Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие исследования и диалектический подход к исследованию




Исследования – это вид деятельности, направленный на анализ структуры и состояния объектов в целях выявления закономерностей их жизнедеятельности.

Исследованиеэто вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В менеджменте исследованию часто подвергается системы управления. Наука о системах управления, также, как и о теории организации восходит к кибернетике (см. рисунок 1.3 часть 1). Там под системой управления понимают сложно организованный управленческий субъект.

В менеджменте система управления это: во-первых, организационная структура управления предприятия; во-вторых, набор подходов и способов управления, в-третьих, управляющий персонал и его типичное окружение. Исследования таких систем позволяют оценить их рабочие возможности и определить перспективы развития.

Исследования можно классифицировать по видам, основные из которых представлены на схеме (рисунок 3.1).

Исследование систем управления можно рассматривать как процесс и как научную дисциплину. В любом случае они будут иметь цель, предмет и объекты исследования. Целью исследования как процесса является распознавание и разрешение какой-либо проблемы. Поэтому изучение этой дисциплины будет заключаться в приобретении навыков решения проблем, возникающих в процессе управления предприятием.

Критерии типологического выбора
                           
Участие персонала Организованность Цель исследования Степень научности Информация Ресурсы Время
Индивидуальное Спонтаное Практическая Эмпирическое, прагматическое Внутренняя Незначительные Непродолжительное
Коллективное Организованное Научная (образовательная) С привлечением научного аппарата Концептуальная Значительные Продолжительное

Рисунок 3.1 – Типология исследований систем управления

 

Задачами любого исследования ставится поиск эффективных вариантов функционирования системы и оптимальных комбинаций её построения.

На практике перед исследованием (систем управления) могут ставиться более узкие задачи:

1. Мониторинг качества управления.

2. Формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления.

3. Повышение квалификаций управленческого персонала.

4. Оценка стратегии управления.

Чтобы реализовать эти задачи на практике в курсе исследования систем управления изучают:

- подходы к исследованию;

- методологию исследования;

- технологии исследования;

- практическое приложение результатов исследований к проектированию систем управления.

Подходы к исследованию являются различными. Каждый из подходов предполагает установление определенных связей между явлениями или их сущностями, частями, элементами. Именно это позволяет и понять явление, и составить научное представление о нем. Но каждое из исследований может ориентироваться при этом наопределенный класс зависимостей, на реальный подход в поиске и определении этих зависимостей.

Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффективным оказывается диалектический подход, в рамках которого хорошо реализуется и материалистическое отношение к истине и практике, и системный подход, и различные логические основания проведения исследования.

Диалектика -это раздел философии, изучающая проблемы закономерностей причинно-следственных связей и развития материального мира. Диалектика является составной частью научного познания.

Диалектический подход к исследованию основан на связях между объектами, процессами и явлениями материального и духовного мира, рождаемых противоречием. Основу диалектики и диалектического подхода как такового составляют 3 закона: 1) единства и борьбы противоположностей (дуализм); 2) перехода количества в качество; 3) отрицания отрицания.

Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя 9 следующих принципов.

1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.

2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.

3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалектического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как ведущей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей.

4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение-это высший уровень эффективности исследования. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.

5. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный принцип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.

6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.

7. Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.

8.Важным принципом диалектического подхода является и принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.

9. Принцип генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.

В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т. д. Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т. д. Была выведена диалектическая формула исследования – «от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него - к практике».

Диалектический подход можно представить в виде схемы (рисунок 3.2).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.