КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Б. Методы научного познания
А. Специфика и структура научного познания Тема 5. 1. Философия науки Д. Проблема истины в философии Цель познания – истинное знание, то есть адекватное отражение объекта познания субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе. Понимание истины как соответствия (принцип корреспонденции) восходит к Аристотелю. В идеалистических системах (Платон, Августин) истина понимается как вечное и неизменное свойство идеальных объектов или как внутренняя согласованность знания (теория когеренции). Прагматическая концепция истины (практическая результативность знания), конвенционалистская (истина как результат согласия ученых). Марксистский материализм: критерий истины – практика. Объективность, абсолютность и относительность истины.
РАЗДЕЛ 5. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Наука – форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе и обществе, раскрывающая объективные законы на основе рационального обобщения реальных фактов. Наука стремится раскрыть общие, существенные свойства предметов и выразить их в системе абстракций. В процессе научного познания применяются как материальные, технические средства, так и идеальные. Научные знания ориентированы на воплощение в практике. Этапы развития научного знания: преднаука, классическая наука, неклассическая, постнеклассическая. Научное знание следует отличать от паранаучного и эзотерического. Структура научного знания: фактический материал, первоначальное его обобщение в понятиях, гипотезы, теории. Формы научного знания: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое исследование приводит к формулированию эмпирических законов, теоретическое – дает возможность построения научной теории. Теория – высшая, самая развитая форма научного знания. Функции науки: синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.
Общелогические: 1. Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их детального изучения. 2. Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета исследования в единое целое. 3. Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих сторон и отношений. 4. Обобщение – установление общих признаков и свойств изучаемых объектов. 5. Индукция – построение общего вывода на основе частных посылок, 6. Дедукция – выведение из общих посылок суждений частного характера. 7. Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других. Эмпирические методы: 1. Наблюдение. 2. Описание. 3. Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. 4. Эксперимент, в ходе которого исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенный знания. Явление наблюдается в специально создаваемых и контролируемых условиях.
Теоретические методы: 1. Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов. 2. Аксиоматический – из исходных положений, не требующих доказательств – выводятся предложения, которые вместе с аксиомами образуют теорию. 3. Гипотетико-дедуктивный метод, при котором создается система дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. 4. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. 5. Единство исторического и логического
СЮДА ТАБЛИЦУ «ФОРМЫ И МЕТОДЫ…»
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |