей гораздо значительнее, чем среди людей средней одаренности. Потомство гениев по мужской линии почти всегда быстро вымирает. Часто сам гений остается без потомства.

 

Характер

 

Личность, так называемые свойства характера, мы выражаем в форме систематически построенной психобиограммы, которая выработана для проведения практических исследований. Первые части психобиограммы дают продольный разрез личности: наследственность и личную предшествующую историю (жизненная кривая), причем вместе с бьющими в глаза отдельными данными нужно в особенно обратить внимание на такие важные биологические феномены, как волнообразная периодичность, изменения в виде толчков (особенно в эпоху созревания, инволюции), твердость или мягкость личности, повышение или понижение ее уровня, перемена явлений (попеременные выступления различных наследственных задатков в течение жизни). Все это важно не только для ненормальных личностей; следует внимательно отмечать даже легкие отзвуки этих явлений у здоровых. Так, например, легкие периодические колебания духовной жизни у здоровых циклотимических темпераментов, незаметные толчкообразные продолжительные изменения у нормальных шизотимиков следует многократно отмечать, они помогут объяснить нам, например в биографике, многие загадочные формы поведения.

В поперечном разрезе личности 3-я и 4-я части психобиограммы показывают группировку тех свойств характера, которые относятся к зачаткам темперамента и влечений, как конституциональный базис личности. При этом нужно обратить внимание, конечно, на шесть главных темпераментов (гипоманический, синтонный, тяжелокровный, гиперастетики, шизотимное промежуточное положение и анэстетики), а также на клинически известные дегенеративные типы (эпилептики, истерики, параноики и т. д.). Как указывалось ранее, нельзя сказать окончательно, строятся ли они, из тех же самых биологических радикалов, что и главные темпераменты, или они стоят рядом с главными темпераментами как относительно самостоятельные, более мелкие, отдельные группы, которые играют существенную роль только в области ненормального, подобно тому как более редкие патологические формы строения тела, например дисгландулярного типа, входят в ряд главных типов строения тела, одинаково встречающихся как у здоровых, так и у больных.

Из взаимодействия зачатков влечений и темпераментов между собой и с факторами внешнего мира возникают сложное построение характера и различные социальные способы поведения (в 5-й и 6-й частях психобиограммы). Сложное построение характера должно в первой линии рассмотреть отношение между нижней основой, имеющей характер влечений, и рациональной — целевого характера — надстройкой личности и затем различные основные типы жизненной установки, нашедшие свое отражение в реакциях личности (гл. 14). Наконец, социальные способы поведения в этической, религиозной, астетически-научной и общественной областях, как типично преимущественная готовность характера к реакциям, постепенно формировались через сложное поглощение весьма различных внешних и внутренних факторов личности.

Различие между простым свойством темперамента и характера и сложным можно легко разъяснить на паре примеров. Такие определения, как веселый, раздражимый, подвижный, неповоротливый, непоследовательный (sprunghaft), имеют прямое отношение к темпераменту. Они выражают относительно простые, элементарные свойства тона настроения, психической потребности нервной системы (психэстезия), темпа ее проявлений и двигательных процессов, свойства, которые достаточно непосредственно заложены в анатомо-физиологических субстратах индивидуальной конституции. С такими качествами темперамента позже эмпирически очень тесно связывается часть социальных способов поведения, прежде всего основная склонность к «экстравертированной» (Юнг) или «аутистической» (Блейлер) жизненной установке, и основывающихся на них свойствах; их мы присоединили в виде приложения к темпераментам.

Возьмем теперь определения, относящиеся к характеру, например: верный, насмешливый, приличный, интриган, не уверенный в себе, опрометчивый. Мы знаем, что такие свойства никогда не связаны прямо с одним биологическим свойством, но даны как смешанный продукт многих из них и, кроме того, как продукт интенсивного взаимодействия этих конституциональных особенностей с чеканкой, данной особой средой и особыми переживаниями. Верность, например, предполагает в качестве прирожденных факторов темперамента не слишком быстрый психический темп и относительно ровное настроение. Из двух этих факторов возникает свойство характера «постоянство», но оно опять-таки никоим образом не включает в себя все факторы, которые обозначают словом «верность». Верность — это постоянство, поставленное на вершину совершенно определенных социальных ситуаций. Постоянство в симпатии к определенным людям или группам людей (в переносном смысле — идеям и идеалам). Здесь выступают вместе как более широкий фактор темперамента еще глубина и способность аффекта к экстравертированности, но прежде всего ситуация среды, которая делает возможными постоянные симпатические перенесения аффекта, также воспитание, которое в силу традиции их идеализирует. В других случаях эти аффективно глубокие, спокойные, выравненные зачатки темпераментов могут дать начало совершенно другим свойствам характера и другим социальным способам поведения, например, жгучей ненависти, тяжелой мстительности.

Ум при всей внутренней глубокой связи по сравнению с построением характера все же занимает отдельное положение, в основных чертах он рассмотрен ранее. Для специальных педагогических и психотехнических целей эта часть должна быть дополнена специальной схемой.

Исследование тела заключает схему. Телесное состояние имеет отношение к диагнозу личности в следующих во введении к психобиограмме изложенных пунктах: 1) общий темперамент, 2) специальные половые предрасположения, 3) признаки вырождения. К этим прежде всего обнаруживающимся в строении тела факторам присоединяется затем 4) испытание функций вегетативной и другой нервной систем, которые позволяют нам судить об устойчивости и гибкости аффективной жизни; 5) соматическое исследование, которое дает точку опоры для более грубых, вредящих личности факторов (алкоголь, люис, артериосклероз и т. д.).

Рассматривая целостную личность со стороны чувства и воли, мы говорим о характере. Характер человека развивается с раннего детства при помощи постоянного взаимовлияния конституции и констелляции, т. е. наследственной предрасположенности и окружающего мира. Конституциональную базу характера создают те факторы, о которых мы говорили, описывая влечения и темпераменты. Они являются самыми важными, но не единственными составными частями его построения. Телесно воздействующие внешние благоприятные и неблагоприятные факторы, начиная с внутриматочного влияния на зародыш, могут модифицировать развитие характера в течение всей последующей жизни. Повреждение черепа, например, часто влечет за собой довольно прочный сдвиг темперамента в сторону отупения или повышенной раздражительности, иногда в сторону комбинации того и другого. Хронический алкоголизм может значительно изменить личность в сторону индолентной эйфории, грубой раздражительности, этической развращенности, так что на этой почве могут возникнуть иногда через сложный душевный генезис новые способы психологической реакции, например ревность у пьющих.

Прежде всего развитие характера человека определяется внешними психологическими факторами, в первую очередь продолжительной духовной атмосферой его среды, затем случайными сильно аффективными переживаниями, которые в отдельных случаях могут вызвать длительный излом в развитии личности. Такой продолжительный излом может возникнуть у какого-нибудь сутяги в результате пережитой им обиды из-за нарушения его прав или явиться следствием психических, сексуальных переживаний или смерти близких. Но обычно лишь в отдельных случаях единичное переживание оказывается настолько сильным, чтобы совершенно выбить личность из колеи; однако и хроническое влияние среды не может сделать из личности то, что в ней заранее не было заложено. Оно может, однако, в значительной степени как бы вынянчить отдельные компоненты личности, интенсивно подчеркнуть одни, заглушить другие. Влияние среды может также породить сильные реакции болезненного типа, как мы это видим в случаях неврозов и психозов, возникающих при лишении свободы. Основные качества прирожденного темперамента, склонность к нервной нежности, гипомания, меланхолия, правда, могут модифицировать влияние среды, но вряд ли в состоянии коренным образом изменить его. Напротив, влияние окружающего мира и воспитания интенсивно действует на сложную душевную надстройку, прежде всего на этическую структуру человека. Правда, и здесь существуют аномальные варианты темпераментов, особенно в анэстетической группе шизотимиков, которые почти не поддаются этическим влияниям окружающего мира, мы это обычно называем моральным слабоумием. Нередко у таких индивидов можно наблюдать, как начальная почва для социального чувства биологически подверглась разрушению изнутри впервые в период половой зрелости, в связи с заметными нарушениями развития полового влечения и строения тела, так что альтруистические инстинкты человека без остатка пали жертвой переворота в области эндокринной конституции. Наблюдения над подобными экспериментами, которые нам доставляет природа, лучше всего предостерегают нас от моралистической оценки многих преступников и от преувеличенного идеализма в вопросах воспитания.

 

Этика в среде

 

Оставляя в стороне вышесказанное, а также немногих выдающихся в духовном отношении лиц, можно сказать, что в построении характера большинства людей ничто не является настолько навязанным извне и столь мало конституционально самобытным, как их этические воззрения. Как раз этические нормы воспринимаются как воздух, которым мы дышим, начиная с ранней юности, в виде готовых внушений извне и наконец настолько укореняются, что и в зрелом возрасте лишь немногим людям, да и тем не вполне, удается эмансипироваться от этических воззрений окружающего мира, если они последовательно воздействовали в одном и том же направлении. Это в первую очередь касается самих норм, в то время как на способность действовать сообразно им опять-таки оказывает сильное влияние предрасположение темперамента. Из этого взаимодействия между возникшими преимущественно экзогенным путем этическими правилами и обладающей из-за влияния темперамента и влечений ярко выраженным эндогенным характером способностью к практическому действию возникают бесчисленные психические конфликты, являющиеся, в свою очередь, причиной значительной части неврозов и реактивных психозов.

Итак, этим конфликтам особенно подвержены люди, которые находились под продолжительным воздействием сильных и односторонних этических влияний среды, а именно — люди из кругов сильно религиозных, ортодоксов или пиетистов, или же люди некоторых профессий, с ярко выраженными застывшими сословными воззрениями, как, например, в чиновничьих и офицерских кругах; затем люди, выросшие в атмосфере духовной узости, которые мало вращались в разных жизненных кругах и поэтому не имели возможности придать своим этическим воззрениям необходимую свободу и эластичность.

С этими общими моментами влияния внешнего мира взаимодействуют известные стечения обстоятельств. Нет сомнения, что определенные профессии, обладающие четкой и своеобразной организацией, как, например, профессия офицера или священника, накладывают на целостную личность определенный отпечаток, выходящий далеко за пределы того, что первоначально было заложено в ее склонностях. Существуют определенные профессии и жизненные условия, которые культивируют в своих носителях определенные невротические формы реакции. Так, например, всегда говорили о психозах гувернанток. Подобная среда, которая вызывает острую напряженность самосознания при часто приниженном, оборонительном существовании, создает у предрасположенных людей почти невыносимую внутрипсихологическую напряженность, нуждающуюся лишь в некотором толчке переживания, чтоб разразиться невротическим взрывом. Так, у пожилых гувернанток часто наблюдается особый вид озлобленности и раздражительной нервозности. Если к этому добавится еще и сильное оскорбление или тяжелый этический конфликт, то с психологической последовательностью из этого неустойчивого расположения души возникают идеи мнимого оскорбления, дурного отношения и преследования. В таких профессиях, как народный учитель, в которых обнаруживается резкий контраст между энергичным стремлением к высоким целям и недостатком внешнего социального признания, особенно легко развиваются параноические наклонности. Эти люди более, чем кто-либо другой, находятся в состоянии непрерывной тревоги по отношению к окружающим людям, к своему начальству и ведомству, постоянно готовы почувствовать себя отставленными, обиженными, осмеянными. Ясно, что на почве такой диатезы среды гораздо легче, чем где бы то ни было, возникают тяжелая хроническая нервозность, ненормальные взрывы аффектов, параноические образования. Подобным же образом у фабричного рабочего окрашены чувством озлобленности его классовая борьба за заработную плату и вытекающий отсюда невроз (Rentenneurose).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.