КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В истории философии
Б. Трактовки процесса познания А. Общие определения Тема 4. 1. Теория познания Д. Общественное и индивидуальное сознание Общественное сознание – взгляды, настроения, учения, охватывающие большие массы людей, индивидуальное – духовный мир отдельного человека. Взаимосвязь: часть и целое, приоритет целого перед частью. Одновременно – активность частного, свободное решением им проблем общего, принятых в качестве своих собственных, то есть проблема гуманизма, единства человека и общества. Структура общественного сознания: уровни: обыденное и теоретическое, виды: рациональное, ценностное, практическое, сферы: идеология и общественная психология, формы: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное. РАЗДЕЛ 4. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Познание – форма человеческой деятельности, получение знаний, позволяющее людям ориентироваться в окружающем мире, изменять его в соответствии со своими целями. Гносеология (теория познания) – раздел философии, изучающий вопросы, связанные с процессом познания, его структурой, установлением его истинности. «Эпистемология» – это практически синоним гносеологии, обозначающий теорию научного познания. Проблема познаваемости мира. Две противоположные позиции: познавательный оптимизм (любое материалистическое учение) и агностицизм (субъективный идеализм Д. Юма, И. Канта, махизма, современной философской феноменологии).
В древней философии было распространено представление о том, что познание – это припоминание душой своих впечатлений, полученных в прежних жизнях (брахманизм, буддизм, индуизм, Сократ, Платон). В Новое Время материалисты Бэкон, Гоббс, Локк представляли, что человеческое сознание – «чистая доска», на которой природа оставляет свои письмена посредством воздействия на органы чувств. Декарт практически воспроизвел сократовско-платоновскую картину припоминаний: он считал сознание («мышление») самостоятельной субстанцией, присутствующей в человеке, так что последнему достаточно лишь дедуктивно разворачивать его содержимое (принцип cogito). Кант продолжил дедуктивизм Декарта в своих рассуждениях о том, что субъект познания «трансцендентен» миру, человек, взятыми из самого себя априорными категориями не познает, а создает картины мира, которыми «упорядочивает» мир, то есть, не берет законы из природы, а создает их в своем уме и накладывает на природу, предписывает их ей. То же, в незначительной интерпретации, повторили в начале ХХ века махизм и феноменология (Г. Гуссерль). В конце ХХ века новейшее направление в позитивизме – постмодернизм еще более углубило мысль о независимости познания от внешнего мира тем, что предложило вовсе убрать субъекта из процесса познания. Это представлено в знаменитом постмодернистском высказывании: «Не мы говорим словами, а слова говорят нами». Познание в таком случае оказывается скорее спонтанным обыденно-поэтическим самовыражением человека, чем рациональным процессом отражения мира социальным субъектом.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |