КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Священники
Гольбах Поль
Статья принадлежит одному из наиболее радикальных дея- телей французского Просвещения Полю Анри Гольбаху (1723 – 1789), атеисту и материалисту, активному сотруднику Энцик- лопедии. Рассуждения Гольбаха, казалось бы, посвящённые священ- нослужителям прошлых эпох, своим острием направлены против современной автору католической церкви. В тексте ярко проявля- ется свойственный просветителям рационалистический подход к объяснению истории общества. Его эволюция, возникновение соци- альных институтов (религии, науки и т.д.) объясняется сознатель- ными действиями отдельных личностей или их групп (в данном слу- чае служителей культа).
Этим именем обозначают всех тех, кто исполняет религиоз- ные обряды у различных народов земли. Со своей внешней стороны культ богов предполагает различ- ные церемонии, задача которых – поразить воображение людей, внушить им благоговение к божеству, которому они воздают почести. Суеверие умножило церемонии в различных культах, а люди, ими руко- водившие, не замедлили образовать изолированную касту, представите- лям которой и дано было исключительное право служить у алтарей хра- мов. Считалось, что те, кому доверены такие высокие обязанности, пол- ностью отдались служению богу. Поэтому они делили с ним благого- вейное почтение человечества. Занятия низкого сорта казались недостой- ными этих людей, и народы считали себя обязанными обеспечивать сред- ствами существования тех, кому надлежало выполнять самые святые и самые важные обязанности. Они же, укрывшись за стенами своих хра- мов, мало общались с народом. Это в ещё большей мере увеличило по- чтение, питаемое простыми людьми к этим уединившимся людям. В них привыкли видеть избранников богов, хранителей и толкователей их заветов, посредников между богами и простыми смертными. Сладко господствовать над себе подобными, и священники сумели выгодно воспользоваться тем высоким уважением, кото- рое им удалось породить в душах своих сограждан. Они заявля- ли, что боги открываются через них; они объявляли приказы бо- гов; они предписывали во что следует и во что не следует верить; они решали, что нравится и что не нравится богам; они делались оракулами; они предсказывали будущее тревожным и любопыт- ным людям; они заставляли трепетать от страха перед наказани- ем божьим тех смельчаков, которые отваживались сомневаться в их призвании или оспаривать их учение. Для того чтобы ещё больше укрепить свою власть, они пред- ставляли богов в качестве злобных, мстительных и неумолимых существ; они создавали новые церемонии, обряды, посвящения, таинства, жестокость которых должна была воспитать в сердцах людей ту мрачную меланхолию, которая столь благоприятна для господства фанатизма. Вот тогда-то человеческая кровь и хлы- нула потоками у алтарей; народы, скованные страхом, лишён- ные мужества предрассудками, не считали никакую цену слиш- ком большой за то, чтобы вымолить себе благоволение небес. Матери с сухими глазами предавали нежное тело своих детей пожирающему огню, тысячи человеческих жертв падали под но- жом жрецов у алтарей; люди безропотно отдавались власти смеш- ных и отвратительных обрядов, полезных, однако, для священников, власти самых абсурдных суеверий, служивших тому, чтобы расши- рить и увековечить их могущество. Избавленные от житейских забот, уверенные в своей власти священники, для того чтобы как-то скрасить скуку своего одино- чества, стали исследовать тайны природы, её мистерии, неизвест- ные простым людям. На этом и основывались столь прославлен- ные познания египетских жрецов. Можно считать общим прави- лом, что почти у всех диких и невежественных народов врачева- ние и выполнение священнических обязанностей осуществляется одними и теми же людьми. Полезные услуги, оказываемые священ- никами народу, лишь укрепили их могущество. Некоторые из них пошли ещё дальше; изучение физики дало им возможность ослеп- лять глаза верующих блестящими фокусами; их считали за нечто сверхъестественное, потому что не знали их причин. Поражённые люди верили, что их священники имеют власть над силами приро- ды, что они по своему произволу могут раздавать небесные кары и благодати и должны вместе с богами разделять страх и благого- вение, испытываемое простыми смертными перед небесами. Для столь почитаемых людей было трудно в течение долго- го времени оставаться в рамках законного послушания, столь необходимого для правильного общественного порядка. Священ- ническое сословие, возгордившись своей властью, часто оспари- вало права короны; даже короли, подчинённые, как и их поддан- ные, законам религии, были недостаточно сильны для того, что- бы восстать против узурпации их прав священниками, против их тирании; фанатизм и суеверие занесли обнажённый нож над го- ловами монархов. Их троны рушились сразу же, как только они пытались осудить или покарать священников, интересы которых ошибочно отождествлялись с интересами божества. Сопротив- ляться священникам значило восставать против небес, покушать- ся на их права – совершать святотатство, а хотеть ограничить их власть – подрывать самые основы религии. Вот по каким ступеням языческие жрецы достигли своей вла- сти. Цари Египта подчинялись приговорам, вынесенным жречес- ким сословием, те монархи, которые были неугодны божествам, получали из уст своих жрецов приказ покончить с собой, и такова была сила предрассудков, что властелин не мог ослушаться этого приказа. Друиды у галлов пользовались самой абсолютной властью над наро- дом, они не желали быть только служителями своих богов, они стре- мились быть верховными судьями во всех спорах, возникавших среди этого племени. Мексиканцы стонали в молчании от жестокостей, ко- торые их варварские жрецы совершали под прикрытием имени бога; короли не смели отказываться от самых неправедных войн, когда их верховные жрецы объявляли им волю небес. «Боги жаждут», - говори- ли они, и тотчас же императоры вооружались против своих соседей, и каждый из них спешил принести в жертву идолам захваченных плен- ников, а вернее, жестокому и тираническому суеверию своих жрецов. Народы были бы куда счастливее, если бы жрецы лжеучений были единственными, кто злоупотреблял властью над людьми, властью, да- ваемой им их положением. В годы мрака, вопреки покорности и крото- сти, которые так горячо рекомендует Евангелие, можно видеть, как служители бога мира поднимали знамёна восстания, как они вклады- вали в руки подданных оружие против их государей, нагло приказыва- ли им сойти с их тронов, безрассудно присваивая себе право разрывать священные узы, соединяющие народы с их владыками. Они объявля- ли тиранами принцев, противившихся их наглым домогательствам; они притязали на свою полную независимость от законов, созданных для того, чтобы быть в равной мере обязательными для всех граждан. Эти тщеславные притязания время от времени подкреплялись потоками крови. А основывались они на невежестве народов, слабо- сти государей и хитрости священников. К последней они прибегали часто, желая сохранить за собой узурпированные ими права. Отвра- тительная инквизиция в странах, где она существует, даёт нам мно- гочисленные примеры человеческих жертвоприношений, ни в чём не уступающих по своему варварству жертвоприношениям мексикан- ских жрецов. Перевод Ю. Соколова. Осадная башня штурмующих небо. Избранные тексты из Великой французской энциклопедии. Л. 1980. С. 182 – 185. Вопросы и задания 1. Докажите, что текст принадлежит мыслителю – рационалис- ту. 2. Выявите в тексте элементы антиисторического подхода, свой- ственного мыслителям Просвещения. 3. Как представляют возникновение религии мыслители, придерживающиеся методологий провиденциализма, рациона- лизма, романтизма, исторического материализма, позитивизма? 4. Какие из обличений Гольбаха можно отнести к современ- ной ему католической церкви? 5. Чем объясняются попытки Гольбаха представить священ- нослужителей лицами опасными для государей?
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |