КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Россия (история)
Жокур Луи Революция Жокур Луи
Текст помещён в четырнадцатом томе Энциклопедии, вышед- шем в 1765 году. Статья является наглядной иллюстрацией того, как исподволь просветители разлагали, коррозировали официаль- ную идеологию абсолютистской Франции, выдвигали возможность альтернативы существующему общественному устройству, в том числе и революционной.
На политическом языке означает значительное изменение в управлении государством. Слово это происходит от латинского revolver – переворачи- вать. Нет таких государств, в которых не совершилось бы боль- ше или меньше революций. Аббат Верто дал нам две или три превосходные истории революций в Швеции, в римской респуб- лике и др. Хотя в Великобритании в разное время было много рево- люций, англичане особо наделяют этим именем революцию 1688 года, когда принц Оранский Вильгельм Нассаусский занял трон вместо своего тестя Якова Стюарта. Плохое управление короля Якова, говорит милорд Болингброк, сделало революцию неиз- бежной и осуществимой, но это плохое управление, как и всё его предшествующее поведение, проистекало из его слепой привер- женности папе и принципам деспотизма, от чего не могли его отвратить никакие предупреждения. Эта приверженность проис- текала из жизни в изгнании королевской семьи, причиной кото- рой была узурпация власти Кромвелем, узурпация же Кромвеля была порождена предыдущим восстанием, начавшимся не без основания в отношении свободы, но без всякого стоящего пред- лога по отношению к религии. Перевод Н.В. Ревуненковой. Жокур Л. Революция // История в Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Л.: Наука, 1978. С. 109.
Примечания Аббат Верто Рене Обер (1655 – 1735) – автор нескольких книг, посвящённых переворотам («революциям») в европейских стра- нах. Революция 1688 года – государственный переворот («Слав- ная революция») в Англии, приведшая к свержению династии Стюартов. Принц Оранский Вильгельм Нассаусский (1650 – 1702) – штат- гальтер Нидерландов, английский король под именем Вильгельма III с 1689 года. Яков Стюарт (1633 – 1701) – английский король, в 1688 году лишён престола, затем проживал в изгнании. Его дочь Мария была замужем за принцем Вильгельмом Оранским, с 1689 по 1694 год правила Англией совместно с мужем. Милорд Болингброк Генри Сент-Джон (1678 – 1751), анг- лийский политический деятель, крайний тори. Автор «Писем об изучении и пользе истории».
Вопросы и задания 1. Какое содержание вкладывает Жокур в понятие «револю- ция»? 2. Какие критические выпады по отношению к современной ему Франции содержит статья Жокура?
Статья опубликована в четырнадцатом томе Энциклопедии (1765 год). Подготовлена, в значительной степени, на основе ма- териалов, содержавшихся в «Истории России при Петре I» Воль- тера. Содержит множество фактических ошибок и ярко харак- теризует низкий уровень знаний даже образованных европейцев XVIII века о России и её истории. Носит компилятивный харак- тер, написана на узком круге источников, не подвергнутых исто- рической критике. Это и не удивительно, ибо профессиональные учёные - историки России появились во Франции только в XIX веке, а оценка источников с точки зрения их достоверности проводи- лась современниками Жокура на основе критериев их соответствия «здравому смыслу». Екатерина II осталась недовольна статёй Жокура и просила Дидро исправить её в новом издании Энциклопе- дии. Хотя статья посвящена России, Жокур и в ней делает ряд критических выпадов в отношении общественного устройства со- временной ему Франции.
