№
| НАЗВАНИЕ
| ЦЕЛЬ
| ОПИСАНИЕ
| КОЛИЧЕСТВО
УЧАСТНИКОВ
| ПРИМЕЧАНИЯ, МАТЕРИАЛЫ
|
| “Поиск общего”
| Знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности
| Группа делится на двойки, и два человека находят определённое количество общих признаков, затем двойки объединяются в четвёрки с той же целью и т.д.
|
8-30
| Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четвёрках, восьмёрках и т.д.
|
| Представление участников по парам
| Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. Способствует созданию безопасной атмосферы
| Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей “знакомости”. В течении 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнёра остальным участникам, говоря о нём от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечи сидящего впереди партнёра. Затем упражнение обсуждается
| Чётное 8-16
| Упражнение может вызвать сильные переживания, во время обсуждения надо это учитывать
|
| “Снежный ком”
| Знакомство и сплочение группы
| По кругу каждый называет своё имя и имена всех уже назвавших перед ним
| До 20
|
|
| “Дни рождения”
| Разрядка, знакомство, сплочение
| Участники молча строятся в линейку по дням рождения
| 5-30
|
|
| Имена-образы
| Обмен чувствами и впечатлениями
| Участники выражают своё настоящее состояние используя какой-либо образ
| любое
| Используется на начальных стадиях развития группы
|
| “Замороженный”
| Разрядка, смех, сплочение
| Участники разбиваются на две группы: замороженные и орда. Орда должа заставить рассмеяться замороженных, не используя прямого физического контакта, а замороженные этому сопротивляются. Затем участники меняются местами
| Чётное
|
|
| “Кто Я”
| Самодиагностика участников: выявление уровня самопрезентации, самоотношения,
механизма самоатрибуции
| См. Приложение
| Любое
|
|
| “Бурундуки”
| Разрядка, смех, противодействие с группой
| Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.
| 8-30
|
|
| “Я - это Я” Декларация моей самоценности В.Сатир
| Навык релаксации, рефлексия, принятие себя.
| См. Приложение
| любое
| Может вызвать неприятные ощущения.
|
| “Любое число”
| Разрядка, сплочение
| Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Ведущий командует: “Три – четыре!”. Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть
|
| Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплочённости.
|
| “Мои особенности и преимущества”
| Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого
| Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например на листе нарисованы пустые шарики, звёздочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нём
| 7-15
| Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять
|
| “Фруктовая корзина”
| Разрядка
| Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот кто остался без места становится ведущим
| 6-15
|
|
| “Молчащее и говорящее зеркало”
| Получение обратной связи
| см. Приложение
| 8-15
|
|
| “Троль. Путешествие к кладу”
| Достигнуть определенной степени групповой сплоченности и взаимопонимания для достижения общегрупповой цели. Разрешение возникающих сложностей и конфликтов
| Участникам предлагается пройти ряд испытаний в конце которых их ждёт клад. Однако ведущий сообщает о ряде ограничений: все участники должны идти цепочкой, держась за руки, с завязанными глазами, не произносить ни единого звука. В случае нарушения тишины, целостности цепи, подглядывания, задевания препятствия или непрохождения определённого этапа путешествия, участники возвращаются на старт. Видеть маршрут и говорить может только впереди идущий Троль, которого выбирают сами участники вначале упражнения (в процессе игры можно заменить тролля или поменяться местами)
| 8-20
| Обеспечение безопасности участников. Возможно появление неадекватных реакций. Оборудование для создания препятствий. Платки для завязывания глаз. Призы участникам.
|
| “Коллективный счет”
| Раскрепощение. Групповое сплочение
| Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: никто не знает, кто начнёт счет и кто назовёт следующее число; нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начать с единицы. Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.
| 5-15
| Участникам запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему промолчать или пора озвучить число
|
| “Ответы за другого”
| Обратная связь участников через “отражение” взглядов других членов группы
| Положите лист бумаги горизонтально и разделите его вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца подпишите своё игровое имя. Над левым столбцом – имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир и за которых дадите ответы на вопросы, которые я предложу. Возможный перечень вопросов: ваш любимый цвет, мужское имя, женское имя, домашнее животное, самая неприятная для вас человеческая черта и т.п. После завершения участники сравнивают ответы
| 8-15
| Хорошо обсудить, на чём основывались их предположения, что подсказало правильные ответы.
Возможный вариант – процедура диагностического обследования по какому-нибудь небольшому тесту-опроснику
|
| “Собака”
| Разрядка, сплочение
| Один из участников начинает описание животного (например, своей собаки) одним предложением и показывая жестом какую-то черту. Следующий участник, повторяя высказывание и жест предыдущего, прибавляет свою черту (слово и жест) и так далее
| 7-15
| Желателен высокий уровень разогретости группы
|
| Ролевые игры
К. Рудестам
| Снятие напряжения и отработка навыка ролевых игр.
| Группа разбивается на две подгруппы с равным количеством членов, после чего участники становятся в два круга, один внутри другого. Каждый из внутреннего круга имеет себе пару из внешнего, с которым они изображают:
Офицера дорожной полиции, читающего нотацию проштрафившемуся водителю; продавца, который уговаривает сделать покупку; родственников, которые давно не видели друг друга и теперь наконец встретились; двоих детей, которые нашли новую игрушку и т.п.
| Чётное
| Некоторые роли могут оказать сильное эмоциональное воздействие на участников.
|
| “Построиться по…”
| Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки
| Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, весёлость, активность и т.д.)
| Любое
| Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки
|
| Ролевая игра “Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение”
| Понимание сути уверенности в себе. Осознание отличий уверенности от неуверенности и агрессивности
| Каждому участнику группы предлагается продемонстрировать неуверенную поведенческую реакцию, агрессивную реакцию и уверенную реакцию в некой гипотетической ситуации. см. Приложение
| 5-15
| Необходимо участие всех членов группы. Надо помнить, что невербальное поведение говорит о человеке не меньше, чем его слова. Каждый должен получить обратную связь.
|
| “Невербальное знакомство”
| Разрядка, сплочение. Опыт преодоления барьеров в общении, осознание собственных сложностей
| Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом руками с закрытыми глазами, глазами, спинами и т.д.
| Чем больше, тем лучше
|
|
| “Катастрофа в пустыне”
| Осознавание возможностей различных способов общения. Изучение динамики группового спора. Отработка навыков поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительными. Научиться осознавать стратегические цели и подчинять им тактические шаги
| См. Приложение
| 5-20
| Необходимо достаточное количество времени, возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые друг с другом подгруппы
|
| “Ужасно-прекрасный рисунок”
| Стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии
| Участникам раздаётся по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать “прекрасный рисунок”. После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд “ужасный рисунок” и передаёт следующему. Следующий участник делает “прекрасный рисунок”. Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается
| Не больше 12, большую группу можно разбить на подгруппы
|
|
| “Назови эмоцию”
| Актуализация словарного запаса участников, выделение различий между эмоциями и чувствами. Осуществление эмоционального разогрева
| Ведущий кидает мячик, поймавший должен назвать какую-либо эмоцию и кинуть мячик следующему.
| 8-15
| Необходимо подвести к осознанию внутренних и внешних проявлений эмоциональных переживаний.
|
| “Калейдоскоп”
| Актуализация словарного запаса участников, выделение различий между эмоциями и чувствами. Осуществление эмоционального разогрева
| Ведущий просит каждого участника представить себя какой-нибудь частью тела – рукой, головой, и т.д. Затем он называет эмоцию или чувство, а дети должны их выразить от имени той части тела, которую они выбрали. После выполнения задания участники делятся своими наблюдениями, – чем и какие эмоции передавать легче.
| 8-15
| Необходимо подвести к осознанию внутренних и внешних проявлений эмоциональных переживаний.
|
| “Межгалактический совет”
| Подведение участников к пониманию необходимости гнева в нашем мире
| Разделитесь на 3 команды. Вы – представители разных цивилизаций, имеющих очень много общего с земной, но когда –то избавившихся от чувства гнева. Сейчас у вас есть шанс поделиться своим опытом с землянами. 1 команда готовит доклад: «Что выиграла наша планета от исчезновения гнева», 2 – «Что проиграла наша цивилизация от исчезновения гнева», 3 – комиссия для решения дальнейшей судьбы гнева на Земле. Комиссия имеет право задавать вопросы обеим командам.
| 8-15
|
|
| “Толкалки”
| Снятие напряжения, восстановление дружеской атмосферы
| Участники встают в две линии, друг напротив друга. Нужно упереться ладонями в ладони партнера и постараться сдвинуть его с места, перетолкать. После этого участники сдвигаются на одного человека, скрестив руки, упираются ладонями в ладони партнера и толкаются.… Затем снова меняются партнерами и толкаются спинами.
| Чётное
| Не допустить агрессивного поведения. Можно порекомендовать как один из способов снятия мышечного напряжения
|
| “Мультяшки гневаются”
| Эмоциональный разогрев, демонстрация смешных сторон гнева
| Участник выбирает мультяшного героя и показывыает как он гневается. Участники стараются запомнить гнев каждого героя. После этого дается инструкция: «Покажи сначала гнев своего героя, а затем гнев какого-нибудь героя из группы». Тот, кого показали, делает тоже самое. Надо задействовать всех участников по несколько раз
| 8-15
| Набор героев может быть задан ведущим или выбран самими участниками
|
| Притча “Два мудреца”
| Представление нового способа взгляда на обыденные ситуации.
| См. Приложение
| Любое
| Необходимо обсудить почему, говоря одно и тоже по смыслу, можно получить различные реакции
|
| “Позитивный язык”
| Получение навыков использования позитивного языка
| Участникам предлагается написать список черт, которые они в себе не любят, и попытаться назвать их позитивным языком.
| 8-15
|
|
| “Зоопарк”
| Снятие напряжения
| Каждый участник придумывает животное и обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы – показывая своё животное и животное того, кому привет передаётся
| Любое
|
|
| “Найди хорошее”
| Отработка навыка взгляда на сложные ситуации с позитивной стороны
| По кругу участники коротко рассказывают ситуацию, которая каждый раз вызывает у них нарастающее раздражение, а может и вспышку гнева. Все пытаются найти в ней что-то позитивное и произносят фразу, начиная со слов: «Зато…»
| 8-15
|
|
| “Это Я”
| Разогрев группы
| Один человек выходит на середину. Его задача – одним жестом передать свой характер или какую-нибудь черту. Остальные должны угадать то, что
он хотел сказать. Угадавший занимает его место
| 8-15
|
|
| “Сердитый журнал”
| Осознание своих мыслей и чувств на различных этапах конфликта
| Участники вспоминают ситуации, которые вызывали у них сильный гнев, и разбирают их. После этого ведущий заполняет таблицу, предлагав желающим зачитать то, что они записали в графу «горячительные мысли». Графы: описание ситуации, насколько был рассержен, «горячительные мысли», что реально сказал, чего хотел добиться, последствия (ближайшие, отсроченные).
| 8-15
|
|
| “Обвинитель”
| Осознание своих мыслей и чувств в позиции обвинителя и обвиняемого
| Осознание своих мыслей и чувств на различных этапах конфликта, а также в позиции обвинителя и обвиняемого
| Чётное
| Акцентировать внимание на эмоциях, мыслях, телесных проявлениях во время обвинения
|
| “Уши-нос”
| Разминка. Освоение нетрадиционного способа сохранения спокойствия в стрессовой ситуации
| Участники разбиваются на пары. Задача первого обвинять другого, кричать на него; задача второго не слушать слов обвинителя, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или кончика носа
и запоминать чувства и мысли, возникающие в это время. Через некоторое время меняются ролями.
| чётное
|
|
| Медитация-визуализация “Судно на котором я плыву”
| Знакомство с новым методом снятия напряжения. Самодиагностика
| См. Приложение
| любое
| Необходимо контролировать состояния участников. Возможно применение музыки
|
| “Вечное движение”
| Эмоциональный разогрев
| Участники, стоя в круге, начинают показывать по одному движению под музыку (не останавливаясь), присоединяя их к уже показанным. Когда очередь возвращается к начинавшему, все участники несколько секунд показывают накопившиеся движения вместе
| 8-15
| Энергичная музыка
|
| Дыхательная гимнастика
| Показать эффективность данной техники снятия напряжения
| На счет 1-2-3-4-5-делаем вдох, на счет 1-2-3-4-5-6-7- глубокий выдох, повторить 3-5 раз. На счет 1-2-3-4-5-6-7-делаем вдох. На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9- глубокий выдох. Повторить 3-5 раз. На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9 делаем глубокий вдох. На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11- глубокий выдох, повторить 3-5 раз.
| любое
| Можно использовать другие модификации дыхательной гимнастики
|
| “Я отличаюсь от других”
| Разрядка, создание настроя на работу с индивидуальными реакциями на травмирующие ситуации
| Один из участников кидает мячик и говорит фразу: «Я отличаюсь от других» Тот, кто его поймал, должен закончить фразу. А потом кинуть мячик следующему участнику и произнести: «Я отличаюсь от других…» Желательно участие всех членов группы.
| 8-15
| Желательно участие всех членов группы
|
| “Сценарий”
| Актуализация уже полученных знаний для написания сценария альтернативного поведения в ситуациях, вызывающих гнев
| Участникам предлагается назвать ситуации, в которых им трудно сдерживать гнев (участники со сходными ситуациями объединяются в подгруппы).. Задача каждой группы написать сценарий альтернативного поведения. Далее обсуждается, как я могу использовать гнев для созидания, куда я могу направить энергию на первом этапе, в момент конфликта, после конфликта. Участники записывают, что конкретно они могут сделать в этот момент, самые первые признаки зарождения гнева – где, как и когда. Выбирают, что больше подходит для них, чтобы снять это состояние: дыхательные упражнения, расслабление, отстранение, юмор. На этапе конфликта: учатся настраивать организм на мирный лад, вдумываясь в суть дела, сдерживать «горячительные мысли», держать дистанцию. Третий этап – после конфликта: если проблема не решена, то нужно снять напряжение, если решена –поощрить себя. Каждый ребенок записывает по каждому этапу, что больше подходит ему.
| 8-15
| Сценарии должны быть разработаны по этапам развития конфликтной ситуации. Бумага, фломастеры
|
| Медитация-визуализация “Волшебный город”
| Открытие ресурсных возможностей своей психики
| См. Приложение
| любое
| Необходимо следить за состоянием участников
|
| “Кенгуру”
| Снятие напряжения, получение позитивных эмоций
| Поочерёдно участникам на ухо сообщается название животного, которого им нужно изобразить так, чтобы остальные поняли. Последнему игроку, называется “кенгуру”, но группа специально подговаривается не отгадывать и не называть это животное до определённого времени
| 8-15
| Желательно не затягивать упражнение. Ведущий должен внимательно отнестись к выбору последнего участника
|
| “Листок за спиной”
| Опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе
| Участникам прикрепляется к спине листок и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравиться в этом человеке
| Чем больше, тем лучше
| Задачу можно усложнить – например писать то, что бы хотелось изменить в этом человеке. Возможно при достаточном уровне безопасности в группе
|