1. Естественнонаучные открытия и их философские обоснования в России середины 19 - начала 20 века. И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И Мечников. И. М. СЕЧЕНОВ - основоположник физиологической школы и естественнонаучного направления психологии в России. ("Рефлексы головного мозга", "Элементы мысли".) 1.) Стремился познать организм как целостную систему, выражающую единство психического и соматического. Хотел научно объяснить духовное в человеке. Приходит к познанию целостного организма в единстве его телесных и психических проявлений, включая самые высшие - сознание и волю. Изучает то, как с помощью рефлекторных механизмов регулируется воля человека. Делает вывод о том, что психические процессы обусловлены материальными явлениями. 2.) Предлагает учение о физиологическом механизме чувственного познания (единство субъективной и объективной психологии). Учение о нейродинамике, о соотношении процессов возбуждения и торможения в деятельности нервных центров. 3.) Учение о рефлексах стимулировало разработку социально-этических проблем. Учение о детерминант воли материальными факторами вселяло надежду на то, что, опираясь на него, удастся решить задачу - формирование "новых людей" (Чернышевский "Что делать"). И. И. МЕЧНИКОВ - основоположник эволюционной эмбриологии, создатель сравнительной патологии воспаления и фагоцитарной теории иммунитета. 1.) Рассматривал процессы жизни и смерти человека на основе двух противоречивых подходов: пессимизма (человек боится смерти) и оптимизма. 2.) Решение задач человеческой жизни должно привести к уточнению основ нравственности. 3.) Проблемы жизнедеятельности человека: + Развитие науки даст возможность человеку познать законы природы (так он сможет изменить и свою собственную природу тоже). + Вера человека базируется на признании возможности науки преодолеть противоречия человеческой природы и создать для человечества участливую жизнь. + Возможность перевода долголетия из мечты в реальный план. Долголетие - явление естественное, присущее человеку и не находящееся с противоречит с естественными законами. Таким образом, Мечников исследовал пути освобождения человека от раннего увядания, от преждевременного старения. И. П. ПАВЛОВ - крупнейший физиолог, создатель учения о ВНД, работы о пищеварении. 1.) Представление об организме как о едином целом, где все части и жизненные функции взаимосвязаны друг с другом и с окружающей средой. 2.) Условные и безусловные рефлексы, первая и вторая сигнальные системы являются физиологическим базисом познания. Первая сигнальная система - отражение действительности в виде ощущений, восприятий, представлений и элементарного "животного мышления". Вторая сигнальная система - физиологическая основа абстрактно-логического мышления человека. 3.) Павлов не верил в Бога, но к вере относился с уважением. Таким образом, центральная проблема павловского учения - взаимоотношения организма со внешней средой.
2. Качество, количество, мера. Проблема нормы в медицине. Закон перехода количества в качестве в диалектике. Количественные изменения нарушают меру вызывают переход к качеству. + КАЧЕСТВО - тождественная с предметом бытия определенность, характеризующая его специфику, то есть то, чем он отличается от других предметов, что делает его именно таким, а не иным. Это внутренняя сторона вещи (внешняя сторона - свойство). Оставаясь одним и тем же качеством, предмет может менять свои свойства. Так, изменение свойств может создавать видимость изменения качества. + КОЛИЧЕСТВО - определенность предметов бытия, которая характеризует их как множества и величины. Количество выступает как число каких-то предметов, элементов вещи, степень развития тех или иных свойств, интенсивность процессов, линейные размеры, величина объема, масштабов событий и т.д. (Количественные анализы крови, измерение температуры, давления и т.д.) + Качественные и количественные стороны предметов и явлений выступают не сами по себе, а в диалектическом единстве, которое находит свое выражение в категории меры (в медицин - норма). МЕРА - выражает взаимосвязаны качества и количества. В философии мера - это такое единство количественной и качественной стороны бытия (материального и духовного), в котором определенное качество связано с определенным количеством. Это интервал, в пределах которого происходят количественные изменения без изменения качества. НОРМА - это интервал, в пределах которого количественные изменения в организме, сохраняют согласованность всех функций и структур. В норме колебания в заданном интервале не ведут к появлению нового качество - патологического процесса. Норма - это также способность живого к адаптации, без которой невозможно поддержание устойчивой саморегуляции функций.
Классический период античной философии.
В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным является.то действие, которое дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности является самопознание.Изречение: Познай самого себя. Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество - со злом. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость.
Взгляды Сократа:
1.) Воззрения Сократа - объективно-идеалистические. Задача - обоснование религиозного мировоззрения. Отвергал натурфилософию (изучение природы излишне). Мир - это творение божества (Бог великий, всемогущий). Основная сущность мира - духовное начало. Сократ рассматривал феномен души и исходил из её бессмертия.
2.) Сократ - один из родоначальников идеалистической диалектики.
Стремление Сократа - искать истину сообща, в ходе диалогов.Он всегда вёл так беседу, чтобы привести собеседников к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами,, которое все признают истинным. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. В центре внимания у него всегда стояли вопросы человеческой жизни, её назначения и цели, справедливого общественного устройства. Сократ в разговорах с собеседниками создавал специально особые этические отношения между людьми для того, чтобы обрести истину в вопросах знания о добром и справедливом. В том случае, если знание само по себе уже и есть добро, тогда любовь к знанию может рассматриваться как нравственная деятельность.
3). Он ставит перед собой задачу – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым.
4.) Сократ применял диалектику для познания человека (самопознание). + Мир и сам человек - божественные творения
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление