КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Здесь коэффициенты с верхним индексом (1) получены после 1-ого шага
Недостаток формул Крамера и метода обратной матрицы- их большая трудоемкость, связанная с вычислением определителей и нахождением обратной матрицы. Эти методы представляют скорее теоретический интерес и на практике не могут быть использованы для решения реальных задач. Пример. Решить по формулам Крамера и методом обратной матрицы следующую систему уравнений: Для применения формул Крамера вычислим определитель системы: 2 -1 -1 3 4 -2 = 60 3 -2 4
Заменим в определителе системы первый столбец на столбец свободных членов, вычислим полученный определитель: 4 -1 -1 = 11 4 -2 =180 11 -2 4 Заменим в определителе системы второй столбец на столбец свободных членов, вычислим полученный определитель:
2 4 -1 3 11 -2 3 11 4 =60 Заменим в определителе системы третий столбец на столбец свободных членов, вычислим полученный определитель: 2 -1 4 3 4 11 3 -2 11 =60.
Вычислим значения неизвестных:
Для применения метода обратной матрицы представим систему уравнений в матричной форме:
2 -1 -1 4 3 4 -2 = 11 3 -2 4 11 Далее рассчитываем обратную матрицу:
12 6 6 -18 11 1 -18 1 11
По формуле (4) получаем решение:
12 6 6 4 3 -18 11 1 11 = 1 -18 1 11 11 1 Метод Гаусса
Метод Гаусса - метод последовательного исключения неизвестных- заключается в том, что с помощью элементарных преобразований система уравнений приводиться к равносильной системе ступенчатого или треугольного вида, из которой последовательно, начиная с последних переменных, находятся все остальные переменные. Предположим, что в системе (1) (этого всегда можно добиться перестановкой уравнений) Шаг 1. Умножим 1-ое уравнение на и прибавим ко второму; затем умножим 1-ое уравнение на и прибавим к третьему, и т.д., и, наконец, умножим 1-ое уравнение на и прибавим к m-му уравнению. Получим преобразованную систему уравнений, в которой исключено из всех уравнений, кроме первого:
……………………….. (6)
Шаг 2. Предположим, что .(этого всегда можно добиться перестановкой уравнений с перенумерацией).
Умножаем 2-ое уравнение на числа - , , …, и прибавим полученные уравнения соответственно к третьему, четвертому, …,m-му уравнению системы (6), исключая из всех уравнений, начиная с третьего. Продолжая процесс последовательного исключения переменных, после (r-1)- го шага получим систему: ………………………………….
(7)
…………
Если хотя бы одно из чисел не равно нулю, то соответствущее равенство противоречиво, и система (1) несовместна. Для любой совместной системы (m-r) уравнений в системе (7) являются тождествами, и их можно не принимать во внимание при решении системы (1). После отбрасывания «лишних» уравнений возможны два случая: А) r=n, и в этом случае система (7) имеет треугольный вид; Б) r<n, и система (7) имеет ступенчатый вид. Переход системы (1) к равносильной системе (7) называется прямым ходом метода Гаусса, а нахождение переменных из системы (7)- обратным ходом. Преобразования Гаусса удобно проводить не с самими уравнениями, а с расширенной матрицей системы (1), в которую, кроме матрицы А, дополнительно включен столбец свободных членов. Пример. Решить методом Гаусса систему уравнений:
Расширенная матрица системы имеет вид: 1 2 3 -2 6 2 4 -2 -3 18 3 2 -1 2 4 2 –3 2 1 -8
Теперь все действия над уравнениями будут эквивалентны действиям над строками матрицы. Умножаем 1-ую строку на - , т.е. на - = -2, получаем (-2 -4 -6 4 -12) эту строку прибавляем ко второй строке, получаем новую 2-ю строку: (0 0 -8 1 6). Аналогично умножим 1-ую строку на (-3) и сложим с третьей строкой; умножим 1-ую строку на (-2) и сложим с 4-ой строкой. Расширенная матрица после 1-ого шага имеет вид: 1 2 3 -2 6 0 0 -8 1 6 0 -4 -10 8 -14 0 -7 -4 5 -20 Первая строка при преобразованиях Гаусса остается без изменений. Для дальнейшего хода необходимо переставить 2-ую и 3-ю строки,чтобы 1 2 3 -2 6 0 -4 -10 8 -14 0 0 -8 1 6 0 -7 -4 5 -20 На 2-ом шаге, поскольку требуется только обнулить элемент Для этого 2-ое уравнение умножим на и сложим с 4-м уравнением. 2-ое уравнение после умножения выглядит так: (0 7 - ) После 2-го шага матрица имеет вид:
1 2 3 -2 6 0 -4 -10 8 -14 0 0 -8 1 6 0 0 54/4 -36/4 -18/4 Поскольку в элементах последней строки одинаковый знаменатель, исключаем его; кроме того, можно сократить всю 4-ую строку на общий множитель 18: 1 2 3 -2 6 0 -4 -10 8 -14 0 0 -8 1 6 0 0 3 -2 1
На 3-м шаге исключаем из 4-ого уравнения; для этого умножим 3-ю строку на 3/8 и сложим с 4-ой строкой: 1 2 3 -2 6 0 -4 -10 8 -14 0 0 -8 1 6 0 0 0 -13/8 26
Теперь матрица системы имеет треугольный вид: все элементы ниже главной диагонали равны нулю. Далее совершаем обратный ход метода Гаусса. 4-ое уравнение системы можно записать так: оно имеет решение: . Подставляем полученное значение в 3-е уравнение: Теперь в 3-м уравнении только одно неизвестное .Решаем уравнение, получаем . Далее подставим известные и во второе уравнение: Отсюда Подставляем в 1-ое уравнение известные получаем решение:
Вопросы для самоконтроля: 1. Чем отличается СЛАУ от систем произвольных уравнений?
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |