Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознания. Г. Социальные факторы возникновения




Г. Социальные факторы возникновения

В. Сознание как отражение

Современное естествознание показывает, что человеческое сознание возникает в результате развития одного из всеобщих свойств природы – свойства отражения. Отражение – это способность материальных предметов сохранять в своей структуре изменения (следы), полученные в результате воздействия на них других предметов. Камень оставляет след на влажном песке, след лапы зверя на снегу и т.д. Предмет, несущий в своей структуре изменения, соответствующие некоторым свойствам воздействовавшего на него предмета, является моделью этого предмета. Модель имеет двойственное – материально-информативное, или материально-идеальное бытие. Как материальный предмет, она равна самой себе, но как несущая информацию о другом предмете, она равна этому предмету, идеально несёт его в себе и может быть использована вместо него.

В природе, в соответствии с уровнями ее организации, можно вычленить три формы отражения.

1. На уровне неорганической материи между предметами происходят взаимодействия, образуются различные модели, которые никак и никем не используются.

2. В живой природе у животных возникает способность использовать материальную сторону тех моделей, которые возникают в их организмах (нервной системе) для приспособительного поведения. Животные ведут себя только в соответствии с изменениями структуры своего тела (возбуждениями нервной системы) и абсолютно не способны считывать с них информацию о предметах, вызвавших эти изменения, то есть животные не могут реагировать на внешние предметы, собственно, даже видеть их, идеально представлять их существование.

3. У человека, погруженного в общество, возникает способность подавить реакцию на материальную сторону возникающих в его организме моделей и включить акцию, соответствующую идеальной информации, которую несут в себе эти изменения. То есть, человек реагирует не на собственные органы чувств, а на внешние предметы, обнаруживает, видит их как внешние. Тем самым он обнаруживает и себя, сознание и самосознание возникают одновременно. Вне общества, у человека, взятого самого по себе, антропологически, эта способность появиться не может.

 

Следует отказаться от иллюзии индивидуальной принадлежности и индивидуального «произрастания» сознания из биологических предпосылок. Сознание (высшие психические функции) не «развивается» снизу, а привносится в человека «сверху», воспитанием (Л.С. Выготский). Сознание – стопроцентно общественное явление, подлинным субъектом сознания является только общество в целом (Б. Спиноза). То есть, для возникновения сознания совершенно недостаточно такой материальной системы, как человек, со всем его организмом и мозгом. Минимальной по сложности материальной системой, способной мыслить, является общество. Для этого оно должно быть специфически организовано. Побудить человека (первоначального, первобытного, младенца) подавлять свои естественные реакции («Что естественно, то не безобразно») и включать нужные людям акции («Веди себя прилично, ты же человек», «Будь человеком!») может только максимальная, тотальная и абсолютно гарантированная любовь общества к человеку. Малейшее отклонение от этого максимума будет означать превращение воспитания в дрессировку, и тогда ничего идеального в психике младенца-животного не возникнет (как и у любого нормального животного). Только любовная жажда общества превратить животное-младенца в человека порождает в нем это состояние. Христианство отражает этот фундаментальный факт в превращенной форме любви Бога к миру и человеку.

Второй мощный фактор возникновения сознания – человеческий труд, преобразующая мир деятельность человека. Труд, задача создать нечто новое заставляют человека отвлекаться от потребительских реакций, «шевелить мозгами», воображать несуществующее, мыслить идеально. При этом труд не должен быть средством удовлетворения биологических потребностей, средством «выживания» индивидуального человека или общества в целом. Прежде всего, это потому, что, удовлетворив эту потребность, воображение бы остановилось, потому что много ли надо человеку (младенцу) для выживания? Да и вообще выжить и размножиться (цели животного мира) можно и без всякого мышления, речи и самосознания: рядом с нами живут и успешно выживают тысячи и миллионы видов животных, растений и микроорганизмов. Сознание, идеальное мышление каждого человека нужны только обществу для выполнения им его предназначения – совершенствовать природу. Вот это – невозможно без человеческого сознания. И общество возникает именно для осуществления этой функции, другой у него нет. Опять же, если у христиан спросить: Для чего живут люди? Они не ответят: для выживания. Они скажут, что мы рождены и существуем для того, чтобы славить Бога! Конечно, подлинный, не превращенный смысл этого ответа – мы живем для превращения общества в «осуществленный гуманизм природы», в средство «подлинного воскресения природы» (К. Маркс). Только такой труд – как сознательная человеческая деятельность по совершенствованию мира – может пробудить в человеке человеческое сознание.

И третий фактор – человеческая речь, язык. Сознание реализуется, проявляет­ся через деятельность. Во всех, произведенных человеком действиях, предметах, словах, художественных произведениях присутствует идеальная информация, предназначенная для других людей. Но наиболее мощным и действенным средством реализации мысли (идеального, идеальных образов) является язык. В физиологическом плане язык как работа органов речи представляет собой тот «дренажный клапан», посредством которого происходит подавление реакции на материальную сторону познавательных моделей. Операция эта очень трудная. У животных нет воли, первоначальный же человек (первобытный, младенец) чрезвычайным усилием воли подавляет реакцию на требование нервной системы действовать по-животному, включает размышление о целесообразности, последствиях, оценках окружающих и только после этого включает сознательное действие. Этот процесс «размышления» и есть речевая деятельность, работа органов речи, речевых мышц. Человек размышляет и действует не сам, а только «с оглядкой» на других людей, по их научению и для них. Речь, язык оказываются «существующей для другого и тем самым для меня самого непосредственной действительностью мысли» (К. Маркс).

Сознание идеально, язык – материальная знаковая система. Здесь возникают категории-проблемы: знак и значение, искусственные и естественные языки, рефлексия как форма самосознания и другие.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.