Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Методы научного познания




А. Специфика и структура научного познания

Тема 5. 1. Философия науки

Д. Проблема истины в философии

Цель познания – истинное знание, то есть адекватное отражение объекта познания субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе. Понимание истины как соответствия (принцип корреспонденции) восходит к Аристотелю. В идеалистических системах (Платон, Августин) истина понимается как вечное и неизменное свой­ство идеальных объектов или как внутренняя согласованность знания (теория когеренции). Прагматическая концепция истины (практическая результативность знания), конвенционалистская (истина как резуль­тат согласия ученых). Марксистский материализм: критерий истины – практика. Объек­тивность, абсолютность и относительность истины.

 

РАЗДЕЛ 5. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

 

Наука – форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе и обществе, раскрывающая объективные законы на основе рационального обобщения реальных фактов. Наука стремится раскрыть общие, существенные свойства предметов и выразить их в си­стеме абстракций. В процессе научного познания применяются как ма­териальные, технические средства, так и идеальные. Научные знания ориентированы на воплощение в практике. Этапы развития научного знания: преднаука, классическая наука, неклассическая, постнеклассическая. Научное знание следует отличать от паранаучного и эзотерического.

Структура научного знания: фактический материал, первоначаль­ное его обобщение в понятиях, гипотезы, теории. Формы научного знания: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое исследование приводит к формулированию эмпирических законов, теоретическое – дает возможность построения научной теории. Теория – высшая, самая развитая форма научного знания. Функции науки: синтетическая, объ­яснительная, методологическая, предсказательная, практическая.

 

Общелогические:

1. Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их детального изучения.

2. Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета исследования в единое целое.

3. Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств изучаемого яв­ления с одновременным выделением интересующих сторон и отношений.

4. Обобщение – установление общих признаков и свойств изучае­мых объектов.

5. Индукция – построение общего вывода на основе частных посылок,

6. Дедукция – выведение из общих посылок суждений частного характера.

7. Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других.

Эмпирические методы:

1. Наблюдение.

2. Описание.

3. Моделирование – изучение объекта путем создания и исследо­вания его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сто­рон, интересующих познание.

4. Эксперимент, в ходе которого исследователь активно вмешивает­ся в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенный знания. Явление наблюдается в специально создаваемых и кон­тролируемых условиях.

 

Теоретические методы:

1. Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов.

2. Аксиоматический – из исходных положений, не требующих доказательств – выводятся предложения, которые вместе с аксиомами образуют теорию.

3. Гипотетико-дедуктивный метод, при котором создается систе­ма дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конеч­ном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.

4. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

5. Единство исторического и логического

 

СЮДА ТАБЛИЦУ «ФОРМЫ И МЕТОДЫ…»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.