Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И общества




Б. Роль ценностей в жизни человека

А. Человек в мире культуры

Тема 7. 1. Философская антропология

Культура – мир идеальных и материальных предметов, объективированных действий и отношений, созданных человечеством в процессе своей жизнедеятельности. Понятие культуры и цивилизации: их противо­положность (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер) и общность. Духовная культура – самосоз­нание цивилизации.

Функции культуры: поддержание статики общества через сохранение и воспроизводство традиций, адаптация к новым условиям благо­даря творческим инновациям. Культура как информационная система, обеспечивающая обратную связь между обществом и природной средой. Альтернативность и взаимодополняемость культурных течений. Личност­ный характер усвоения и трансляции культурных ценностей. Структу­ра духовной культуры: нормы, ценности, символы, мировоззренческие схемы. Классификация культур: по временному признаку (культура той или иной эпохи) и по региональному, связанному с географичес­кими, этническими и языковыми ограничениями. Иерархия культур. Гуманизм и антигуманизм в культурном наследии. «Науки о природе и науки о культуре» (Г. Риккерт).

Аксиология – учение о ценностях. Термин введен в 1902 г. П. Лапи. Э. фон Гартман в 1904 г. обозначил им раздел философии. Предпосылки ценностного подхода отчетливо формируются у Канта: разделение бытия и блага, разума теоретического и практического. В советское время некоторые авторы называли теорию ценностей буржуазной концепцией. Отношение изменилось после публикации В.П. Тугариновым книги «О ценностях жизни и культуры» (Л., 1960).

Человек дифференцированно относится к окружающим его явлениям, процессам, идеям. Наиболее значимые из них составляют систему цен­ностей. Предельно общие ценности: истина, добро, красота. При большей детализации выделяют экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности. В конкретных философских систе­мах на первый план выдвигают те или иные ценности, например, эконо­мические, религиозные, эстетические.

Нравственные ценности.

Философия изучает не только сущее, но и должное, то есть, как человек должен жить, чем руководствоваться, на что ориентироваться в отношениях с другими людьми. Это определяется системой моральных норм, которые складываются на протяжении многих поколений, а, по мнению религиозных мыслителей, имеют божественное происхождение. Последняя точка зрения опирается на тот факт, что перечень нравст­венных норм впервые появляется в священных книгах (Веды, Коран, Библия). В Библии это 10 заповедей (Ветхий Завет) и Нагорная про­поведь (Новый Завет). Моральные нормы, их соблюдение контролируют­ся совестью (внутренний судья поступков) и общественным мнением (внешний судья). Моральные нормы детально регулируют поведение че­ловека, тогда как правовые – только наиболее важные стороны жизне­деятельности: отношение к собственности, к государству, чужой жиз­ни и здоровью. Наличие нравственных ценностей в обществе – признак его нормального функционирования, падение же моральных авторитетов ведет к нигилизму, деградации как общества, так и отдельных людей.

Эстетические ценности.

Эстетическое отношение к действительности состоит в способности различать в окружающем мире прекрасное и безобразное, низмен­ное и возвышенное, а также преобразовывать мир по законам красоты. В решении проблемы источника прекрасного исторически сложились 3 основные точки зрения:

1. Источник красоты в мире – божественная сфера бытия, мир идей, которые являются для материальных объектов образцами (Платон, христианские богословы).

2. Прекрасное содержится в самих материальных объектах как ритм, гармония, симметрия (Аристотель); прекрасное – есть жизнь (представляется, что это позиция Н.Г. Чернышевского).

3. Объективного критерия прекрасного нет, «дух каждого человека усматривает иную красоту» (субъективный идеализм, Юм).

Четвертой позицией здесь было бы возвышение точки зрения от человеческого индивида до социальной системы: общество на каждом этапе своего развития всё более адекватно улавливает общую картину гармонии мира и поднимает своих индивидов до чувствования этой гармонии (Ф. Шиллер). «Прекрасное есть жизнь, какой она должна быть по нашим понятиям» (Н. Г. Чернышевский). Проблема здесь точно такая же, как и с кантовским априоризмом: «априорные» идеи у нас есть, но априорны они только для индивида, для общества же как действительного их субъекта они вполне апостериорны.

Единство красоты и блага (эстетического и этического) в миропонимании древних греков (калокагатия).

Религиозные ценности.

Данная система ценностей, как правило, опирается на священную традицию, в основе которой находится вера в сверхъестественные сущности, абсолюты. Именно они не только творят бытие (креационизм в христианстве), но и направляют ход событий (провиденциализм). Принятие такого мировоззрения неизбежно приводит к выводу, что главная задача человека – установление контакта с этими сущностями (или с единым Богом теистических религий), чтобы заслужить их расположение. Последовательно проведенная такая позиция может приводить к отказу от мира, как это имеет место у монахов и различ­ного рода отшельников. В практической жизни верующие, как правило, стремятся достигнуть равновесия между ориентацией на божественный и земной миры, то есть занять положение между религиозными и мирскими ценностями. Общественное развитие (по меньшей мере, в странах христианского региона) приводит к ослаблению религиозных ценностей в жизни людей, к расширению свободы совести, то есть свободы выбора убеждений, касающихся понимания мира, человека, религии. Это ведет к размыванию религиозных традиций, росту безрелигиозности. Послед­нее обстоятельство трактуется неоднозначно, зачастую оценивается с прямо противоположных позиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.