До царя Петра Россия по своим обычаям, одежде и нравам была ближе к Азии, чем к христианской Европе, - таковы, напри- мер, древние обычаи собирать с народа подати натурой или целиком содержать послов в пути и во время пребывания. Восточная привыч- ка не являться со шпагой в церковь или ко двору прямо противопо- ложна нашему смешному и варварскому обычаю вооружаться для общения с богом, королём, друзьями и женщинами длинным, дохо- дящим до ступней наступательным оружием. Длинные одеяния при всех церемониях более благородны, чем короткая одежда западных европейских наций. Праздничная мантия, подбитая мехом, и длин- ные одеяния, украшенные драгоценностями, а так же увеличиваю- щие рост высокие шапки более внушительны на вид и более подхо- дят к холодному климату, чем парики и прилегающие камзолы. Но такая древняя одежда всех народов кажется нам наименее приспо- собленной для войны и неудобной для работы. Все прочие обычаи были грубыми. Из-за наличия армии стрельцов правительство походило на турецкое, так как стрелецкое войско, подобно янычарам, иногда распоряжалось троном и вносило смуту в государство почти в той же мере, в какой его поддерживало. Стрельцов было 40 ты- сяч человек. Размещённые по провинциям, они промышляли раз- боем, но в Москве жили, как горожане, торговали, не служили и проявляли крайнюю дерзость. Чтобы установить в России поря- док, их следовало распустить. Это было совершенно необходи- мо, но столь же и опасно. Что касается титула «царь», то он, возможно, произошёл от «цар» или «тхар» Казанского царства. Когда русский государь Иоан, или Иван Басилид (Васильевич) победил в ХУ1 в. это цар- ство, подчинённое ещё его предком, но затем утраченное, он при- нял его титул, переданный затем преемникам. До Ивана Василь- евича властелины России носили титул «великого князя», т.е. ве- ликого государя, великого сеньора, великого вождя. Христианс- кие нации переводили его словом «великий герцог». Перед гол- штинским посольством царь Михаил Фёдорович титуловался вели- ким господином и великим князем, хранителем всех Россий, князем Владимирским, Московским, Новгородским и т.д., царём Казанским, Астраханским, Сибирским. Таким образом, слово «царь» было титу- лом этих восточных государей, и, похоже, что оно произошло скорее от «шахов» Персии, чем от «цезарей» Рима, о которых, вероятно, си- бирские цари на берегах Оби никогда и не слыхивали. Каков бы ни был титул, он ничего не значит, если его носители не велики сами по себе. Слово «император», означавшее лишь «гене- рала армии», превратилось в наименование владык Римского госу- дарства. Ныне русским государям его дают с бoльшим основанием, нежели любому другому владыке, если учесть протяжённость стра- ны и мощь их власти. Государственной религией с Х1 века была та, что в проти- воположность латинской называется греческой; но в стране было больше мусульманских и языческих областей, чем христианских. В Сибири вплоть до границ Китая жили идолопоклонники, а в некоторых провинциях вообще не было никакой религии. Инженер Перри и барон Страленберг, жившие долго в Рос- сии, говорят, что среди язычников они нашли больше честности, чем у других. Но не язычество сделало их более добродетельны- ми; ведя пастушескую жизнь в местах, удалённых от общения с людьми, они пребывали как бы в самом древнем веке, не знали больших страстей и посему, естественно, были более честными. Христианство на Руси было принято очень поздно, как и во всех других северных странах. Считается, что в конце Х в. его ввела княгиня Ольга, подобно тому как племянница государя – арианина Клотильда ввела его у франков, жена польского коро- ля Мечислава – у поляков, а сестра императора Генриха II – у венгров. Женщины, более чувствительные к увещеваниям служи- телей религии, обращают затем и прочих людей. Добавляют, что эта княгиня Ольга была крещена в Констан- тинополе. Её назвали Еленой, и как только она стала христиан- кой, император Иоанн Цимисхий не замедлил полюбить её. По- видимому, она была вдовой и отвергла императора. Вначале при- мер княгини Ольги не вызвал большого числа последователей; её дол- го царствовавший сын не придерживался её верований. Однако её внук Владимир, рождённый от наложницы и убивший, дабы воцариться, своего брата, искал союза с константинопольским императором Васи- лием и смог добиться этого лишь при условии крещения. Именно тог- да, в 987 г., греческая религия действительно начала проникать в Рос- сию. Патриарх Фотий, знаменитый своей необъятной учёностью, рас- прями с римской церковью и своими несчастьями, отправил [священ- ников], чтобы крестить Владимира и присоединить эту часть мира к своему патриархату. Итак, Владимир закончил дело, начатое его бабкой. Пер- вым русским митрополитом или патриархом был грек. Поэтому русские частично заимствовали от греков алфавит для своего язы- ка. Они на этом выиграли, но основа языка осталась по-прежне- му славянской, и лишь несколько слов, относящихся к литургии и церковной иерархии, заимствованы из греческого. Один из гре- ческих патриархов по имени Иеремия, который имел судебный процесс с диваном и приехал в Москву за помощью, отказался, наконец, от претензий на русскую церковь и посвятил в патриар- хи в 1588 г. новгородского архиепископа Иова. С этого времени русская церковь стала такой же независи- мой, как и русская империя. Отныне русского патриарха посвяща- ли не константинопольский патриарх, а русские епископы. В гре- ческой церкви он занимал место после патриарха Иерусалимско- го, но на деле он был единственным свободным и могуществен- ным патриархом, а следовательно, и единственным настоящим. Иерусалимский, Константинопольский, Антиохийский и Алексан- дрийский патриархи – не более чем наёмные и униженные главы пленённой турками церкви. Антиохийский и Иерусалимский пат- риархи даже и не считаются таковыми и обладают не большим влиянием, чем раввины имеющихся в Турции синагог. В такой огромной империи теперь всего лишь двадцать во- семь епископских кафедр, а во время Петра 1 было лишь двад- цать две. Русская церковь была тогда столь мало образованной, что брат Петра Великого царь Фёдор был первым, кто ввёл в ней церковное пение. Фёдор и в особенности Пётр принимали как в армию, так и в свой совет людей греческого, латинского, лютеранского и кальвини- стского вероисповедания. Каждому они предоставляли свободу слу- жить богу по-своему, лишь бы они хорошо служили государству. В этой империи на протяжении двух тысяч лье не было ни одной ла- тинской церкви. Лишь когда Пётр учредил новые мануфактуры в Астрахани там появилось шестьдесят католических семей, которы- ми руководили капуцины; однако, когда в его владения захотели про- никнуть иезуиты, он их изгнал по указу от апреля 1718 г. Капуцинов он терпел как безвредных монахов, но в иезуитах он видел опасных политиков. Греческой церкви лестно, что её влияние распространяется в империи размером в две тысячи лье, в то время как римская цер- ковь не имеет в Европе и половины этого пространства. Во все времена приверженцы греческого обряда особенно стремились сохранить равенство с латинянами и всегда опасались усердия рим- ской церкви, которое считали властолюбием, ибо действительно римская церковь, очень ужатая в нашем полушарии, но именую- щая себя вселенской, стремилась оправдать этот титул. Евреям никогда не разрешалось пребывать в России в про- тивовес тому, как это имеет место в европейских государствах от Константинополя до Рима. Русские всегда торговали сами или посредством поселившихся у них иностранцев. Из всех гречес- ких церквей русская – единственная, которая не допускает сина- гог рядом со своими храмами. Россия, которая своим большим влиянием на европейские события обязана Петру Великому, не имела никакого влияния на них с того времени, когда стала христианской. До того русские творили на Чёрном море то же, что норманны у наших океанс- ких берегов. При Ираклии 40 тысяч русских барок прибыли для осады Константинополя и чтобы взять дань с греческих цезарей. Введший в России христианство великий князь Владимир, оза- боченный распрями в своей семье, ещё более ослабил свои владе- ния, разделив их между детьми. Затем почти все эти земли стали добычей татар, которые в течение двухсот лет порабощали Рос- сию. Её освободил и расширил Иван Васильевич, однако после него её истощили гражданские войны. До Петра Великого многого не хватало, чтобы Россия была столь же богата, имела столько же обработанной земли, столько же под- данных и доходов, как в наши дни. У неё ничего не было в Ливонии, а небольшая торговля, которую вели в Астрахани, была убыточной. Русские питались очень плохо; их излюбленными кушаньями были лишь огурцы и астраханские арбузы, которые летом они варили с водой, мукой и солью. Тогда у этой нации начали прививаться неко- торые азиатские привычки. Для царской женитьбы привозили ко двору из провинции самых красивых девушек; главная придворная хозяйка принима- ла их, поселяла каждую отдельно, но кормила всех вместе. Царь видел их или под вымышленным именем, или без притворства. День свадьбы назначался, ещё когда выбор не был оглашён, и в назначенный день свадебная одежда подавалась той, на кого упал тайный выбор; прочим претенденткам раздавали другие одеж- ды, и они возвращались к себе. Было четыре примера подобных свадеб. С того времени русские женщины стали румяниться, подрисовывать брови или накладывать искусственные; они осо- бенно пристрастились к драгоценностям, нарядам из драгоцен- ных тканей. Таки образом, у этого народа варварство стало исчезать, и потому их государю Петру не нужно было много трудиться над просвещением нации, как хотели бы нас в том уверить некото- рые авторы. Уже при Алексее Михайловиче стало обнаруживаться влия- ние, которое Россия в дальнейшем приобрела в христианской Европе. Он отправил послов к папе и почти ко всем крупным государям Европы, кроме Франции – союзницы турок, с целью создать союз против Оттоманской Порты. Однако его послы не добились в Риме успеха, им лишь разрешили не целовать папе ногу, а в других местах они получили лишь одни бесполезные обещания. Тот же царь Алексей в 1676 г. предложил объединить свои обширные владения с Польшей, подобно тому как Ягеллоны присоединили к себе Литву; но чем более великим было его пред- ложение, тем менее оно было приемлемым. Он был бы очень до- стоин такого нового королевства, если судить по тому, как он управ- лял своими владениями. Он первым приказал издать свод законов, хотя и несовершенный; он завёл полотняные и шёлковые мануфакту- ры, которые, по правде говоря, не удержались, однако ему принадле- жала честь их основания. Он заселил пустыни возле Волги и Камы литовскими, польскими и татарскими семьями, захваченными в вой- нах. Ранее пленники становились рабами тех, кому они доставались при дележе, Алексей же сделал из них земледельцев. Насколько это было можно, он ввёл в своей армии дисциплину. Он привлёк в свои владения мастеров полезных промыслов, пригласил из Голландии за большие деньги строителя Ботлера с плотниками и матросами для постройки фрегатов и судов. Словом, он начал и подготовил дело, которое завершил Пётр. Своему сыну Алексей передал весь свой ге- ний, который тот развернул, усилил и просветил в своих странстви- ях. В царствование Петра принадлежащий к Европе русский народ, живший в больших городах стал цивилизованным, торго- вым, любознательным в искусствах и науках, ценителем театра и новых изобретений. Совершивший эти перемены великий чело- век счастливо родился в благоприятное для этого время. В своих владениях он ввёл искусства, которые уже были усовершенствова- ны его соседями, и случилось так, что среди его подданных, уже склонных к ним, эти искусства за 50 лет продвинулись ещё боль- ше, чем в других местах за три – четыре века. Однако они ещё не пустили там глубоких корней, чтобы какой-нибудь пережиток вар- варства не мог бы разрушить это прекрасное здание, заложенное в слабонаселённой и деспотической империи, на которую никогда природа не распространит свои благостные щедроты. При нынешнем положении русская нация – единственная, торгующая на суше с Китаем: доход от этой торговли идёт на булавки императрицы. Караван, отправляющийся из Петербур- га в Пекин, тратит на дорогу туда и обратно три года. По прибы- тии в Пекин купцов запирают в караван-сарае, и китайцы исполь- зуют это время, чтобы принести туда негодные товары, которые те вынуждены брать, так как у них нет свободы выбора. В Петер- бурге эти товары продаются на торгах в большой зале Итальян- ского дворца, и при этой продаже лично присутствует императрица. Государыня сама предлагает цену, и любому частному лицу позволе- но её надбавлять; так и поступают, и каждый старается купить втри- дорога. Помимо этих публичных торгов, двор ведёт торговлю реве- нём, солью, золой, пивом, водкой и т.д. Вдобавок государство извле- кает большой доход от торговли бакалеей, пряностями и от кабаков и общественных бань, столь же привычных для русских, как и для ту- рок. Доходы русского государства извлекаются из поголовной подати, некоторых монополий, таможенных и дорожных пошлин и коронных имуществ. Однако они не превышают 13 миллионов рублей (65 миллионов в нашей монете). С такими доходами Рос- сия может вести войну с турками, но в Европе без получения суб- сидий это невозможно – своих средств у неё не хватило бы. Вся- кое жалованье в этой империи очень невелико: русский солдат не получает в день и трети жалованья немецкого и даже французс- кого солдата и вне своей страны не может прожить без прибавки оплаты. Эту прибавку дают России могущественные союзные с ней государства, но она недёшево обходится. Русская корона – наследственная, дочери могут наследовать, а государь обладает абсолютной властью над всеми своими под- данными, никому не давая отчёта в своём управлении. На боль- шей части России климат чрезвычайно холодный, и большую часть года царят снега и льды. Посеянное зерно не даёт хороших урожа- ев, кроме областей соседних с Польшей, где собирают урожай че- рез три месяца после посева. Виноград там не растёт, но много льна. Главные реки – Волга, Дон, Днепр и Двина. Озёра там обиль- ны рыбой. Леса полны дичи и зверей. Торговля с русскими выгод- на для Франции, полезна для Голландии и невыгодна для Англии. Продают куний, соболий, горностаевый и другие меха, бычьи кожи, которые называются «русскими кожами», лён, пеньку, сало, дёготь, воск, древесную смолу, мыло, солёную рыбу и т.д. Перевод Н.В. Ревуненковой. История в Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Л.: Наука, 1978. С. 175 – 179. Примечания Инженер Перри Джон (1670 – 1738)– английский инженер - ко- раблестроитель, находился в России с 1698 по 1715 год. Вскоре пос- ле возвращения в Европу напечатал воспоминания о России. Барон Страленберг Филипп – Иоганн (1676 –1747) – шведс- кий офицер, взятый в плен под Полтавой. Провёл в Сибири 13 лет. После освобождения издал в 1730 году в Любеке книгу «Историчес- кое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии». Клотильда (475 – 545) – племянница бургундского короля - арианина Гунобада, жена короля саллических франков Хлодви- га I. Содействовала принятию им в 496 году христианства в ор- тодоксальной форме. Канонизирована. Мечислав (Мешко I) – (922 – 992). Польский князь из динас- тии Пястов. В 965 году принял христианство в форме греческого обряда под влиянием своей первой жены, чешской княжны Дуб- ровки. Его вторая жена Ода содействовала распространению христианства в форме римского обряда в Польше. Генрих III – баварский герцог. Его дочь Гизела, ставшая же- ной будущего венгерского короля Стефана (Иштвана) I, содей- ствовала принятию венграми в 997 году христианства римского обряда. Иоанн Цимисхий – византийский император в 969 – 976 го- дах. Жокур ошибается. Ольга приезжала в Константинополь в 957 году при императоре Константине Багрянородном (913 – 959). Василий II Болгаробойца (958 – 1025) – византийский импе- ратор. Выдал сестру Анну за киевского князя Владимира. Фотий (810 – 891) – византийский патриарх. Ошибка Жоку- ра: Фотий жил гораздо раньше Владимира. Иеремия – константинопольский патриарх, проведший 26 января 1589 года интронизацию Иова. Капуцины (от итал. сappuccio – капюшон) – члены монашес- кого ордена, созданного в 1525 году для борьбы с Реформацией. Иезуиты (от латинской формы имени Иисус – Jesus) – члены монашеского ордена, созданного в 1534 году для борьбы с про- тестантизмом. Орден стал главным орудием Контрреформации и распространения католицизма. Ираклий (575 – 641) – византийский император. Время его прав- ления совпало с продвижением славян на Балканский полуостров. Ошибка Жокура: русские походы на Царьград проходили в IX – X веках. Ягеллоны – династия польских королей (1386 – 1572) и великих князей литовских (1377 – 1572). Названа по имени её основателя ве- ликого князя литовского Ягайло. Ботлер (Бутлер) – голландский капитан, назначенный в 1670 году командиром первого русского трёхмачтового парусного корабля «Орёл». В воспоминаниях Стрюйса, одного из голланд- ских членов экипажа «Орла», были напечатаны письма Бутлера.
Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте состояние знаний о России в Западной Европе середины XVIII века. 2. Обрисуйте предмет истории России в понимании Жоку- ра. Какие стороны исторического процесса его интересуют? 3. Найдите фактические ошибки, допущенные Жокуром. 4. Охарактеризуйте круг источников, использованных Жо- куром. Какие источники оказались вне поля его зрения? 5. Укажите места в тексте, где Жокур делает критические выпады в отношении государственного и церковного устройства Франции. 6. Почему Екатерина II осталась недовольна статьёй Жокура?
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |