Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 7. Причина и следствие. Монокаузализм, кондиционализм, полиэтиологизм




Билет

Билет.

Причина и следствие. Монокаузализм, кондиционализм, полиэтиологизм

Причинная связь является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. Причина – связь между явлениями, при которой одно явление – причина, вызывает другое явление – следствие, на основе определенных условий.

Виды связей: одна причина – одно следствие; несколько причин – одно следствие; одна причина – несколько следствий; одна причина – цепочка следствий (эффект домино); сложный тип: причина – обратное воздействие со стороны собственного следствия (обратная связь).

Различают: главные и второстепенные причины, прямые и косвенные. Выясняют: условия, поводы, цели, идеалы, стремления и др.
условие – совокупность явлений, без которых не возникает причинно-следственные связи.
повод – событие, предшествующее другому событию, способствующее его появлению, но не являющееся его причиной (импульс).

Основные положения причинно-следственной связи:
* объективность (выражает процессы, принадлежащие бытийному миру)
*всеобщность (любое явление – следствие каких-то причин)
*многообразие форм

Концепции решения вопроса причинно-следственной связи:

· Моноказуализм
XVII-XVIII век на базе механистического мышления в философии и естествознании
Пастер, Кох, Декарт
попытки свести заболевания к воздействию микробов на организм

· Кондиционализм
Шопенгауэр, Мах, Бури, Шор, Ферворн (основоположник)
отказ от принципа причинности
основное место – не причина, а все условия, которые все равны и необходимы для того, чтобы явление свершилось
вводят понятие полной причины (совокупность всех обстоятельств, при которых данное следствие наступает с необходимостью)

· Полиэтиологизм
при рассмотрении отношения между причиной и следствием 2 варианта: одна причина – несколько следствий; несколько причин – одно следствие
например полиэтиология рака (злокачественное превращение клеток под воздействием множества факторов).

Не человек создан для природы, а природа для человека. Человек - мера всех вещей. Природа неподвижна, человек подвижен и активен.

1. Древнеиндийская философия. Проблема совершенствования человека в философии Древней Индии.

Зарождение - 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытнообщинного строя к классовому. Во главе государства-раджа. Соц структура вкл. След касты: Касты - замкнутые сообщества людей. 1.жрецы – (брахманы) (высшая каста) 2.каста купцев, торговцев (вайшьи) 3. крестьяне, обездоленные (шудры)

Причины возникновения философии в Др.Индии.:

1. Ведическая литература (в них выражено древнее религиозное мз) Выделяют 4 периода в развитии ведической литературы: 1. Ригведы - наиболее ранний сборник приданий, сказаний. Имели особое значение. Темы: Покорение арийскими племенами Индии. 2. Брахманы (1 тыс. до н.э.) –ритуальные тексты, в которых имеются рекомендации брахманам.. 3. Араньяки - «лесные книги для отшельников» (середина 1ого тыс. до н.э.).Содержат правила поведения для отшельников. Отшельники (скиты). 4. Упанишады (до 2ого тыс. до н.э.) - «знания полученные у ног учителя», т.е. разговор ученика и учителя. Имеют глубинный философский смысл. Недоступны для шудры. Толкователями ведической мудрости считались брахманы. глубинный философский смысл. Недоступны для шудры. Толкователями ведической мудрости считались брахманы.

2 .Противоречия между сословиями привели к классическому периоду И.философии (реконструкция мифов в ведах. В результате - 2 школы: ортодоксальная - поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней. В ней 6 классических систем: Главные: веданта, санкхья, йога. Второстепенные: ньяя (логика), вайшешика (космология).

Неортодоксальные. Вносят изменения в веды. Буддизм, джайнизм, чарвака (покаята).

 

Джайнизм (от слова победитель). Неортодоксальное течение - отвергли авторитет Вед. Подробно разработали концепцию кармы; сохранили учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Цель джаянов - освобождение от сансары, достижение нирваны, что возможно, если соблюдать строгие правила. 4 обета:

1. невреждение - осуждение жертвоприношений (т.е. не вредить другой жизни человека, животных, растений)

2. правдивость

3. отрешенность

4. неворовство

Почитание не богов, а джинов, победителей (своей судьбы). Сможет победить если соблюдать:

1. правильное поведение 2. правильное познание 3. правильную веру (веры в джина)

4.победить с помощью аскетизма (т.е. ограничение или подавление чувств, желаний)

Буддизм (6-7 в. до н.э.) Основатель Будда. Предложил средний путь между аскезой и наслаждением. 4 благородные истины: 1. жизнь это страдание. 2. страдание следует за желанием (жаждой). 3. путь избавления от страданий - избавление от желаний. 4. путь избавления от желаний - следовать учению буддизма, т.е. освобождение от слепой привязанности жизни —> состояние затухающего сознания —> достижение нирваны —> угасание желаний, связанных с жизнью —> полная невозмутимость, помогающая преодолеть привязанность к жизни и слиться с Брахмой. Выделяют 5 заповедей: не убий, не укради, будь целомудрен, не лги, не употребляй наркотических веществ. Выводы: 1. Др. Индийская философия - источник человеческой мудрости, подпитывающий человеческую культуру. 2. идея всеединства -+всё есть одно. Все существа - проявление единого. 3. обращение к внутреннему миру человека —*•нравственное усовершенствования человека. 4. понятие нирвана - путь совершенствования человека, преодоление трудностей. В средние века индуизм вытесняет буддизм.

3 .Соотношение Брахмана и Атмана. Брахман - объективная духовная сущность

1. субстанция первооснова (абсолютная реальность)

2. божество

3. брахман есть Атман

Атман - субъективная духовная сущность, абсолютная душа, одушевленная субстанция, духовное «я». Атман и брахман бессмертны.

Они берут начало в ведах и характерны для большинства философских школ. Т.е. Брахман – бессмертие, а Атман – самосознание Брахмана, это чистое сознание, которое не сводится ни к уму, ни к сознанию, он во всем и все одушевляет – человек не нуждается в поиске бога в самого себя.

Взаимосвязь человека с субстанциями.

Карма (закон воздаяния) – судьба,обусловленная влиянием общества. Зависит от образа жизни, поведения человека.

Сансара (земная жизнь) - круг перерождения (в животных, растения). Но главная цель - еще при жизни слиться с субстанцией, что возможно с помощью нирваны.

Нирвана - высшее состояние, совершенное состояние души, освобожденное от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей (сансары). Затрагиваются моральные, нравственные ценности:

2. Структура общества. Сферы общественной жизни.
Общество - это сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов.
СТРУКТУРА общества — это совокупность социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.
Социальная группа - это общность людей, выделяемая на основе определенного признака (характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).
Большие социальные группы выделяют по положению в обществе, величине доходов, способам получения средств к существованию. Некоторые называют их «стратами», другие употребляют понятия «слой», «класс»...
Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Со словное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политиче ским путем и закреплялись законодательным.
Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную ие рархическую структуру(«стратифи кация»). Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества. Так, в средневековой Европе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знат ного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социаль ной лестнице.
Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую (горизонтальная и вертикальная).
В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект находится вне какой-либо группы и не имеет определенного со циального статуса - маргинальность.
В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, име ют неравный доступ к социальным благам, как деньги. Здесь проявляется социальное неравенство. Это характерная черта любого общества.
СФЕРА жизни общества — совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Каждая сфера включает в себя определенные виды деятельности человека (политические, религиозные); социальные институты (семья, школа, партии, церковь); отношения между людьми (связи, возникшие в процессе деятельности людей).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
экономическую (производительные силы, производственные отношения)
политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов.

,

1. Эмпиризм и рационализм – основные методологические направления в философии Нового времени

Новое время – неб.времен.период(в осн – XVII век.) Характ.черты:

· Время революций (социальная революция в англии). Преобразования в соц и полит сферах, прогресс в экономике, технике, рост производительности труда. Формирование капит-й собственности. Меняется сознание людей и их мировоз.

· Развивается наука – мат., физ, геог- то есть это эпоха научн револ. (ньютон сформулировал закон всемирного тяготения) (Бэкон-Знание-сила)

· Возникновение ятромеханического направления в медицине (процессы в организме объясняются на основе законов механики – Гарвей (система кровообращения). Также ятрофизики – Бургав (принцип термометрии)

· Усиление взаимодействия науки и философии, концентрация на проблемах научного познания, его возмож-й. В решении этих вопр. по проблемам эффективности различных науч. методов – два направления:

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувств-й опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Противостоит рационализму. Для Э характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства» (Локк).Опирался на опыт
Представители: Локк, Бэкон

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека
Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполная индукция - исключение логического доказательства до получения противоречия. "Знание сила". Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в европейской Философии. 2) предложил новое понимание материи - совокупность частиц 3) один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут материи"

Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естес-го развития

солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна.

Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля.

Бог сущность, которая является причиной всего сущего и не более того.

Спиноза развил материал-ю сторону учения Декарта противопоставив дуализму

материалистический монизм - философское воззрение, согласно которому все многообразие

мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии,

высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир состоит из мельчайших

элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и

самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию,

восприятию и сознанию.

2.Психофизиологиеская и психосоматическая проблемы.
Проблема взаимосвязи психики и соматических проц была сформул еще в эпоху античности (Сократ).
Известно,что болезнь меняет психику (всё сразу уходит на задний план).
Методологические обосновывали психосоматику Сеченов, Павлов, Боткин.
Данные современной науки позв сделать вывод о том, что психосоматика - научное направление, иссл-е весь комплекс проблем, связ-х с взаим-м психики с физиолог-и проц-ми организма и влиянием соматических процессов на психический мир человека.
Направления, раскрывающие взаимосвязь соматического и психического:
1.) Концепция невризма (выраж динамич-е единство психики и сомы). Раскрывает роль и знач-е нервной системы в регулир-и физиологических ф-й и процессов жизнедеятельности организма. Павлов и его ученики установили, что ЦНС (особенно кора) оказывает регулир-е влияние на функции внутренних органов, а последние передают в ЦНС сигналы о своей деятельности.
2.) Эмоции и переживания оказывают сущес-е влияние физиол. функции организма, могут приводить к стрессовым состояниям и к ухудшению здоровья.
3.) Доказательство связи соматического и психического - воля. Она приводит потребности организма в соответствующую форму повед - эмоции характеризуют мотив к действию ("Блокадная гипертония").
4.) Патопсихология, психофармакология.
Таким образом, все болезни в той или иной мере связаны с психическим миром человека. Различные лишь степень участия психических факторов в развитии патологических процессов. Врач должен учитывать это при лечении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.