КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государи
Дидро Дени
Статья из «Энциклопедии» (Т. 15, 1765 год). По сжатой по- даче материала, степени его насыщенности приближается к типу современной энциклопедической статьи, отличаясь от многих дру- гих статей «Энциклопедии», часто рыхлых и плохо структуриро- ванных. Статья как бы подводит итог огромной работе, проде- ланной предшественниками Дидро, создателями теорий обществен- ного договора и разделения властей. Наглядно видно, как коррози- ровались к середине XVIII века представления предшествующей просветителям эпохи о божественном происхождении власти абсолютного монарха, её неограниченном характере. Они просто не принимаются во внимание. Читая статью, любой француз дол- жен был прийти к выводу, что монархия Людовика XV отнюдь не лучшая форма правления, она нуждается в изменениях. Хотя понятие «просвещённый монарх» в статье не употреб- ляется, но в ней содержатся рекомендации и этой категории чи- тателей, на которых возлагали такие большие надежды энцикло- педисты. Это люди, которым воля народов вручила необходимую власть управлять обществом. Люди в естественном состоянии не знают государей: они все равны между собой и пользуются полнейшей независимостью; в этом состоянии есть лишь одного рода подчинение, а именно – подчинение детей своим отцам. Естественные потребности, а особенно необходи- мость объединить свои силы, чтобы дать отпор козням врагов, побуди- ли многих людей или многие семьи сблизиться друг с другом и со- здать единую семью, именуемую обществом. Вскоре после этого люди сообразили, что если каждый будет продолжать пользоваться своей свободой, своими силами, своей независимостью и безудержно преда- ваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они поняли, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естествен- ной независимости и покориться некоторой воле, которая представля- ла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим цен- тром и скрещением всех воль и всех их сил. Таково происхождение государей. Можно видеть, что их власть и права основаны только на согласии на это народов. Те государи, которые захватывают власть си- лой, являются не более как узурпаторами. Они становятся законными лишь в том случае, когда согласие народов утверждает за государями права, насильственно ими захваченные. Люди объединились в общество только ради того, чтобы быть более счастливыми. Общество избрало себе государей только ради более надёжной охраны своего счастья и ради самосохранения. Благополучие общества зависит от его безопасности, от его сво- боды и от его могущества. Для того, чтобы доставить ему эти пре- имущества, государь должен иметь достаточную власть, которая позволила бы ему установить прочный порядок и спокойствие среди граждан, упрочить за ними их имущество, защищать сла- бых от козней сильных, наказаниями обуздывать страсти, награ- дами поощрять добродетели. Право издавать соответственные законы в обществе называется законодательной властью. Но тщетным будет право государя издавать законы, если у него не будет одновременно возможности приводить их в испол- нение: страсти и интересы всегда побуждают людей действовать в ущерб общему благу, когда оно кажется им противоречащим их частному интересу. Первое они видят только издали, между тем как второе неизменно стоит перед их глазами. Следовательно, государь должен быть облечён властью, необходимой для того, чтобы заста- вить повиноваться каждое отдельное лицо общим законам, выража- ющим волю всех. Это называется исполнительной властью. Народы наделяли избранных ими государей не всегда одинако- вой властью. Опыт всех времён учит, что страсти тем сильнее побуж- дают людей злоупотреблять властью, чем она больше. Это соображе- ние заставило некоторые нации ограничить власть тех, кому они вве- рили управление. Подобные ограничения верховной власти видоиз- менялись в зависимости от большей или меньшей привязанности народов к свободе, от тех стеснений которые они испытывали при полном подчинении чрезмерно самовластным государям. Это и по- родило различные виды верховной власти и различные виды правле- ния. В Англии законодательную власть осуществляют король и пар- ламент. Это последнее учреждение представляет нацию, которая, со- гласно британской конституции, удержала за собой таким путём часть верховной власти, тогда как исполнительную власть целиком предо- ставила одному королю. В Германской империи император может из- давать законы лишь при участии Собрания императорских чинов. Однако необходимо, чтобы ограничение власти само имело меру. Для того, чтобы государь трудился на благо государства, ему необходима возможность действовать и принимать для этой цели надлежащие меры. Следовательно, чрезмерное ограничение власти государя яв- ляется пороком правления. Это нетрудно усмотреть в правлении шве- дов и поляков. Другие народы не определили особыми и точными установ- лениями пределов власти своих государей. Они довольствовались тем, что возложили на государей обязанность подчиняться основ- ным законам государства, вручив им и законодательную и испол- нительную власть. Это называется самодержавием. Однако здра- вый ум заметит, что оно всегда имеет естественные границы. Ни один государь, сколь бы он ни был абсолютным, не имеет права затронуть основные законы государства, равно как и его религию. Он не может нарушить форму правления и изменить порядок наследо- вания иначе, как с формального дозволения своей нации. Более того, он всегда подчиняется законам справедливости и разума, от которых не может отрешиться ни один человек. Когда абсолютный государь присваивает себе право само- вольно изменять основные законы своей страны, когда он при- тязает на неограниченную власть над гражданами своей страны и их имуществом, он становится деспотом. Ни один народ не мог и не хотел предоставить такую власть своим государям, а если бы это и случилось, то природа и разум всегда дают ему право протестовать против насилия. Тирания есть не что иное, как деспотическое управ- ление. Верховная власть, находящаяся в руках одного человека, будь она абсолютная или ограниченная, именуется монархией. Когда она находится в руках самого народа, она принадлежит ему во всём объёме и не подлежит никаким ограничениям. Это называется демократией. Так, у афинян верховная власть всеце- ло принадлежала народу. Верховная власть осуществляется иног- да корпорацией или советом представителей народа, как это имеет место в республиканских государствах. В чьих бы руках ни находилась верховная власть, она долж- на иметь своей целью только счастье народа, подчинённого ей. Та власть, которая делает людей несчастными, является очевид- ной узурпацией и попранием прав, от которых человек никогда не может отказываться. Государь обязан обеспечить своим под- данным безопасность; именно ради этого они подчиняются вла- сти. Он должен установить прочный порядок благодетельными законами; необходимо, чтобы он имел право изменять их соглас- но требованиям обстоятельств; он должен обуздывать тех под- данных, которые посягают на имущество, свободу и личность других граждан; он имеет право создавать трибуналы из судей, осуществляющих справедливость и карающих виновных соглас- но твёрдым и неизменным законам. Эти законы называются граж- данскими в отличие от законов естественных, а так же от основ- ных законов, которых не может нарушить даже сам государь. Так как государь может изменять гражданские законы, то некоторые думают, что он не должен им подчиняться; а между тем естествен- но, чтобы государь сообразовывался сам со своими законами во всей их строгости. Это заставит подданных более уважать их. Наряду с заботами о внутренней безопасности государства государь должен позаботиться и о внешней его безопасности. Последняя зависит от его богатства и военной силы. Для дости- жения этой цели он должен обратить своё внимание на земледелие, на рост населения, на торговлю. Он должен стараться поддерживать мир со своими соседями, не пренебрегая, однако, ни военной подго- товкой, ни военными силами, которые должны внушить уважение к его нации со стороны всех народов, могущих повредить ей или нару- шить её мир. Отсюда право государей объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы и т.д. Таковы главные права верховной власти, таковы права го- сударей. История даёт нам бесчисленные примеры правителей – притеснителей, попрания ими законов, восстаний подданных. Если бы государями руководил только разум, народы не имели бы нужды связывать им руки или жить с ними в постоянном не- доверии; главы наций, довольствуясь деятельностью на благо своих подданных, не пытались бы завладевать их правами. Но таково уж свойство человеческой природы: люди постоянно стре- мятся расширять свою власть. Какие бы преграды ни старалось воздвигать перед ними благоразумие народов, честолюбие и сила, в конце концов, всегда ломали или обходили эти преграды. У государей есть всегда слишком большой перевес над народами. Развращения воли одного только государя достаточно для того, чтобы подвергнуть опасности или нарушить счастье его поддан- ных, если эти последние не смогут противопоставить ему едино- душие или союз воль и сил, необходимых для того, чтобы обуз- дать его несправедливые притязания. Государи весьма часто бывают подвержены заблуждению, па- губному для счастья народа: они думают, что верховная власть уни- жена, если её права до известной степени ограничены. Главы на- ций, которые пекутся о счастье своих подданных, обеспечат их лю- бовь к себе и послушание и будут всегда внушать страх своим вра- гам. Кавалер Темпл говорил Карлу Второму, что король Англии, являющийся гражданином своего народа, есть величайший из всех властелинов земли, но если он захочет большего – он будет ничем. «Я хочу быть гражданином своего народа», - ответил монарх. Перевод под редакцией А.А. Смирнова. Дидро Д. Избранные произведения. М.; Л.: Художествен- ная литература, 1951. С.355 – 357.
Примечания Кавалер Темпл говорил Карлу II. Карл II Стюарт - король Англии (1660 – 1685), сын казнённого Карла I. Его возвращение на престол положило начало периоду реставрации. Темпл Уиль- ям (1628 – 1699) – английский аристократ, дипломат и эссеист.
Вопросы и задания 1. Изложите теорию разделения властей в представлении Дидро 2. Дайте классификацию политических режимов по Дидро 3. Изложите представление Дидро о реформах просвещён- ного монарха 4. Дайте классификацию законов по Дидро 5. Докажите, что статья принадлежит рационалисту 6. Подготовьте терминологический словарь статьи, сравни- те определения понятий, даваемые Дидро, с современными опре- делениями тех же понятий 7. Как могли использовать идеи, изложенные Дидро, деяте- ли Великой французской революции? 8. Почему Екатерина II, несмотря на подобные статьи, под- держивала Дидро и энциклопедистов?
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |