Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 12




Цель: Завершение групповой работы. Получение обратной связи. Поддержание позитивной атмосферы группового взаимодействия.

 

t Этап Описание Задача Материал Примечания
  Начало работы Обмен впечатлениями и чувствами. Настрой на завершение работы Создание групповой атмосферы    
20-25 Работа по теме Медитация-визуализация “Волшебный город” Открытие ресурсных возможностей своей психики   Необходимо следить за состоянием участников
10-15 Разминка “Кенгуру” или перерыв на чаепитие Снятие напряжения, получение позитивных эмоций    
5-10 Работа по теме “Листок за спиной” – обмен впечатлениями и пожеланиями Получение обратной связи Бумага, фломастеры Желательно участие всех членов группы
15-20 Завершение Обмен чувствами и мыслями по поводу окончания занятий. Ритуал группового прощания. Завершение групповой работы. Создание позитивного отношения к окончанию деятельности группы    

 


НАЗВАНИЕ ЦЕЛЬ ОПИСАНИЕ КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ПРИМЕЧАНИЯ, МАТЕРИАЛЫ
  “Поиск общего” Знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности Группа делится на двойки, и два человека находят определённое количество общих признаков, затем двойки объединяются в четвёрки с той же целью и т.д.   8-30 Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четвёрках, восьмёрках и т.д.
  Представление участников по парам Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. Способствует созданию безопасной атмосферы Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей “знакомости”. В течении 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнёра остальным участникам, говоря о нём от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечи сидящего впереди партнёра. Затем упражнение обсуждается Чётное 8-16 Упражнение может вызвать сильные переживания, во время обсуждения надо это учитывать
  “Снежный ком” Знакомство и сплочение группы По кругу каждый называет своё имя и имена всех уже назвавших перед ним До 20  
  “Дни рождения” Разрядка, знакомство, сплочение Участники молча строятся в линейку по дням рождения 5-30  
  Имена-образы Обмен чувствами и впечатлениями Участники выражают своё настоящее состояние используя какой-либо образ любое Используется на начальных стадиях развития группы
  “Замороженный” Разрядка, смех, сплочение Участники разбиваются на две группы: замороженные и орда. Орда должа заставить рассмеяться замороженных, не используя прямого физического контакта, а замороженные этому сопротивляются. Затем участники меняются местами   Чётное  
  “Кто Я” Самодиагностика участников: выявление уровня самопрезентации, самоотношения, механизма самоатрибуции См. Приложение Любое  
  “Бурундуки” Разрядка, смех, противодействие с группой Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы. 8-30  
  “Я - это Я” Декларация моей самоценности В.Сатир Навык релаксации, рефлексия, принятие себя. См. Приложение любое Может вызвать неприятные ощущения.
  “Любое число” Разрядка, сплочение Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Ведущий командует: “Три – четыре!”. Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть   Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплочённости.
  “Мои особенности и преимущества” Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например на листе нарисованы пустые шарики, звёздочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нём 7-15 Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять
  “Фруктовая корзина” Разрядка Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот кто остался без места становится ведущим 6-15  
  “Молчащее и говорящее зеркало” Получение обратной связи см. Приложение 8-15  
  “Троль. Путешествие к кладу” Достигнуть определенной степени групповой сплоченности и взаимопонимания для достижения общегрупповой цели. Разрешение возникающих сложностей и конфликтов Участникам предлагается пройти ряд испытаний в конце которых их ждёт клад. Однако ведущий сообщает о ряде ограничений: все участники должны идти цепочкой, держась за руки, с завязанными глазами, не произносить ни единого звука. В случае нарушения тишины, целостности цепи, подглядывания, задевания препятствия или непрохождения определённого этапа путешествия, участники возвращаются на старт. Видеть маршрут и говорить может только впереди идущий Троль, которого выбирают сами участники вначале упражнения (в процессе игры можно заменить тролля или поменяться местами) 8-20 Обеспечение безопасности участников. Возможно появление неадекватных реакций. Оборудование для создания препятствий. Платки для завязывания глаз. Призы участникам.
  “Коллективный счет” Раскрепощение. Групповое сплочение Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: никто не знает, кто начнёт счет и кто назовёт следующее число; нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начать с единицы. Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. 5-15 Участникам запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему промолчать или пора озвучить число
  “Ответы за другого” Обратная связь участников через “отражение” взглядов других членов группы Положите лист бумаги горизонтально и разделите его вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца подпишите своё игровое имя. Над левым столбцом – имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир и за которых дадите ответы на вопросы, которые я предложу. Возможный перечень вопросов: ваш любимый цвет, мужское имя, женское имя, домашнее животное, самая неприятная для вас человеческая черта и т.п. После завершения участники сравнивают ответы 8-15 Хорошо обсудить, на чём основывались их предположения, что подсказало правильные ответы. Возможный вариант – процедура диагностического обследования по какому-нибудь небольшому тесту-опроснику
  “Собака” Разрядка, сплочение Один из участников начинает описание животного (например, своей собаки) одним предложением и показывая жестом какую-то черту. Следующий участник, повторяя высказывание и жест предыдущего, прибавляет свою черту (слово и жест) и так далее 7-15 Желателен высокий уровень разогретости группы
  Ролевые игры К. Рудестам Снятие напряжения и отработка навыка ролевых игр. Группа разбивается на две подгруппы с равным количеством членов, после чего участники становятся в два круга, один внутри другого. Каждый из внутреннего круга имеет себе пару из внешнего, с которым они изображают: Офицера дорожной полиции, читающего нотацию проштрафившемуся водителю; продавца, который уговаривает сделать покупку; родственников, которые давно не видели друг друга и теперь наконец встретились; двоих детей, которые нашли новую игрушку и т.п. Чётное Некоторые роли могут оказать сильное эмоциональное воздействие на участников.
  “Построиться по…” Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, весёлость, активность и т.д.) Любое Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки
  Ролевая игра “Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение” Понимание сути уверенности в себе. Осознание отличий уверенности от неуверенности и агрессивности Каждому участнику группы предлагается продемонстрировать неуверенную поведенческую реакцию, агрессивную реакцию и уверенную реакцию в некой гипотетической ситуации. см. Приложение 5-15 Необходимо участие всех членов группы. Надо помнить, что невербальное поведение говорит о человеке не меньше, чем его слова. Каждый должен получить обратную связь.
  “Невербальное знакомство” Разрядка, сплочение. Опыт преодоления барьеров в общении, осознание собственных сложностей Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом руками с закрытыми глазами, глазами, спинами и т.д. Чем больше, тем лучше  
  “Катастрофа в пустыне” Осознавание возможностей различных способов общения. Изучение динамики группового спора. Отработка навыков поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительными. Научиться осознавать стратегические цели и подчинять им тактические шаги См. Приложение 5-20 Необходимо достаточное количество времени, возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые друг с другом подгруппы
  “Ужасно-прекрасный рисунок” Стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии Участникам раздаётся по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать “прекрасный рисунок”. После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд “ужасный рисунок” и передаёт следующему. Следующий участник делает “прекрасный рисунок”. Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается Не больше 12, большую группу можно разбить на подгруппы  
  “Назови эмоцию” Актуализация словарного запаса участников, выделение различий между эмоциями и чувствами. Осуществление эмоционального разогрева Ведущий кидает мячик, поймавший должен назвать какую-либо эмоцию и кинуть мячик следующему. 8-15 Необходимо подвести к осознанию внутренних и внешних проявлений эмоциональных переживаний.
  “Калейдоскоп” Актуализация словарного запаса участников, выделение различий между эмоциями и чувствами. Осуществление эмоционального разогрева Ведущий просит каждого участника представить себя какой-нибудь частью тела – рукой, головой, и т.д. Затем он называет эмоцию или чувство, а дети должны их выразить от имени той части тела, которую они выбрали. После выполнения задания участники делятся своими наблюдениями, – чем и какие эмоции передавать легче.   8-15 Необходимо подвести к осознанию внутренних и внешних проявлений эмоциональных переживаний.
  “Межгалактический совет” Подведение участников к пониманию необходимости гнева в нашем мире Разделитесь на 3 команды. Вы – представители разных цивилизаций, имеющих очень много общего с земной, но когда –то избавившихся от чувства гнева. Сейчас у вас есть шанс поделиться своим опытом с землянами. 1 команда готовит доклад: «Что выиграла наша планета от исчезновения гнева», 2 – «Что проиграла наша цивилизация от исчезновения гнева», 3 – комиссия для решения дальнейшей судьбы гнева на Земле. Комиссия имеет право задавать вопросы обеим командам. 8-15  
  “Толкалки” Снятие напряжения, восстановление дружеской атмосферы Участники встают в две линии, друг напротив друга. Нужно упереться ладонями в ладони партнера и постараться сдвинуть его с места, перетолкать. После этого участники сдвигаются на одного человека, скрестив руки, упираются ладонями в ладони партнера и толкаются.… Затем снова меняются партнерами и толкаются спинами. Чётное Не допустить агрессивного поведения. Можно порекомендовать как один из способов снятия мышечного напряжения
  “Мультяшки гневаются” Эмоциональный разогрев, демонстрация смешных сторон гнева Участник выбирает мультяшного героя и показывыает как он гневается. Участники стараются запомнить гнев каждого героя. После этого дается инструкция: «Покажи сначала гнев своего героя, а затем гнев какого-нибудь героя из группы». Тот, кого показали, делает тоже самое. Надо задействовать всех участников по несколько раз 8-15 Набор героев может быть задан ведущим или выбран самими участниками
  Притча “Два мудреца” Представление нового способа взгляда на обыденные ситуации. См. Приложение Любое Необходимо обсудить почему, говоря одно и тоже по смыслу, можно получить различные реакции
  “Позитивный язык” Получение навыков использования позитивного языка Участникам предлагается написать список черт, которые они в себе не любят, и попытаться назвать их позитивным языком.   8-15  
  “Зоопарк” Снятие напряжения Каждый участник придумывает животное и обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы – показывая своё животное и животное того, кому привет передаётся Любое  
  “Найди хорошее” Отработка навыка взгляда на сложные ситуации с позитивной стороны По кругу участники коротко рассказывают ситуацию, которая каждый раз вызывает у них нарастающее раздражение, а может и вспышку гнева. Все пытаются найти в ней что-то позитивное и произносят фразу, начиная со слов: «Зато…»   8-15  
  “Это Я” Разогрев группы Один человек выходит на середину. Его задача – одним жестом передать свой характер или какую-нибудь черту. Остальные должны угадать то, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место 8-15  
  “Сердитый журнал” Осознание своих мыслей и чувств на различных этапах конфликта Участники вспоминают ситуации, которые вызывали у них сильный гнев, и разбирают их. После этого ведущий заполняет таблицу, предлагав желающим зачитать то, что они записали в графу «горячительные мысли». Графы: описание ситуации, насколько был рассержен, «горячительные мысли», что реально сказал, чего хотел добиться, последствия (ближайшие, отсроченные). 8-15  
  “Обвинитель” Осознание своих мыслей и чувств в позиции обвинителя и обвиняемого Осознание своих мыслей и чувств на различных этапах конфликта, а также в позиции обвинителя и обвиняемого Чётное Акцентировать внимание на эмоциях, мыслях, телесных проявлениях во время обвинения
  “Уши-нос” Разминка. Освоение нетрадиционного способа сохранения спокойствия в стрессовой ситуации Участники разбиваются на пары. Задача первого обвинять другого, кричать на него; задача второго не слушать слов обвинителя, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или кончика носа и запоминать чувства и мысли, возникающие в это время. Через некоторое время меняются ролями. чётное  
  Медитация-визуализация “Судно на котором я плыву” Знакомство с новым методом снятия напряжения. Самодиагностика См. Приложение любое Необходимо контролировать состояния участников. Возможно применение музыки
  “Вечное движение” Эмоциональный разогрев Участники, стоя в круге, начинают показывать по одному движению под музыку (не останавливаясь), присоединяя их к уже показанным. Когда очередь возвращается к начинавшему, все участники несколько секунд показывают накопившиеся движения вместе 8-15 Энергичная музыка
  Дыхательная гимнастика Показать эффективность данной техники снятия напряжения На счет 1-2-3-4-5-делаем вдох, на счет 1-2-3-4-5-6-7- глубокий выдох, повторить 3-5 раз. На счет 1-2-3-4-5-6-7-делаем вдох. На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9- глубокий выдох. Повторить 3-5 раз. На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9 делаем глубокий вдох. На счет 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11- глубокий выдох, повторить 3-5 раз. любое Можно использовать другие модификации дыхательной гимнастики
  “Я отличаюсь от других” Разрядка, создание настроя на работу с индивидуальными реакциями на травмирующие ситуации Один из участников кидает мячик и говорит фразу: «Я отличаюсь от других» Тот, кто его поймал, должен закончить фразу. А потом кинуть мячик следующему участнику и произнести: «Я отличаюсь от других…» Желательно участие всех членов группы. 8-15 Желательно участие всех членов группы
  “Сценарий” Актуализация уже полученных знаний для написания сценария альтернативного поведения в ситуациях, вызывающих гнев Участникам предлагается назвать ситуации, в которых им трудно сдерживать гнев (участники со сходными ситуациями объединяются в подгруппы).. Задача каждой группы написать сценарий альтернативного поведения. Далее обсуждается, как я могу использовать гнев для созидания, куда я могу направить энергию на первом этапе, в момент конфликта, после конфликта. Участники записывают, что конкретно они могут сделать в этот момент, самые первые признаки зарождения гнева – где, как и когда. Выбирают, что больше подходит для них, чтобы снять это состояние: дыхательные упражнения, расслабление, отстранение, юмор. На этапе конфликта: учатся настраивать организм на мирный лад, вдумываясь в суть дела, сдерживать «горячительные мысли», держать дистанцию. Третий этап – после конфликта: если проблема не решена, то нужно снять напряжение, если решена –поощрить себя. Каждый ребенок записывает по каждому этапу, что больше подходит ему. 8-15 Сценарии должны быть разработаны по этапам развития конфликтной ситуации. Бумага, фломастеры
  Медитация-визуализация “Волшебный город” Открытие ресурсных возможностей своей психики См. Приложение любое Необходимо следить за состоянием участников
  “Кенгуру” Снятие напряжения, получение позитивных эмоций Поочерёдно участникам на ухо сообщается название животного, которого им нужно изобразить так, чтобы остальные поняли. Последнему игроку, называется “кенгуру”, но группа специально подговаривается не отгадывать и не называть это животное до определённого времени 8-15 Желательно не затягивать упражнение. Ведущий должен внимательно отнестись к выбору последнего участника
  “Листок за спиной” Опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе Участникам прикрепляется к спине листок и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравиться в этом человеке Чем больше, тем лучше Задачу можно усложнить – например писать то, что бы хотелось изменить в этом человеке. Возможно при достаточном уровне безопасности в группе

 


Приложение

“Кто Я”

 

В течении 15 минут вы должны ответить на вопрос: “Кто Я?”, использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову.

Прежде всего посмотрите, сколько слов и предложений вы успели написать за 15 минут. Этот показатель госит название уровень презентации. Если ответов у вас очень мало – неболее 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже себе самому или просто не думаете о себе и пользуетесь лишь некоторыми характеристиками. От 9 до 17 ответов – это средний уровень самопрезентации. Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, думает о себе и не стесняется сам себя.

Теперь посмотрите какого типа ответы встречаются у вас чаще всего, есть ли какая-либо важная тема, к какому времени ответы относятся.

Ещё раз посмотрите на свои ответы. Поставьте около каждого из них “+”, если это вам в себе нравится, “-”, если не нравится, “0”, если вам всё равно, и “?”, если вы не можете решить, нравиться вам это или нет. Посчитайте количество знаков. Это свидетельство вашего отношения к себе – принимаете вы себя или отвергаете, любите или нет, безразличны или сами не знаете как к себе относитесь.

Выберите ответы (лучше, чтобы их было не менее десяти), которые с вашей точки зрения, наиболее важны для вас, и напишите почему вы обладаете той или иной чертой. Откуда она у вас?

Разделите все ответы на четыре категории: зависит от меня; зависит от других людей; зависит от случая, судьбы, может быть, даже рока; ни от чего не зависит, просто так получилось. То, что мы сейчас сделали называется каузальная атрибуция – это “приписывание причин”, объяснение причин и мотивов поведения других людей или своих собственных черт, мотивов, личностных особенностей [34].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.