Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Annotation 27 страница




Как старший по возрасту и положению, учитель несет ответственность за исход своих столкновений с учащимися и последних – друг с другом. Ему нередко приходится выступать в роли «третейского судьи», помогая преодолевать межличностные и личностно-групповые конфликты, возникающие в среде учащихся. Выполнение миссии посредника в нормализации взаимоотношений школьников отличается сложностью и необходимостью соблюдения определенных правил. Прежде всего целесообразно отказаться от прямого вмешательства в ученические взаимоотношения. Оно может быть оправданно лишь в крайних случаях, когда ученики оскорбляют и унижают друг друга, клевещут, применяют физическую силу. «Арбитражная» модель разрешения конфликтов является достаточно типичной в педагогической практике. Подобным образом поступают и школьные администраторы в случае конфликта между учителями или в тех ситуациях, когда к ним обращаются родители по поводу возникновения разногласий, осложнений во взаимодействии с педагогами или претензий в их адрес. Таким же «третейским судьей» часто становится и сам учитель в ситуации конфликта между детьми, и воспитатель детского сада, когда дети не ладят между собой или жалуются друг на друга. В одном из исследований Н. В. Гришиной учителей опрашивали о том, как разрешаются конфликты, возникающие между детьми. Если судить по их ответам, то создается впечатление, что дети сами не в состоянии решать свои проблемы, когда между ними возникают ссоры, драки, обиды, оскорбления. Практически всегда конфликты решаются с помощью вмешательства педагога, чаще происходящего по его инициативе, реже – при обращении к нему детей. В этих случаях возможности педагога сводятся к беседе с детьми, разговору с родителями или наказанию ребенка. Учитель тем самым выступает в роли судьи или арбитра, берущего на себя разрешение сложной ситуации. Конечно, можно предположить, что педагогу открыто не все поле конфликтов, возникающих между детьми, а только те из них, с которыми они не справляются сами. Поэтому нельзя вовсе исключать возможность договоренностей, уступок, примирения между детьми без участия взрослых. Однако это не отменяет тот факт, что взрослый – в данном случае учитель – в конфликтах детей выступает в роли судьи. Таким образом, существующая практика поведения по отношению к конфликтам значимых для ребенка взрослых (например, учителей) нередко ориентирует его скорее на неконструктивные формы разрешения конфликтов – их игнорирование и подавление, а также на поиск «правого» и «виноватого» и, следовательно, на стремление защитить себя и обвинить другого [72]. Прибегая к стереотипным мерам административного воздействия на конфликтующих подростков, взрослые, как правило, лишь усугубляют конфликт. Необходимы не административные, а педагогические меры воздействия на ситуацию и участников конфликта, направленные на воспитание личности. Это ставит педагога перед необходимостью за внешним проявлением конфликта выявлять его подлинную психологическую причину и находить адекватные меры воздействия на каждого из оппонентов и всю ситуацию в целом. Эффективное, педагогически грамотное разрешение конфликта предполагает обладание учителем по возможности полной информацией о сути конфликта и знание всех его участников. Всегда могут быть неявные участники, подстрекатели, «кукловоды» конфликтующих. И. А. Фурманов, А. А. Аладьин и Е. М. Амелешко указали перечень признаков, которые выдают участников конфликта. «По роду своей деятельности педагогу часто приходится разрешать конфликты среди учащихся, чтобы нормализовать взаимоотношения в коллективе. С этой целью авторы обращают внимание на то, как выявить всех участников конфликта, пока в него не вступил весь класс (группа). Учащегося, если он находится в конфликте, выдает следующее: • заметно снижается заинтересованность трудолюбивого и активного учащегося; • учащийся становится критически настроенным (агрессивным и ворчливым); • повышается “температура” его реакции. Он защищается и тогда, когда на него никто не нападает; • учащийся часто пребывает в плохом настроении, отказывается от общения; • учащийся делает гораздо больше ошибок, чем обычно, становится невнимательным, теряет способность сосредоточиться; • учащаются случаи прогулов занятий; • учащаются различные “несчастные случаи”» [271]. Несомненно, трудным испытанием профессионализма учителя служат ситуации скрытого или открытого неприятия, жесткого бойкотирования классом или его частью кого-то из учащихся, как правило, трудного ребенка. В регуляции межличностных или личностно-групповых отношений школьников нельзя рассчитывать на спасительность каких-то разовых мероприятий и уговоров. Весьма важны системный анализ истоков противостояния, выявление его глубинных причин, личностный подход к ребенку, работа с родителями. Гармонизация ученических взаимоотношений требует постоянной заботы учителя. Заразительна его собственная манера общения, целесообразна тактика возвышения личности отвергаемого классом ребенка, в случае необходимости – искусное создание в классе ситуаций, реабилитирующих его, партнерский доверительный диалог при обсуждении актуальных проблем, тактичная корректировка поведения участников противостояния. 9.3. Конфликты между учителями

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в меньшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Следуя А. Я. Анцупову [19], мы рассмотрим не только конфликты между учителями, но и конфликты учителей с директором или завучем школы, то есть вертикальные конфликты. Это два разных вида конфликтов, хотя происходят они в одном и том же педагогическом коллективе и часто связаны между собой, следовательно, могут подвергаться сравнительному анализу. Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены разными факторами. Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимозависимость гораздо больше, чем у учеников. Если учитель математики работает плохо, это заметно отражается на качестве уроков учителя физики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе. Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность учительского труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «вымывания» мужчин из этого важнейшего вида деятельности. По данным на 2001 год, среди учителей общеобразовательной школы женщин было 82 %, среди директоров общеобразовательных школ женщины составляют 59 %. В условиях подавляющего доминирования женщин в педагогических коллективах школ на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями заметное влияние оказывают особенности женской психологии. Известно, что женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины. Они более чувствительны к переменам в отношениях со стороны коллег, острее реагируют на просчеты и ошибки окружающих. Экспериментально доказано, что конфликты между женщинами чаще носят личностный характер, в то время как мужчины обычно конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности. В-третьих, фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, является современный уклад жизни, существующая сложная социально-экономическая ситуация. Следует сказать, что этот фактор влияет и на особенности конфликтов у школьников. Однако учителя в гораздо большей степени, чем ученики, подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды. Ученики во многом защищены от тягот и лишений опекой родителей. Кроме того, в силу особенностей детской психики они обычно в радужном цвете видят будущее, быстро забывают прошлые обиды, легче переносят трудности. У педагогов же нестабильная обстановка, непрерывные, часто необоснованные и непонятные реформы школы, вал трудноразрешимых проблем вызывают продолжительный и устойчивый стресс. Оценка личностной тревожности 586 педагогов, проведенная А. С. Гусевой с соавторами с помощью специального теста, показала, что ни один из них не обладает низкой тревожностью. Нормальная тревожность обнаружена у 13 % педагогов, высокая – у 87 % [76]. Очевидно, что при таком высоком уровне личностной тревожности педагоги нередко неадекватно реагируют на обычные противоречия между коллегами, что чревато конфликтами. Анализ реальных конфликтов учителей показывает, что существует широкий спектр проблем, решить которые педагогам не удается без конфликтов. Приведем некоторые примеры. Всем старшеклассникам было неловко наблюдать, как завуч школы в их присутствии отругал учительницу. Она не знала, как себя вести, смущалась и краснела. Учительница относилась пренебрежительно к коллегам. Надо сказать, что она была довольно сильным предметником и методистом. И в то же время позволяла себе свысока говорить об учителях при учениках. Классная руководительница откровенно рассказывала старшеклассникам о конфликтах, ссорах и других событиях в жизни учителей школы. Взаимная неприязнь двух учительниц отражалась на дочери одной из них, которой регулярно ставились заниженные оценки той учительницей, с которой конфликтовала ее мама. Учительницы в присутствии учеников ссорятся в коридоре из-за того, что обе хотят проводить урок в специализированном кабинете. Говорят на повышенных тонах, активно жестикулируют. Учитель нередко обзывает школьников словами «хамье», «идиотки в носочках», что вызывает возмущение учеников и остальных учителей (учитель физики, например, говорил, что у этого грубияна и учащиеся будут «дубами»). В коридоре школы эти два учителя прилюдно ссорились. Директор школы в присутствии старшеклассников грубо разговаривал с учительницей, которая была старше его по возрасту. Сводя личные счеты с коллегами, учитель рассказывал на уроках о проблемах в педагогическом коллективе: давая негативные оценки тем, с кем у него были натянутые отношения. Факультатив по литературе в классе директор поручил одной учительнице, а преподавание этого предмета – другой. Из-за неприязни к коллеге учительница на уроках литературы открыто призывала учеников не посещать факультатив, заявляя, что она сама дает достаточные знания. И так далее и тому подобное. Особенности конфликтов учителей во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта естественно влияет на характер возникновения, развития и завершения противостояния педагогов. Стаж работы учителя в школе также влияет на характер конфликта. Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в школе оппонентов представлена в табл. 9.1. Анализ данных, представленных в этой таблице, позволяет сделать определенные выводы. Во-первых, чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в конфликты с коллегами и руководством школы.
Таблица 9.1. Частота конфликтов в зависимости от их причин и стажа работы педагога [19]


Это связано с адаптацией учителей к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения проблем как с учителями, так и с завучем, директором. Но и администрация школы обычно чаще идет навстречу педагогам с большим стажем, нежели их молодым коллегам. Во-вторых, чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой, а также на почве личной неприязни. В-третьих, особенно важно, как часто происходят конфликты между педагогами, – это зависит от профессиональных и индивидуальных качеств учителя. Так, конфликты из-за расписания уроков сокращаются по мере увеличения педагогического стажа – от 3 до 30 лет – в 1,4 раза. А конфликты из-за увеличения учебной нагрузки происходят реже в 2 раза. Устранение этих причин во многом зависит от директора и завуча школы. Характер и особенности конфликтов у педагогов обусловлены тем, с кем из окружающих сталкиваются интересы или возникают противоречия. А. С. Гусевой с сотрудниками [76] выявлены следующие мнения педагогов о том, кто чаще является их оппонентом в конфликте: • администрация – учитель – 35,5 %; • администрация – обслуживающий персонал – 7,5 %; • конфликт между учителями-предметниками – 15 %; • молодые учителя – учителя со стажем – 7,5 %; • учитель – ученик – 24,8 %; • учитель – родитель – 14,3 %. Результаты этого исследования показывают, что, по мнению педагогов, чаще всего конфликты у них случаются с администрацией школы. Эти данные положительно коррелируют с результатами, полученными А. Я. Анцуповым при изучении более 1000 конфликтов во взаимоотношениях госслужащих. Столкновения «по вертикали», то есть конфликты между начальниками и подчиненными, обычно составляют около 78 % от общего количества конфликтов в коллективе. Аналогично в школе чаще всего интересы учителей сталкиваются с интересами директора и завуча. Это естественно. Ведь именно с директором и завучем учитель обычно решает важные для него вопросы. Следовательно, именно к таким конфликтам должен быть в первую очередь готов педагог. Отвечая на вопрос: «Что главное в вашей работе?», многие из 586 педагогов выделили ряд факторов: • хорошие отношения с администрацией, коллегами, учениками, родителями – 65,3 %; • материальное обеспечение – 54 %; • свобода, независимость в профессиональной деятельности – 36 %; • уважение окружающих – 31,5 %; • возможность саморазвития, самореализации – 22,5 %; • большой отпуск – 19,5 %; Эти данные показывают, что педагоги почти в 2 раза чаще называют главными хорошие отношения с окружающими и уважение с их стороны (в сумме 96,8 %), чем материальное обеспечение (54 %) [19]. 9.4. Практикум по разрешению школьных конфликтов

Посмотрим на конкретных примерах из школьной жизни, как формулы конфликтов, представленные в главе 3, помогают разрешить школьные конфликты. Материалом для этого служат наблюдения, а также записки участников проводившихся мной занятий по конфликтологии. Жвачка

Многие подростки любят жевать жевательную резинку на уроках. На уроке физкультуры ученик жевал жвачку, надувая пузыри. Учитель потребовал, чтобы тот прекратил. Мальчик сделал вид, что выкинул жвачку, но продолжал жевать. Учитель сделал еще одно замечание – все безрезультатно. Учитель: «Сколько можно повторять одно и то же?! Бестолковый!» Ученик: «Почему вы меня оскорбляете?» Учитель: «Вон с урока! И без родителей не приходи!» Конфликт типа В, разрешается по второй формуле. Первая конфликтная ситуация – привычка жевать жвачку везде, где захочется. Жевание раздражает многих взрослых, особенно если это происходит во время общения. Они воспринимают это как проявление неуважения к старшим. Тем более недопустимо это во время школьных уроков. Особое место занимают уроки физкультуры. Если во время физических упражнений жвачка попадет в дыхательные пути, ребенок может задохнуться. Это составляет вторую конфликтную ситуацию, требующую упреждающих действий педагога. Представляется необходимым, чтобы на первом же уроке, когда детям сообщаются требования к учащимся (спортивная форма, обувь и т. д.), учитель разъяснил, почему на уроках физкультуры категорически запрещается жевать жвачку, и предупредил о строгих наказаниях, которые за это неминуемо последуют. Разъясняя опасность, можно апеллировать к телепередаче «Телефон спасения – 911», где приводится много ситуаций, связанных с попаданием инородных тел в дыхательные пути. «Клякса»

В третьем классе учительница предложила детям поставить спектакль. Роль Кляксы она предложила сыграть девочке-отличнице. Девочка восприняла это болезненно, так как считала, что круглой отличнице не пристало играть такую роль. Родители поддержали ее и в резкой форме высказали свое возмущение учительнице. После чего разразился конфликт. Кто и что должен сделать в этой ситуации? Первая конфликтная ситуация, лежащая в основе этой коллизии, заключается в том, что учительница не учла особенностей психологии ребенка, в частности обостренной боязни, что над ним будут смеяться. Она должна была найти на эту роль желающего, убедив детей в ее важности, или предложить им другой спектакль. Вторая конфликтная ситуация – некая «звездная» установка в семье девочки. Именно то, что ей, отличнице, предложили роль Кляксы, больше всего возмутило и девочку и родителей. (По-видимому, не случайно, что всех троих.) Если бы их беспокойство было связано только с непедагогичностью самого решения, они бы спокойно объяснили учительнице возможные последствия для любого исполнителя этой карикатурной роли и убедили отказаться от этой затеи вообще. В результате этой конфликтной ситуации «жирная клякса» появилась в отношениях учительницы с родителями. Конфликт типа В, разрешается по второй формуле. «Проверяльщица»

После контрольной работы учитель попросил отличницу помочь проверить работы, так как он не успевал сделать это к следующему уроку в этом классе. Когда она проверяла, к ней подошел староста ее класса и попросил завысить ему оценку. Она ответила, что боится это сделать. После этого случая староста и его друзья стали всячески обзывать и унижать девушку, создав для нее невыносимую обстановку. Конфликт типа Б, разрешается по первой формуле. Конфликтная ситуация – перекладывание учителем на ученицу ответственности (за поставленную оценку). Инцидент – требование старосты. Привлекать учащихся к проверке работ необходимо с соблюдением условий, препятствующих возникновению конфликта. С удовольствием хочу поделиться подобным опытом. Автору доводилось проводить контрольные для студенческого потока (5 групп одновременно, до 150 человек). Быстро проверить такую массу работ нереально. Была применена следующая процедура. От группы приглашались по четыре лучших студента. Каждому из них предлагался на проверку один вариант другой группы. Студентам поручалось «разметить» проверяемую работу, то есть отметить ошибки в работе, а не ставить оценки. Таким образом, ответственность за оценку оставалась за преподавателем, который, просматривая «размеченные» работы, ставил оценки. За несколько лет такой практики не было ни одного случая проявления нечестности со стороны проверяющих. Более того, они неоднократно выявляли одинаковые работы, где кто-то явно списал у другого (разбирался с этими уже преподаватель). В качестве поощрения «проверяльщику» добавлялся балл за его работу. Если же его работа и так была отличной, то он получал право проверять и следующие контрольные. При распределении вариантов проверяющие обычно просили не давать им определенную группу, где у них были друзья, чтобы не подвергать себя моральному испытанию. «Ходячая энциклопедия»

Четырнадцатилетний подросток хорошо учится, среди одноклассников слывет «ходячей энциклопедией», но в остальном ничем не выделяется. Однажды приходит из школы с плохим настроением. Причина – никто из ребят не сказал ему о месте и времени встречи для совместного похода в кино. Для подростков характерно желание самоутвердиться, обратить на себя внимание. В ход идут экстравагантность одежды, прически, поведения, превосходство в физической силе и т. д. Способ самоутверждения, избранный героем данного сюжета, вызывает уважение, но включает элемент превосходства над другими. А это не очень нравится сверстникам, и в этом состоит конфликтная ситуация. Инцидентом является случай с кино. Имеет место первая формула конфликта, относящегося к типу Б. Опять двойка!

Новая учительница вызывает к доске слабого ученика. Тот отвечает не все верно, но намного лучше, чем обычно. Учительница останавливает его и ставит двойку. Класс бурно реагирует на это и срывает следующий урок. Директор школы на собрании класса обвиняет учащихся. Те обвиняют учителя в отсутствии гибкости – ведь ученик старался, и надо было его поддержать. Учительнице становится плохо, ее увозит «скорая». Школьные оценки – неисчерпаемый источник конфликтов. Приведем еще записки на эту тему. Несправедливая оценка

Учительница недавно начала вести уроки в этом классе. Однажды она необоснованно поставила двойку неформальному лидеру класса. Учащиеся в ответ устроили обструкцию педагогу: на самые простые вопросы не отвечают. Урок за уроком – в журнале одни двойки. Оценка знаний – одна из важнейших функций учителя. Справедливая оценка играет стимулирующую роль в обучении, несправедливая – создает конфликтную ситуацию. У детей, подростков особенно обострено чувство справедливости. И когда справедливость нарушена – это конфликтная ситуация. Инцидентом является выставленная оценка. Конфликт разрешается по первой формуле, так как относится к типу Б. Имеют ли право школьники судить о справедливости выставляемых оценок? Думается, что имеют. Ведь присутствуя ежедневно при выставлении оценок за устные ответы, сами научаются оценивать ответы. В подавляющем большинстве случаев они внутренне согласны с оценками, выставленными учителями. Дружное несогласие с учителем означает обычно, что учитель оценил ответ несправедливо. Устранить конфликтную ситуацию – это значит устранить несправедливость: признать свою ошибку и исправить ее. Это нелегкий шаг, но сделавший его не только не уронит своего авторитета, но, напротив, поднимет его в глазах учеников. Это будет проявление уважения к ученикам, и для них это дорогого стоит. Интересно отметить, что, «выставляя» (мысленно) оценки, дети как бы встают на место педагога. И рассуждают как педагоги, упрекая учительницу в отсутствии гибкости. О пользе активности

У ребенка произошел конфликт с учителем: за одинаковые ответы двух учеников тот поставил разные оценки. Ему – 4, а однокласснику – 5. На вопрос ученика, почему так, учитель ответил, что за активность одноклассника в работе он поставил «отлично». Ребенок, возмущенный несправедливостью, пришел домой в слезах. Чтобы мнения учителя и учеников в оценках не расходились, необходимо соблюдение следующих условий: критерии оценки должны быть известны учащимся и не должны меняться от случая к случаю. Изменение критериев оценки – это конфликтная ситуация. Ученики привыкли, что оценка выставляется за знания. Когда же она «нагружается» такими факторами, как активность – пассивность, хорошее – плохое поведение и т. п., это создает впечатление произвола со стороны преподавателя. Инцидентом послужила конкретная оценка. Конфликт типа Б, разрешается по первой формуле. Выпускной класс

