Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Чувственное и рациональное в познании




Системы гносеологии

Классическая «Постклассичечкая» «Идолы познания» Ф. Бэкона
Критицизм, оценочное критическое отношение к наличному и обыденному знанию, устремленность к истине «Посткритицизм», объек- тивизм, созерцательность, толерантность, конвен- ционализм, зависимость знаний от традиций, цен- ность неявного (интуитив- ного) знания как задающего тон явному «Идолы рода», «вскормлен- ные самой человеческой природой» субъективные привнесения, делаемые ради самоутвер- ждения, некритичность к себе, пренебрежение истиной
Фундаментализм и нормативизм, поиск несомненного знания как норма научного исследо- вания. Различение эмпи- ризма и рационализма. Постмодернистское преодоление «логоцент- ризма» как насилия знаний над человеком. Отказ от скачков мысли к обобще- ниям, требование только описания фактов. «Идолы пещеры» как индивидуальная освобож- денность исследователя от норм мышления, как предубеждения и вера в авторитеты и излишнее доверие обыденным мнениям
Субъектоцентризм, авторство и право ученого отстаивать свою позицию, и одновременно его ответственность за истину. «Гносеологизм» как необходимость опосредствования знаний познанием. Не «монолог» авторства, а только диалог разных мнений, в котором никто не претендует на истину.   Онтологизация знаний как представление о возможно- сти не опосредствованных познанием знаний. «Идолы площади, или рынка». Эти идолы наиболее тяжки: «Они внедрены в разум согласованием слов и имен», тут общее мнение «насилует разум»
Наукоцентризм, именно научное знания является идеалом всякого знания, научным должно стремиться стать всё сознание Наука – не единственное и не образцовое в сознании явление, необходимо быть толерантным к иным гносеологическим ориентациям: мистике, теологии, теософии, паранауке, софистике «Идолы театра» – это «Ложные доктрины», «Выдуманные театральные миры», «Слепая беспечная вера», которым не место в нормальном человеческом познании

 

 

Движение познания от явления (чувственный уровень) к сущности (уровень рационального познания). Абсолютизация этих уровней в истории философии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм материалистический (Бэкон, Локк, французские материалисты ХVIII века): источ­ником знания являются материальные предметы, действующие на органы чувств человека: нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Сенсуализм идеалистический (Беркли, Юм): данные чувств – единствен­ная реальность, существование вне их материальных предметов либо отрицается, либо объявляется проблематичным. Все сенсуалисты счи­тают, что разум не может ничего добавить к тому, что имеется в чувствах, он только комбинирует, классифицирует, обобщает чувственные данные.

Рационализм (Декарт, Лейбниц) полагал, что всеобщие и необходимые истины (без которых нет подлинной науки) не могут быть получены из чувственного опыта, а содержатся в самом разуме. Кант, а затем и другие философы (Гегель, Маркс) стремились прео­долеть противопоставление сенсуализма (эмпиризма) и рационализма. Эмпирическое и рациональное познание дополняют друг друга. В реальном процессе познания происходит их взаимопроникновение: эмпири­ческие факты изначально воспринимаются в свете определенного теоретического знания. Рациональное познание всегда опирается на эмпирическое, но идет дальше и исследует скрытое в вещах – струк­туру, сущность, закономерности. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Вера и знание: противопоставление (Тертуллиан) и попытки их синтеза «гармония веры и разума» у Фомы Аквинского и «цельное знание» в русской религиозной философии. Вера религиозная и нерелигиозная. Понимание и объяснение в познании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.