Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шиллер Ф. [О Нидерландской революции]




 

[О Нидерландской революции]

 

Отрывок взят из первого большого исторического труда Шиллера «История отпадения Соединённых Нидерландов от ис- панского владычества». Книга писалась в 1787 – 88 годах, в атмос- фере победоносного шествия идей Просвещения, приближения ре- волюционных и военных потрясений во Франции и всей Западной Европе. Описывая события Нидерландской революции XVI века, Шиллер ставит острейшие для современной ему раздробленной Германии вопросы ликвидации феодализма и абсолютизма. Это одна из первых исторических книг, посвящённых революции как соци- альному явлению, написанная с позиций её поддержки, а не осуж- дения. Социологические теории европейского Просвещения (есте- ственного права, общественного договора, права народов на пере- смотр общественного договора, если властители превышают дан- ные им полномочия, превращаются в тиранов) раскрываются в книге на обширном, ярко поданном, конкретно-историческом ма- териале. Истинным героем книги Шиллера являются не отдель- ные великие личности, а восставший народ, сам творящий свою историю. Таким образом, Шиллер воплощает историческую кон- цепцию, которая получит распространение значительно позже, в первой половине XIX века среди историков радикально-демокра- тического крыла романтической историографии.

 

Завоевание нидерландской независимости я считаю одним из замечательнейших политических событий, которые сделали XVI столетие самым блестящим в мировой истории. Если наше удивление возбуждает мишурный блеск деяний, совершённых под влиянием честолюбия и пагубной жажды власти, то насколько же больше должно поразить нас движение, в котором угнетённое чело-


вечество борется за свои благороднейшие права, благое дело входит в союз с необыкновенными силами и решимость отчаяния одержи- вает в неравном бою победу над страшными хитросплетениями ти- рании! Как захватывает и как бодрит мысль, что надменные притяза- ния деспотизма встретили, наконец, ещё одного сильного противни- ка, что хорошо рассчитанные покушения деспотов на человеческую свободу терпят позорную неудачу, что мужественное сопротивление может отвести занесённую руку деспота, что героическая настойчи- вость в состоянии истощить, наконец, его страшные силы. Никогда не проникался я этой истиной так живо, как при исследовании того достопамятного восстания, вследствие которого Нидерланды навсегда отпали от испанского престола. Поэтому я счёл небесполезной по- пытку воссоздать перед миром этот прекрасный памятник гражданс- кой мощи, пробудить в груди моего читателя радостное самоощуще- ние и привести новый убедительнейший пример того, на что должны отваживаться люди для благого дела и что они могут совершить при единодушии.

Описать эти события побуждает меня не героический или необыкновенный характер их. Летописи всемирной истории со- хранили нам много таких же начинаний, которые по замыслу своему являются ещё более смелыми, а по выполнению – ещё бо- лее блестящими. Одни государства рушились в бульших потря- сениях, другие поднимались в бульшем величии. Вы не встретите здесь так же тех выдающихся людей – исполинов, не столкнётесь с теми изумительными подвигами, которыми так богата история прошедших времён. Те времена минули, те люди не существуют больше. На мягком ложе утончённости и изнеженности мы усы- пили в себе силы, которые были созданы тем временем и были необходимы для него. С печальным изумлением взираем мы те- перь на эти исполинские примеры, подобно истощённому стари- ку, смотрящему на мужественные игры молодёжи. Здесь же речь пойдёт не о том. Народ, выступающий перед нами на сцену, был самым миролюбивым из всех народов и менее всех своих соседей был склонен к тому героизму, который придаёт широкий размах даже самому незначительному действию. Стечение обстоятельств неожи- данно вывело наружу его силы и подарило его, помимо его воли, вре-


менным величием, которого он без этого никогда бы не достиг и, может быть, никогда больше не достигнет.

…Это мирное население: рыбаки и пастухи, живущие в за- бытом уголке Европы, с трудом отвоёванном у бурного моря; море их ремесло, их богатство и их наказание; свободная бед- ность – их высшее благо, их слава, их добродетель. Это торговый люд, добродушный, чинный, наслаждающийся пышными пло- дами благословенного богом трудолюбия, бдительно хранящий законы, ставшие его благодетелями. Пользуясь счастливым до- сугом благосостояния, он оставляет в стороне потребности чис- то житейские и стремится к более высоким целям. Новая истина, отрадная заря которой занимается в это время над Европой, бро- сает оплодотворяющий луч на эту восприимчивую почву, и сво- бодный гражданин радостно приемлет свет, от которого прячут- ся угнетённые, несчастные рабы. Весёлый задор, часто сопутству- ющий богатству и свободе, побуждает этих людей критически проверить авторитет стародавних мнений и разорвать позорные цепи. Тяжёлая плеть деспотизма висит над ними; могуществен- ный произвол грозит подорвать основу их счастья; хранитель закона превращается в их тирана. Простой в своей политичес- кой мудрости, так же как и в своих правах, народ имеет смелость опереться на старинный договор и напомнить властителю обеих Индий о естественном праве. Одно слово может предрешить ис- ход дела. В Мадриде назвали мятежом то, что в Брюсселе сочли законным действием; жалобы Брабанта требовали посредника, обладающего государственным умом. Филипп II послал туда палача - и этим развязал войну. Жизнь и собственность стали жертвой беспримерной тирании. Доведённый до отчаяния граж- данин, которому представлен на выбор тот или иной вид смерти, избирает благороднейший – смерть на поле битвы. Богатый на- род любит мир, но, становясь бедным, он делается воинствен- ным. Он перестаёт тогда дрожать за жизнь, лишённую всего, что делало её драгоценной. Бешенство восстания охватывает самые от- далённые провинции; торговля и промышленность приходят в упа- док, корабли покидают гавани, художник оставляет свою мастерс- кую, поселянин – опустошённые поля. Тысячи людей бегут в далё-


кие страны, тысячи жертв гибнут на эшафоте, и новые тысячи уст- ремляются к нему; божественно должно быть то учение, за которое можно умирать так радостно.

Перевод С. Фруман и И. Смидович.

Шиллер Ф. История отпадения Соединённых Нидерландов от испанского владычества // Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т. Т. IV. М. Гослитиздат, 1956. С. 31 - 34.

 

Примечания

Новая истина, отрадная заря которой занимается в это вре-мя над Европой – возникновение протестантизма, начало Рефор- мации.

Властителю обеих Индий – королю Испании Филиппу II.

Естественное право – согласно господствующему среди про- светителей взгляду, право, соответствующее требованиям разу- ма, вытекающее из родовой природы человека. Просветители противопоставляли естественное право действующим правовым отношениям феодального общества.

Брабанта – провинции Нидерландов исторических, ныне входит в состав Бельгии и Нидерландов.

Послал туда палача – имеется в виду герцог Альба, испанс- кий полководец.

 

Вопросы и задания

1. Почему этот текст можно охарактеризовать как антиаб- солютистский и антифеодальный?

2. Какие общетеоретические положения просветительской историографии нашли отражение в тексте?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.