Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы разработки компьютерного решения экономической задачи




СОСТАВ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, СХЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ

В настоящее время существуют два подхода к построению ин­формационных систем: позадачный и процессный. Эти подходы отражают различные взгляды на систему управления предприяти­ем, организацией, корпорацией, офисом.

Такой подход, исторически появившийся ранее, базируется на функциональной модели управления предприятием, отража­ющей выполнение сотрудниками своих должностных обязаннос­тей согласно целям и функциям управления. В их структуре выделяют:

1) функциональную часть, отражающую цели и задачи управления,

2) обеспечивающую часть, содержащую сред­ства решения задач (рис. 2.1).

В соответствии с данным подходом информационная система создается как инструмент, предназначенный для автоматизации функций управления, типовыми среди которых являются прогно­зирование, планирование, учет, анализ, регулирование. Для ре­ализации одной функции или ее части создаются функциональ­ные подсистемы, например планирования, учета, финансов, опе­ративного управления и т.д.

Функциональные подсистемы состо­ят из комплексов функциональных задач (например, подсис­тема административного управления может состоять из следу­ющих комплексов: хозяйственное планирование, управление кад­рами и т.д.)

Функционирует ИС следующим образом. На вход служб, ап­парата управления (производственный отдел, финансовый отдел, отдел сбыта и т.д.) поступают данные из внешней среды и от объекта управления, где они проверяются, анализируются, коррек­тируются и в соответствии с целями управления направляются в ИС.

Прямая связь обеспечивает передачу исходных данных внача­ле в функциональные подсистемы, где решается соответствующая функциональная задача. Результаты решения передаются по ка­налам прямой связи на объект управления (цехи, склады, службы и т.д.).

Обратная связь, отражающая фактическое состояние объекта управления, вместе с информацией, поступившей из внешней сре­ды, направляется в аппарат управления. Из внешней среды по­ступает информация о партнерах, конкурентах, ценах, поставщи­ках, потребителях готовой продукции и т.д.

Обеспечивающая часть ИС состоит из информационного, программного, технического, организационного обеспечения и т.д.

Информационное обеспечение — это структурированное мно­жество всех управленческих документов и их машинных носите­лей, применяемых для автоматизации управления.

Программное обеспечение — это комплекс программ, описаний и инструкций, обеспечивающих создание и отладку программ и решение задач. Программное обеспечение состоит из двух частей: общее (общее системное программное обеспечение и общее прикладное про­граммное обеспечение) и специальное (специальное системное и специальное прикладное). Под техническим обеспечением пони­мается множество компьютеров, связанных в сеть, сетевое обору­дование и каналы связи.

При позадачном подходе к управлению ИС есть не что иное, как множество связанных между собой АРМ, обслуживающих раз­личные уровни управления. Однако позадачный подход в управлении обладает рядом не­достатков, среди которых в первую очередь можно назвать:

1) раз­мытость, а иногда и отсутствие ответственности на различных стадиях производства и реализации продукции за конечный результат управления;

2) сложность увязки всех функций производ­ства и управления в единую технологию и т.д.

Процессный - ориентирует на управле­ние сквозными бизнес-процессами. Эти процессы связывают воедино деятель­ность определенных структурных подразделений, предназна­ченных для производства конкретного конечного продукта или услуги.

Бизнес-процесс - совокупность действий, вы­полнение которых позволяет получить конечный результат (товар или услугу). Бизнес-процессы де­лятся на следующие классы: основные, вспомогательные, сопут­ствующие.

Основные бизнес-процессы — это процессы, которые создают то главное, ради которого и существует предприятие (товар, ус­луга). В большинстве случаев они отражают выпуск продукции и обслуживание конечных потребителей, материально-техническое снабжение, производство, сбыт готовой продукции, послепродаж­ные услуги и т.д.

Вспомогательные бизнес-процессы соответству­ют управленческой деятельности: планирование, учет, процессы на складе, маркетинг, финансовая деятельность и т.д.

Сопутствующими бизнес-процессами являются процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и вспомога­тельных процессов. Например, процессы обеспечения кадрами, юридическое обеспечение и т.д.

Бизнес-процессы состоят из бизнес-операций, выполняемых с помощью АРМ. Каждый бизнес-процесс характеризуется опре­деленным во времени началом и концом, интерфейсом с други­ми процессами, последовательностью выполнения бизнес-опера­ций, а также владельцем бизнес-процесса, т.е. лицом, которое несет ответственность за его выполнение. Их выделение и их увяз­ка позволяют получить единую многоуровневую бизнес-модель предприятия, под которой понимается структурированное графи­ческое описание сети процессов и операций, связанных докумен­тами, информационными потоками и организационными предпи­саниями. Такая информационная сеть отражает деятельность структурных подразделений предприятия.

Моделирование бизнес-процессов состоит в последовательном отражении всех бизнес-операций. Управление бизнес-процессами называют инжинирингом бизнеса.

Поддержка и управление бизнес-процессами осуществляются современными ERP-системами.

Какой бы подход для создания ИС ни был выбран, разработ­ка ИС осуществляется на основе следующих основных принци­пов, выполнение которых является обязательным.

Принцип системности — требует:

ü рассматривать анализиру­емое предприятие как единое целое,

ü выявлять типы связей меж­ду структурными элементами или бизнес-процессами,

ü устанавли­вать направления информационных потоков, а также функции отдельных структурных подразделений.

В результате все состав­ные части объекта будут объединены и согласованы по целям функционирования, по входным и результирующим документам и защите информации.

Принцип развития — заключается в том, что ИС должна со­здаваться с учетом постоянного изменения информационных по­требностей пользователей. Данный принцип требует разработки средств, с помощью которых ИС может адаптироваться или мо­дернизироваться в соответствии с новыми требованиями. В насто­ящее время главное требование в том, что разработчики должны организовать постоянное сопровождение ИС в процессе эксплу­атации.

Принцип совместимости — построение открытой ИС, ори­ентированной на максимальное использование стандартов про­граммного, технического и иного обеспечения. Предприятие рассматривается в качестве открытой системы, так как оно зависит от поставщи­ков, конкурентов, налоговой и таможенной политики правитель­ства и т.д., с учетом внешней информации в его деятельности.

Существуют два типа систем: открытые (взаимодействие с внешней средой) и закрытые (имеет жесткие, фиксированные границы, ее дей­ствия независимы от окружающей систему среды).

Принцип непосредственного участия работников предприятия (фирмы) в процессе обследования и разработки ИС. Непрерывный контроль со стороны заказчика позволяет избежать неправильных постановок задач и ускорить процесс внедрения системы.

Принцип безопасности — обеспечение безопасности всех информационных процессов.

Принцип эффективности — достижение рационального со­отношения между затратами на создание ИС и результатами, по­лучаемыми в процессе ее эксплуатации.

Принципы создания ИС бухгалтерской ориентации имеют свою специфику, которая предполагает выполнение следующих требований:

• ориентация на методику Министерства финансов РФ, стандартные методы учета и типовые формы бухгалтерского учета;

• модульное построение, ориентированное на участки учета;

• ориентация на класс предприятий и организаций (средние, малые, крупные).

реинжиниринга бизнес-процессов, под которым понимается улучшение или совершенствование уже существующего бизнес-процесса за счет использованияинформационных технологий с параллельным фундаментальным переосмыслением и радикальной переориентацией деловых процессов для достижения резких улучшений важных показателей (повышение производительности, улучшение качества, снижение себестоимости).

Практика показывает, что на многих предприятиях бизнес-процессы могут автоматизироваться различными специальными прикладными программами. Управленческому персоналу нужна информация о состоянии всех бизнес-процессов. Для того чтобы ввести сквозное управление всеми бизнес-процессами, необходи­мо связать их в единую цепочку. Для этого разработаны специ­альные технологии, известные как технологии «потока работ» (Workflow).

Технологии такого рода позволяют:

- единообразно описывать бизнес-процессы на основе общеизвестных международных стандартов;

- интегрировать различные программные системы.

Связь бизнес-процессов с помощью технологий Workflow позволяет контролировать ход всех процессов в целом.

Для более удобного восприятия информации о бизнес процессе в целом ее представляют в более удобном виде. В настоящее время кроме прочих широко используется один из методов названный диаграммой потоков данных (ДПД) (DFD— Data Flow Diagrams). С его помощью можно вос­произвести функции и связи между реальными процессами и объектами, данные и их взаимосвязи, поведение системы.

Для моделирования в нотации ДПД используются следующие обозначения:


- Источник и приемник данных;

 
 


- Процесс, который преобразует поток данных;

 

- Накопитель данных;

 
 


- Поток данных;


- Информационный канал.

 

Потоки данных могут быть двунаправленными, если процесс не только потребляет данные, но и пополняет (обновляет) их.

Модель бизнес-процесса состоит из вкладываемых друг в друга диаграмм различной общности (общих и детальных). Диаграммы потоков данных содержат процессы, источники и приемники ин­формации. Вначале создается контекстная (общая) диаграмма.

Рассмотрим пример, в котором описывается бизнес-процесс пред­приятия — поставщика полуфабрикатов. Предприятие осуществ­ляет посреднические функции между заказчиком и производите­лем. Контекстная диаграмма, отражающая связь между ними, представлена на рис. 1

Рис. 1 Диаграмма верхнего уровня

Диаграмма верхнего уровня трансформируется в детальную (рис. 2) Процесс «Обработка заказов» детализируется, в резуль­тате чего появляются два процесса: «Проверка корректности заказов» и «Оформление заказов». После проверки заказы помеща­ются в некоторое хранилище ожидающих решения заказов до тех пор, пока группа заказов не будет собрана в общий заказ.

Рис. 2 Диаграмма потоков данных для обработки заказов

В соответствии с четвертым принципом разработки и внедре­ния ИС особую роль в этом процессе играет конечный пользова­тель, так как он принимает участие в обследовании предприятия и внедрении всех информационных технологий. Его участие за­висит от выбранного пути внедрения ИС:

проектирование и внедрение ИС собственными силами или силами проектной организации;

приобретение и внедрение готовой системы собственными силами или силами разработчика.

Первый путь целесообразен в том случае, если специфика объекта управления не позволяет воспользоваться готовыми программными системами. Создание ИС собственными силами, как правило, про­исходит с привлечением консалтинговых фирм для изучения и опи­сания существующих на предприятии бизнес-процессов.

Разработка компьютерного решения экономической задачи осуществляется в следующей последовательности:

1. обоснование путей компьютерного решения задачи;

2. реализация компьютерного решения задачи;

3. разработка контрольного примера и инструктивно-методической документации.

Первый этап:

определяются причины, объясня­ющие необходимость использования информационных техноло­гий в процессе выполнения расчетов,

указываются недо­статки, которые будут устранены в результате автоматизации рас­четов,

формулируются цели применения информационной технологии,

рассматриваются аргументы, доказывающие целесо­образность применения компьютера.

Основа для разработки первого этапа — выявленная пробле­ма, решение которой требует применения компьютера. Это позволяет выразить цель применения информационной технологии, которая должна сводиться к устранению недостатков, присущих данной фирме (предприятию).

Цель можно разделить на две подцели:

- улучшение экономических показателей, отражающих каче­ство выполнения конкретной функции управления на уровне всего предприятия или отдельного структурного подразделения (сокра­щение простоев, снижение себестоимости продукции и т.д.);

- улучшение экономических показателей качества информа­ционного обслуживания аппарата управления (сокращение време­ни обработки информации, повышение степени ее защиты, дос­товерности и т.д.).

Аргументом, доказывающих целесообраз­ность применения компьютеров, является расчет затрат, связан­ных с их сопровождением, внедрением и функционированием. В расчетах затрат на ИС определяющую роль играет понятие ее жизненного цикла, который состоит из следующих фаз:

проектирования и внедрения;

эксплуатации;

вывода из эксплуатации.

Иногда цель применения информационной технологии удоб­но представить в виде «дерева целей».

В результате выполнения первого этапа можно прийти к од­ному из следующих выводов:

- воспользоваться уже готовым программным средством и после соответствующей настройки внедрить его в практику реше­ния задачи;

- создать собственный программный продукт, пользуясь либо средствами, предназначенными для конечного пользователя (Ехсе1, Ассеss), либо услугами профессионалов-программистов.

Второй этап предназначен для собственно компьютерной реа­лизации задачи. Если выбран первый путь, т.е. сделана ориента­ция на готовый программный продукт, то в соответствии с при­лагаемой инструкцией осуществляется его привязка к специфике решаемой задачи, вводится исходная информация и инициирует­ся запуск программы.

Если сделан вывод о необходимости создания собственной разработки, то следует сделать постановку задачи, указав алгоритм ее решения, и реализовать его либо средствами конечного пользо­вателя, либо усилиями программиста-профессионала.

Алгоритм может быть представлен в виде формул, или графи­ческих изображений, или последовательности правил, представ­ленных фразами ограниченного естественного языка.

Наиболее кратко алгоритм можно представить в виде формул. Так как речь идет о расчетах экономического характера, суще­ственную помощь при написании формул могут оказать экономи­ческие показатели. Реквизиты — признаки показателей при этом служат индексами (качественные свойства экономического объекта, процесса или явления), а реквизиты-основания представляют обраба­тываемые величины (характеризуют количественную сторону процесса или объекта, выражаются в цифровой форме).

Примером входного экономического пока­зателя может служить следующий текст: фактическая стоимость товара А, поставленного поставщиком Б, равна 100 ед. Обозначив буквой i товар, j — поставщика, а S — фактическую стоимость товара, экономический показатель можно представить в следу­ющем закодированном виде: Sij. Это означает: фактическая сто­имость i-го товара, поставленного j-м поставщиком.

Аналогично поступают и с результирующим показателем. Если следует определить общую стоимость поставок какого-либо това­ра, выполненных всеми поставщиками, то алгоритм расчета мож­но представить в виде формулы

где Ci — общая стоимость поставок i-го товара, выполненных все­ми поставщиками; Sij — фактическая стоимость i-го товара, поставленного j-м поставщиком.

Иногда алгоритм в виде формул дополняют его графическим изображением. Это удобно, если необходимо представить после­довательность расчета экономических показателей (рис. 4): Kij— количество i-го товара, поставленного j-м поставщиком; Цij — цена i-oго товара, поставленного j-м поставщиком; Sij — стоимость i-го товара, поставленного j-м поставщиком; Сi — общая стоимость по­ставок i-го товара, поставленного всеми по­ставщиками; Пi — средняя сумма поставок i-го товара; Oi — общее количество постав­щиков, поставивших i-й товар; С — общая сумма поставок, выполненных всеми по­ставщиками.

Третий этап предназначен для разработки контрольного при­мера и инструктивно-методической документации. Контрольный пример — это ограниченная совокупность реальных данных, на которых проверяется корректность алгоритма и работоспособ­ность программы. Документация создается для пользователей различных категорий: конечных пользователей, программистов, операторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.