КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет 7. Причина и следствие. Монокаузализм, кондиционализм, полиэтиологизм
Билет Билет. Причина и следствие. Монокаузализм, кондиционализм, полиэтиологизм Причинная связь является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. Причина – связь между явлениями, при которой одно явление – причина, вызывает другое явление – следствие, на основе определенных условий. Виды связей: одна причина – одно следствие; несколько причин – одно следствие; одна причина – несколько следствий; одна причина – цепочка следствий (эффект домино); сложный тип: причина – обратное воздействие со стороны собственного следствия (обратная связь). Различают: главные и второстепенные причины, прямые и косвенные. Выясняют: условия, поводы, цели, идеалы, стремления и др. Основные положения причинно-следственной связи: Концепции решения вопроса причинно-следственной связи: · Моноказуализм · Кондиционализм · Полиэтиологизм Не человек создан для природы, а природа для человека. Человек - мера всех вещей. Природа неподвижна, человек подвижен и активен. 1. Древнеиндийская философия. Проблема совершенствования человека в философии Древней Индии. Зарождение - 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытнообщинного строя к классовому. Во главе государства-раджа. Соц структура вкл. След касты: Касты - замкнутые сообщества людей. 1.жрецы – (брахманы) (высшая каста) 2.каста купцев, торговцев (вайшьи) 3. крестьяне, обездоленные (шудры) Причины возникновения философии в Др.Индии.: 1. Ведическая литература (в них выражено древнее религиозное мз) Выделяют 4 периода в развитии ведической литературы: 1. Ригведы - наиболее ранний сборник приданий, сказаний. Имели особое значение. Темы: Покорение арийскими племенами Индии. 2. Брахманы (1 тыс. до н.э.) –ритуальные тексты, в которых имеются рекомендации брахманам.. 3. Араньяки - «лесные книги для отшельников» (середина 1ого тыс. до н.э.).Содержат правила поведения для отшельников. Отшельники (скиты). 4. Упанишады (до 2ого тыс. до н.э.) - «знания полученные у ног учителя», т.е. разговор ученика и учителя. Имеют глубинный философский смысл. Недоступны для шудры. Толкователями ведической мудрости считались брахманы. глубинный философский смысл. Недоступны для шудры. Толкователями ведической мудрости считались брахманы. 2 .Противоречия между сословиями привели к классическому периоду И.философии (реконструкция мифов в ведах. В результате - 2 школы: ортодоксальная - поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней. В ней 6 классических систем: Главные: веданта, санкхья, йога. Второстепенные: ньяя (логика), вайшешика (космология). Неортодоксальные. Вносят изменения в веды. Буддизм, джайнизм, чарвака (покаята).
Джайнизм (от слова победитель). Неортодоксальное течение - отвергли авторитет Вед. Подробно разработали концепцию кармы; сохранили учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Цель джаянов - освобождение от сансары, достижение нирваны, что возможно, если соблюдать строгие правила. 4 обета: 1. невреждение - осуждение жертвоприношений (т.е. не вредить другой жизни человека, животных, растений) 2. правдивость 3. отрешенность 4. неворовство Почитание не богов, а джинов, победителей (своей судьбы). Сможет победить если соблюдать: 1. правильное поведение 2. правильное познание 3. правильную веру (веры в джина) 4.победить с помощью аскетизма (т.е. ограничение или подавление чувств, желаний) Буддизм (6-7 в. до н.э.) Основатель Будда. Предложил средний путь между аскезой и наслаждением. 4 благородные истины: 1. жизнь это страдание. 2. страдание следует за желанием (жаждой). 3. путь избавления от страданий - избавление от желаний. 4. путь избавления от желаний - следовать учению буддизма, т.е. освобождение от слепой привязанности жизни —> состояние затухающего сознания —> достижение нирваны —> угасание желаний, связанных с жизнью —> полная невозмутимость, помогающая преодолеть привязанность к жизни и слиться с Брахмой. Выделяют 5 заповедей: не убий, не укради, будь целомудрен, не лги, не употребляй наркотических веществ. Выводы: 1. Др. Индийская философия - источник человеческой мудрости, подпитывающий человеческую культуру. 2. идея всеединства -+всё есть одно. Все существа - проявление единого. 3. обращение к внутреннему миру человека —*•нравственное усовершенствования человека. 4. понятие нирвана - путь совершенствования человека, преодоление трудностей. В средние века индуизм вытесняет буддизм. 3 .Соотношение Брахмана и Атмана. Брахман - объективная духовная сущность 1. субстанция первооснова (абсолютная реальность) 2. божество 3. брахман есть Атман Атман - субъективная духовная сущность, абсолютная душа, одушевленная субстанция, духовное «я». Атман и брахман бессмертны. Они берут начало в ведах и характерны для большинства философских школ. Т.е. Брахман – бессмертие, а Атман – самосознание Брахмана, это чистое сознание, которое не сводится ни к уму, ни к сознанию, он во всем и все одушевляет – человек не нуждается в поиске бога в самого себя. Взаимосвязь человека с субстанциями. Карма (закон воздаяния) – судьба,обусловленная влиянием общества. Зависит от образа жизни, поведения человека. Сансара (земная жизнь) - круг перерождения (в животных, растения). Но главная цель - еще при жизни слиться с субстанцией, что возможно с помощью нирваны. Нирвана - высшее состояние, совершенное состояние души, освобожденное от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей (сансары). Затрагиваются моральные, нравственные ценности: 2. Структура общества. Сферы общественной жизни. , 1. Эмпиризм и рационализм – основные методологические направления в философии Нового времени Новое время – неб.времен.период(в осн – XVII век.) Характ.черты: · Время революций (социальная революция в англии). Преобразования в соц и полит сферах, прогресс в экономике, технике, рост производительности труда. Формирование капит-й собственности. Меняется сознание людей и их мировоз. · Развивается наука – мат., физ, геог- то есть это эпоха научн револ. (ньютон сформулировал закон всемирного тяготения) (Бэкон-Знание-сила) · Возникновение ятромеханического направления в медицине (процессы в организме объясняются на основе законов механики – Гарвей (система кровообращения). Также ятрофизики – Бургав (принцип термометрии) · Усиление взаимодействия науки и философии, концентрация на проблемах научного познания, его возмож-й. В решении этих вопр. по проблемам эффективности различных науч. методов – два направления: Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувств-й опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Противостоит рационализму. Для Э характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства» (Локк).Опирался на опыт Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполная индукция - исключение логического доказательства до получения противоречия. "Знание сила". Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в европейской Философии. 2) предложил новое понимание материи - совокупность частиц 3) один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут материи" Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естес-го развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Бог сущность, которая является причиной всего сущего и не более того. Спиноза развил материал-ю сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа. Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. 2.Психофизиологиеская и психосоматическая проблемы.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |