Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. 1. Философия общества




Рациональности

Б. Научные революции и смена типов

А. Позитивизм и постпозитивизм

Тема 5. 2. Позитивизм и постпозитивизм

Ориентацию на науку сохраняют лишь позитивистские течения западной философии XX века. При этом сохраняется принцип, заложенный Контом: никакой метафизики, философия – лишь наука среди наук. В первой трети этого столетия формируется так называемый ло­гический позитивизм, который часто называют философией науки. Это течение ставило задачу анализа языка науки, занималось изучением принципов построения научной теории, соотношения теоретического и эмпирического уровней познания. Во второй половине XX века происхо­дит формирование постпозитивизма, который обращается в первую оче­редь не к логической структуре науки, а к ее истории, к выявлению историко-культурного контекста выдвигаемых научных концепций, про­слеживает истоки и причины научных революций.

 

В исследовании исторической эволюции науки существуют два основных подхода: интернализм и экстернализм. Согласно интерналистам (А. Койре, А. Холл), наука развивается благодаря внутренним факторам, ее развитие является саморазвитием. Экстерналисты (Д. Бернал, Д. Нидам,
В. Ельмеев) указывают на внешние факторы, детерминирующие развитие науки: социально-экономические, культурные, религиозные. Таким образом, возникает вопрос об исследовании социокультурных ус­ловий возникновения научных теорий. В последние десятилетия преоб­ладает экстерналистский подход.

Существуют также две главные модели роста научного знания: кумулятивизм (постепенное и непрерывное накопление научных истин) и антикумулятивизм (представление эволюции науки как прерывистого процесса, как ряда научных революций). Антикумулятивизм наиболее ярко представлен в книге Т. Куна «Структура научных революций» (1962) Научные революции означают также смену типов рациональности: от классической рациональности к неклассческой и далее к постнеклассической.

Научно-техническая революция (НТР, середина XX в.). Концепция новой НТР (В. Марахов).

РАЗДЕЛ 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Социум – надорганическая реальность, разнообразный в своих проявлениях мир человека, выделенный из природы и отличный от нее. Предмет социальной философии – сущностные связи и отношения в обществе. Социальная философия выясняет соотношение материального и духовного в жизни общества, ее интересуют общие принципы организации общества, исторические этапы его развития, его движущие силы, роль человека в общественном процессе и другие общие проблемы. Социальную философию следует отличать от социологии – не только прикладной, но и общей. Предмет социологии – социальная структура и конкретные социальные процессы; социология, подобно естественным наукам, отвечает на вопрос: «Как?», тогда как социальная философия рассматривает общество в его генезисе, важнейших закономерностях существования, целях и перспективах этого существования, отвечает на вопросы «Почему?», «Как?» и «Для чего?» Философия истории как важная часть социальной философии занимается общими закономерностями, причинами и целями исторического развития общества. Социально-фи­лософское знание исторически изменчиво, в нем, как и вообще в философии, всегда борются идеалистические и материалистические позиции. Гегелевскую объективно-идеалистическую трактовку общества сменяют субъективно-идеалистическая «философия жизни», экзистенциализм (Н. А. Бердяев «Смысл истории»). Материалистическая формационная теория общества (Маркс) сегодня вытесняется идеалистической цивилизационной концепцией. Склонные к толерантности мыслители пытаются представить их как взаимодополняющие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.