Учительница русского языка и литературы очень требовательна к одиннадцатиклассникам. Оценки ставит низкие, даже у отличников они на уровне троек-четверок. Ученики перестали ходить на уроки этой учительницы. На родительском собрании она объяснила возросшую требовательность тем, что класс выпускной, дети будут поступать в вузы, и они потом только поблагодарят ее за хорошую подготовку к вступительным экзаменам. Однако некоторых родителей это не убедило, и они обратились с жалобами в вышестоящие инстанции. Конфликт разрешается по первой формуле, относится к типу Б. Конфликтная ситуация здесь – в резком изменении требований к учащимся. Инцидентом явилось несогласие учащихся и их родителей с выставленными оценками. Есть педагогический принцип, что даже доброе дело для воспитуемых не следует делать силой. И в данном случае учительница могла избежать конфликта, если бы прежде убедила родителей и учащихся в том, что это им на пользу. Если бы убедить не удалось, значит, им это не нужно и лучше не использовать подобную практику оценивания ответов. Подлог

Ученику 7-го класса трудно дается черчение. Жалуется, что к нему и его друзьям придирается учитель. Однажды подросток просит отца помочь ему с домашним заданием. Отец, инженер-конструктор, выполняет чертеж сам. На следующий день сын приносит за этот чертеж оценку «2». Оскорбленный отец идет к директору школы с жалобой на необъективность преподавателя, поскольку, как профессионал, уверен, что уж его-то чертеж не может быть на «двойку». Конфликт типа В, разрешается по второй формуле, так как здесь две конфликтные ситуации. Первая – нелады сына с черчением. Разобраться с причинами – задача родителя. Беседа с сыном и учителем, совместный разбор чертежей сына помогли бы выяснить причину. Вместо этого отец создал вторую конфликтную ситуацию – пошел на подлог. Пусть и небольшой, но с большими последствиями. Хорошо, что сразу все встало на свои места. А если бы сын получил «5»? Выполнять за него и следующие чертежи и тем самым давать ему «уроки обмана» – что можно (и легче) достигать успеха нечестным путем? Вот такое бывает семейное «воспитание». «Свинья на доске»

На уроке учительница назвала одного из старшеклассников толстяком. Перед следующим уроком этой учительницы оскорбленный юноша нарисовал на доске злой шарж на нее, подписав свое «произведение». На нем туловище и ноги учительницы были как у свиньи. Увидев это, учительница выгнала «художника» с урока, сообщила о рисунке директору и вызвала родителей. Мать приняла сторону сына, обвинив во всем учительницу. Произошел крупный конфликт. Здесь налицо эскалация конфликтогенов: первый – учительница обозвала ученика; второй – он «ответил» ей злым шаржем. Далее – разрастание конфликта. Однако возникшая эскалация конфликтогенов не означает, что конфликт случайный. Он не случайный, поскольку имеет место конфликтная ситуация – неуважительное отношение учительницы к ученикам. Всякий педагог знает, что нельзя унижать ученика. В юношеском возрасте оскорбление воспринимается особенно остро, тем более нанесенное при всем классе. Молодой человек сознательно шел на крупные неприятности (конфликт), лишь бы показать сверстникам, что не позволит оскорблять себя. Жаловаться на учительницу – это значит еще больше упасть в глазах товарищей. Конфликт типа Б и разрешается по первой формуле. Наказывая – не унижай

Сын учится в шестом классе. Мальчик энергичный, неусидчивый, упрямый. На уроке музыки мешал учителю, и тот удалил его из класса. На следующие свои уроки учитель его не допускает, требуя прежде публичного извинения. Мальчик отказывается. После вызова родителей в школу с ним говорили дома «по-разному». После этого подросток перестал посещать и другие уроки. Конфликт разрешается по второй формуле, относится к типу Б. Первая конфликтная ситуация – плохое отношение ученика к урокам музыки. Есть принцип управления – наказывая, не унижай. Нарушение его и создало в данном случае вторую конфликтную ситуацию (первопричина здесь – неуважительное отношение учителя к ученикам). Требование извиниться в присутствии всего класса подросток воспринял как унизительное: во-первых, это само по себе трудно; во-вторых, не отвечало тяжести его проступка и, в-третьих, не принято в школе за подобные нарушения. В результате наказание выглядело чрезмерным. А далее события развиваются по закону эскалации конфликтогенов. Для иллюстрации значимости упомянутого управленческого принципа в цивилизованном обществе приведем исторический факт. Некоторые свидетели казни вождя Французской революции Марата утверждали, что плотник, помогавший в тот день устанавливать гильотину, подхватил отсеченную голову Шарлотты и нанес ей удар по лицу. В газете «Революсьон де Пари» (фр. Revolutions de Paris) появилась заметка, осуждающая этот поступок. Палач Сансон счел необходимым опубликовать в газете сообщение, что «это сделал не он, и даже не его помощник, а некий плотник, охваченный небывалым энтузиазмом, плотник признал свою вину» (Википедия). Может ли ученик иметь свое мнение?

На уроке литературы изучается роман А. Толстого «Петр I». Учительница, настойчиво проводит мысль, что все нынешние беды России идут от Петра. Одна из учениц высказывает несогласие с учительницей, приводя доводы о том, что Петр I много сделал для страны. Учительница воспринимает это как вызов себе и в конце урока ставит девушке тройку, которая портит ей четвертную оценку, а значит и годовую, и препятствует в итоге получению медали. Одна из важнейших задач обучения – научить мыслить. А мышление предполагает разномыслие. Нетерпимость учителя к мнению, отличному от его собственного, – конфликтная ситуация. Преследование за иное мнение – тем более. Инцидентом послужило стечение обстоятельств – у ученицы оказалось мнение, отличное от мнения учителя. Конфликт разрешается по первой формуле, относится к типу Б. «Нехороший» человек («редиска»)

В течение нескольких дней ученица 6-го класса приходит домой невеселая. Матери не сразу, но все же удается выяснить, в чем дело. Классная руководительница поручила девочке отвечать за журнал поведения, куда учителя записывают замечания ученикам. Обязанностью девочки было приносить журнал учителям для записи замечаний, когда кто-то провинится. В результате многие дети перестали дружить с девочкой, говоря, что она плохой друг и «редиска». Соседка-одноклассница, с которой они каждый день вместе ходят в школу, предупредила, что еще раз подаст журнал – ходить с ней не будет. Что делать матери? Конфликт типа Б, разрешается по первой формуле. Инцидентом является обязанность девочки подавать журнала для записи замечаний. Конфликтная ситуация состоит в том, что дети воспринимают девочку как пособницу их неприятностей. В момент наказания происходит противостояние учителя и ученика. Класс обычно на стороне ученика, поскольку каждый может оказаться на его месте. А «подательница журнала» ассоциируется с наказывающей стороной. Кроме того, здесь проявляется следующий психологический феномен: человек, постоянно возникающий в момент наказания, начинает ассоциироваться с самим наказанием и вызывает те же отрицательные эмоции. Подтверждением тому служат всем известные исторические факты, когда гонцу с плохой вестью нередко отрубали голову, хотя было понятно, что не он виноват в неприятном факте. Памятуя об этом, опытные «царедворцы» (по-нынешнему – карьеристы) всячески избегали сообщать плохие вести «самому», стараясь поручить эту миссию кому-нибудь другому. В рассмотренной выше ситуации необходимо убедить классную руководительницу отменить конфликтную «должность», причиняющую ребенку страдания. «Удружили»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.