Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, типы, свойства и законы жизнедеятельности систем




Менеджер исследовательского типа

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Менеджер исследовательского типа должен обладать следующими чертами []:

1. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где другие их не видят.

2. Умение заблаговременно оценивать проблему и степень их опасности.

3. Системное и целостное восприятие действительности, объектов и явлений.

4. Умение воспринимать, понимать и использовать точки зрения отличные от собственных и даже противоположные.

5. Способность делать верные выводы при дефиците информации.

6. Развитая психологическая саморегуляция.

7. Способность к выполнению различных функций.

8. Психологическая проницательность, умение видеть в людях больше, чем они показывают.

Замена проницательности является психодиагностикой.

9. Инновационность мышления, творческие способности.

10. Способность привлекать людей к своей работе не прибегая к средствам материального или административного принуждения.

11. Способность быстро психологически перестраиваться при изменении условий.

12. Умение делегировать власть, ответственность и свой авторитет.

13. Способность к скрытому руководству за счёт умения обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства должны существовать не каждое само по себе, а в системе взаимодействия, только так проявляется менеджер исследовательского типа.

 

 

Лекция 2 «Системный анализ в исследовании управления»

 

Системный подход является очень эффективным для исследования социально-экономических явлений. Управление относится именно к такому классу явлений.

Система чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, дающих целостность системного образования, благодаря тому, что его свойства НЕ сводятся к сумме свойств составляющих элементов.

Главные признаки системы это:

- наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть главный, системообразующий.

- связи и взаимодействия элементов.

- целостность и совокупности.

- сочетание и соответствие свойств и элементов и их совокупности в целом.

По этим признакам в окружающим мире можно выделить объекты называемые системой. Тем не менее, система – это обобщающее понятие. Поэтому для определения каждой конкретной системы существует их классификация.

Различают системы большие и малые, сложные, ультра - и суперсложные системы, сильно и слабоорганизованные, а также самоорганизующиеся системы, системы с внутренним и внешним управлением.

Системы классифицируются по характеру связей параметров системы с окружающей средой.

- закрытые системы – какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует. Для закрытых систем характерно увеличение беспорядка (второй закон термодинамики).

а) замкнутые системы – обмениваются только энергией, но не обмениваются веществом;

б) изолированные системы – любой обмен исключен.

- открытые системы – свободно обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка.

Также существует двухуровневая классификация систем по происхождению (природной принадлежности), таблица 3.1:

 

Таблица 3.1 – Двухуровневая классификация систем

Естественные (природные) Искусственные Смешанные
неорганические материальные социо-технологические
биологические абстрактные (идеальные) организационно-технические
экологические абстрактно-материальные социально-экономические
другие другие другие

 

Кроме показанных в таблице 3.1, выделяют термодинамические, диссипативные, динамические, детерминированные и вероятностные системы, системы управления, живые системы, виртуальные системы и др.

В практическом использовании понятие «система» приобретает двойственное толкование. С одной стороны, понятие, «система» используют как предметное для обозначения реально существующего объекта. С другой стороны, под системой понимают совокупности методов, способов и приёмов используемых для изучения указательного объекта.

При исследовании важно понимать и учитывать класс системы управления предприятием. Эти системы большие, открытые, искусственного происхождения. Их основополагающим элементом является человек. Деятельность человека определяет особенности процессов функционирования и развития систем. Связи, благодаря которым существует эта система, определяется сложными противоречивыми отношениями между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установках. Поэтому система управления предприятием имеет вероятностный характер.

Помимо человека в системе управления предприятием присутствует техника, роль которой зависит от интереса человека, мотивов её использования и освоения.

Общие свойства систем в целом.

1. Целостность. Каждая система воспринимается как единое целое. Целостность имеет три аспекта.

– система воспринимается единым целым за счёт существования связей между ними. Поэтому, ни один компонент системы нельзя рассматривать самостоятельным субъектом.

– свойства системы как целого несводимы к арифметической сумме свойств и составляющих. В системе «2+2=5» энергия положительная, а в системе «лебедь, рак и щука» энергия нулевая или отрицательная.

единство многообразия форм существования систем. Пример: множество организационных структур, множество организационно-правовых форм предприятия. Системы, состоящие из различных элементов, тем не менее, обнаруживают сходство.

2. Взаимодействие системы с внешней средой. Представляется в виде модели «черного ящика» (закон преобразования в системе неизвестен) или «белого ящика» (закон преобразования в системе неизвестен). Модель имеет «вход», «выход» и «обратную связь» (рисунок 3.4). Системы с обратной связью называются открытыми. А без обратной связи называются закрытыми, они являются недееспособными в природе долго не существуют.

Самым главным элементом является вход, потому что качество входа определяет в итоге качество всей системы. На втором месте определяется качество выхода, который должен соответствовать запросам внешней среды. В-третьих, формируются параметры процесса, обеспечивающие переработку качественного входа в качественный выход. Обратной связью в системах управления предприятиями служит маркетинг, финансовый и управленческий анализ.

 

Рисунок 3.4 – Модель «черного ящика» с обратной связью

 

3. Структурность. Структура – это схема расположения элементов системы, она служит наглядным способом ее отображения. Для систем управления организациями – это организационная структура управления. Важной задачей проектирования организационной структуры является их оптимизация. Она заключается в минимизации количества управленческих звеньев при условии надлежащего исполнения всех функций управления. Помимо того, структуры предприятий должны быть мобильными и адаптированными.

4. Иерархичность. Иерархичность системы заключается в том, что любую из них можно рассматривать в качестве подсистемы более глобальных систем.

5. Множественность описаний систем. Любую систему можно описать несколькими способами: словесно, графически, математически.

6. Непрерывность функционирования и эволюции систем. Система существует пока она работает. Для обеспечения непрерывности эволюции система должна быть способна к самообучению и к саморазвитию. Источники развития системы управления организацией:

– противоречия в сфере макросреды,

– конкуренция,

– диалектический закон развития.

Каждая фирма, желающая успешно работать на рынке, должна определять для себя параметры развития. Предприятие не планирующее источники развития обычно не выживают. Этот закон можно проиллюстрировать моделью жизненного цикла, подробно представленной в части1 настоящего пособия.

7. Целенаправленность. Никакая организация не существует без обоснованной цели, называемой миссией.

8. Стремление к устойчивому равновесию. Оно предполагает постоянную адаптацию внутренней среды системы к изменяющимся условиям внешней среды.

9. Альтернативность путей развития. Выбор между альтернативами развития определяется как объективными факторами оптимального состояния системы, так и субъективными мотивами.

10. Наследственность. Характеризуется передачей отдельных признаков системы с одного этапа эволюции на другой. В системах управления предприятиями механизм этой передачи субъективный. Он связан с сохранением старых идей в человеческих умах.

11. Приоритет качества. Выживают в основном те экономические системы, которые инвестируют в качество.

12. Приоритет интересов системы над интересами элементов. Выживает та система, элементы которой обеспечивают достижение общей цели. Потому важно согласовать интересы предприятия с интересами его работников.

13. Надёжность. Характеризуется следующими показателями:

– бесперебойность работы при выходе одной из элементов,

– сохраняемость целевых значений показателей работы в течении планового периода,

– устойчивость финансового состояния,

– перспективность политики развития.

К настоящему моменту сформулирован целый ряд обобщающих системных теорем, иллюстрирующих основные законы жизнедеятельности систем. В качестве примера приведем некоторые из них [2]:

1. Система тем более стабильна, чем больше элементов и связей ее составляют (Берталанфи - Коммонер).

2. В соперничестве с другими системами выживает та из них, которая наилучшим образом способствует поступлению энергии и использует максимальное ее количество наиболее эффективным образом (Лотка – Одум - Моисеев).

3. Система не может быть описана одним параметром, она всегда существенно многомерна (Митчерлих).

4. Выносливость системы определяется самым слабым звеном в цепи ее потребностей (Либих).

5. Система не может спонтанно повысить степень своей симметрии (Кюрье).

6. С наибольшей эффективностью система функционирует в определенных пространственно-временных границах.

7. Система всегда противодействует внешнему воздействию, стремящемуся изменить ее устойчивое состояние (Ле Шателье - Браун).

8. Система из одного устойчивого состояния может перейти в другое устойчивое состояние только через состояние хаоса (Чернавский).

9. Систему нельзя объяснить (понять) не выходя за рамки самой системы (Гёдель).

Все эти теорем они верны как для «живых», так и для «неживых» систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.