Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шиллер Ф




 

[Иконоборчество]

 

Отрывок рассказывает об одном из эпизодов иконоборческого восстания 1566 года, положившего начало Нидерландской револю- ции. Приверженцы радикальных течений протестантизма, анабап- тисты и кальвинисты, отвергали почитание икон как проявление идолопоклонства, нарушение ветхозаветной заповеди «Не сотвори себе кумира». Текст свидетельствует об умении Шиллера дать яр- кое, динамичное, экспрессивно окрашенное описание исторического события, наполненное точными, верно найденными деталями, пере- дать атмосферу народного мятежа, психологию толпы.

Многолюдная и грубая толпа, состоящая из низших слоёв чер- ни, зверски настроенная из-за зверского обращения с ней, преследу- емая смертными приговорами, которые подстерегали её в каждом городе, гонимая от границы к границе и загнанная до отчаяния, вы- нуждена тайком совершать свои богослужения, скрывать, как дело


тьмы, своё священнейшее человеческое право; перед её глазами гор- до возвышаются молитвенные дома торжествующей церкви, где гор- дые братья предаются молитве среди красоты и роскоши, а они, вы- тесненные за стены города, вытесненные, быть может, только пото- му, что они численно слабее, вынуждены скрывать, как позор, свои молитвы тому же самому богу в диких лесах или под палящими лу- чами полуденного солнца. Их вытолкнули из гражданского общества и довели до состояния дикарей, и вот в одну из страшных минут они вспоминают о правах этой дикости! Чем больше их число, тем неес- тественнее их судьба, и они начинают понимать это. Небо над голо- вой, готовое оружие, безумие в мозгу, озлобление в сердце – всё рвёт- ся навстречу призыву какого-нибудь оратора – фанатика; обстоятель- ства зовут к действию, никаких обсуждений не надо там, где все взо- ры говорят одно и то же, решение рождается раньше, чем произнесе- но слово; готовая к преступлению, никто ещё не знает точно – к како- му, разъярённая толпа расходится в разные стороны. Торжествующая роскошь враждебной религии оскорбляет бедность этих людей; ве- ликолепие тех храмов издевается над их загнанной верой; каждый крест при большой дороге, каждое изображение святого, на которое они наталкиваются, - всё это знак торжества над ними, и всё это дол- жно быть уничтожено их мстительной рукой. Фанатизм даёт начало ужасам, но осуществляют их низменные страсти, находя себе в этом щедрое удовлетворение.

(1566) Иконоборческое движение началось в Западной Фланд- рии и в Артуа, в местности, лежащей между низменностью и морем. Обезумевшая банда ремесленников, матросов, крестьян, смешавшись с публичными женщинами, нищими и грабителями, - всех их было человек триста, захватывает с собой колья, топоры, молотки, лестни- цы и верёвки, - очень немногие были вооружены огнестрельным ору- жием и кинжалами, - и устремляется, охваченная фанатической яро- стью, в местечки и деревни близ Сент-Омера, вышибает двери в цер- квях и монастырях, которые находит запертыми, опрокидывает алта- ри, разбивает изображения святых и топчет их ногами. Распалившись ещё больше этими преступными действиями и получив подкрепле- ние вновь подошедших, они направляются прямо в Иперн, где могут рассчитывать на сильную поддержку кальвинистов. Никем не оста-


новленные, они врываются в соборную церковь города; взбираются по лестницам, молотками разбивают иконы, разрубают кафедры и церковные скамьи, с алтарей обрывают все украшения и расхищают священные сосуды. Этому примеру тотчас же следуют в Менене. Комине, Феррихе, Лилле и Уденарде; в несколько дней вся Фландрия охвачена этим неистовством. Когда первые известия об этом достиг- ли Антверпена, он был полон множеством людей, не имеющих оте- чества, которых привлёк в город праздник успения божьей матери. Присутствие принца Оранского едва сдерживает распущенные тол- пы, которые горят желанием последовать примеру своих собратьев в Сент-Омере. Но приказ двора, спешно вызывающий Оранского в Брюссель, где регентша решила созвать государственный совет, чтоб представить ему полученные от короля письма, отдаёт Антверпен на произвол этих толп. Отъезд Оранского служит сигналом к беспоряд- кам. Опасаясь разнузданности черни, которая проявилась в первые же дни в насмешливых замечаниях, духовенство после нескольких процессий не выставило иконы божьей матери посредине церкви, как это делалось обыкновенно, а спрятало её на хорах. Это подстрекнуло несколько озорных парней из народа пробраться к ней туда и задать ей издевательский вопрос: почему это она на этот раз так быстро уда- лилась? Другие взошли на кафедру, где стали передразнивать пропо- ведников и вызывать сторонников папы на состязание. Один матрос

– католик, раздосадованный таким шутовством, хотел сбросить их оттуда, и дело на кафедре дошло до драки. Такие же беспорядки про- изошли и на следующий вечер. Толпа всё больше росла численно, и многие пришли уже с опасными орудиями и с припрятанным оружи- ем. Наконец, кому-то пришло в голову крикнуть: «Да здравствуют гёзы!» Вся толпа подхватывает этот возглас, и затем раздаются тре- бования, чтобы и икона божьей матери сделала то же самое. Несколько католиков, находившихся тут, потеряв надежду справиться с этими головорезами, покидают церковь после того, как они заперли все двери кроме одной. Как только ушли католики, кто-то предлагает спеть один из псалмов на новый лад, запрещённый правительством. Ещё во вре- мя пения все, словно по сигналу, с бешенством набрасываются на икону божьей матери, прокалывают её мечами и кинжалами и отсе- кают ей голову; проститутки и воры срывают с алтаря большие вос-


ковые свечи и зажигают их. Церковный орган, мастерское произве- дение искусства того времени, разрубают на куски, все иконы со- скабливаются с полотна, все статуи разбиваются. Распятого Христа в человеческий рост, поставленного против главного алтаря между двумя разбойниками, старое и драгоценное произведение искусства, стаскивают верёвками на пол и разрубают топором, обоих же раз- бойников почтительно оставляют на месте. Святые дары разбрасы- вают по полу и топчут ногами; случайно найденное вино для прича- стия распивают за здоровье гёзов; святым миром мажут себе обувь. Даже гробницы были разрыты, полуистлевшие трупы выбрасывают из них и топчут ногами. Все действовали так дружно, словно роли были заранее распределены; каждый работал с соседом рука об руку.

…Три дня длятся эти ужасы. Наконец, богатые граждане, обес- покоенные тем, что беснующийся сброд, когда не останется уже ни- чего священного, набросится на частное имущество и станет грозить их товарным складам, и к тому же осмелев оттого, что выяснилась малочисленность врага, решаются встать с оружием в руках перед дверями своих домов.

Перевод С. Фруман и И. Смидович.

Шиллер Ф. История отпадения Соединённых Нидерландов от испанского владычества // Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т. Т. IV. М. Государственное издательство художественной ли- тературы. 1956. С. 221 – 224.

 

Примечания

Принц Оранский, Вильгельм (1533 – 84) - глава нидерландско- го дворянства, оппозиционного Испании. Возглавлял вооружённую борьбу против испанских войск. В 1572 году избран штатгальтером (правителем) восставших провинций.

Регентша – Маргарита Пармская (1522 – 86), дочь импера- тора Карла V, наместница Филиппа II в Нидерландах (1559 – 67). После начала революции и прибытия герцога Альбы сложила свои полномочия.

Гёзы (буквально «нищие») – во время начала иконоборчес- кого движения самоназвание членов союза дворян, образовав- шегося в 1565 году, отстаивавшего мирными средствами «старин-


ные вольности Нидерландов». Позднее «гёзами» называли повстан- цев («лесные» и «морские гёзы»).

 

Вопросы и задания

1. На чьей стороне симпатии Шиллера? Можно ли говорить о его объективности в оценке противоборствующих сторон?

2. Какими художественными приёмами Шиллер достигает яркости в описании исторического события?


Приложение

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.