Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотеза исследования. Приемы анализа и обоснования




Обоснование гипотез будет зависеть от степени их формализованности. Формализованные гипотезы, опирающиеся на количественные данные обосновываются статистическим путём вычисления математического ожидания и вероятности их наступления.

Неформализованные гипотезы, основанные на умозаключении подвергают логическому анализу и обоснованию, а также оценке непротиворечивости.

Приемы анализа и обоснования можно разделить на две группы по уровню абстракции: эмпирические и мыслительно - логические.

Эмпирические приемы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. Наблюдения (первая группа) могут быть разделены на:

- прямое наблюдение это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций;

- косвенное наблюдение это наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени).

Данная группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации.

Вторая группа – эксперименты – предполагает искусственное создание ситуаций, для изучения особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и в экстремальных, они проявляются в полной мере.

Эмпирические приемы позволяют накапливать факты к гипотезе исследования. Факт – это единица логики, первоначальная ступень мышления человека; это особый вид информации, характеризующийся определенным ее восприятием, это информация, подтверждаемая информацией о реальности первой.

По критериям отражения статики или динамики явления можно выделить на факты наличия, существования, изменения. Факты наличия отражают статическую сторону явления. Они характеризуют реальность того или иного явления. Факты существования отражают причины явления, за счет чего и почему оно существует, как существует явление, каковы процессы функционирования явления. Факты изменений отражают совокупность изменений, происходящих с явлением. Это факты возникновения но­вых свойств, ведущих к появлению нового качества.

Можно также выделить факты связи и факты взаимодействия. В исследовании нередко важную роль играет количественное представле­ние фактов или их содержательное описание. Есть факты первичные и вторичные, которые подтверждают реальность первичных, степень их достоверности.

Научные факты – это факты, имеющие научную ценность, отражающие определенную методологию восприятия действительности, дающие новое знание или по­нимание явлений.

Система фактов, связанных логикой исследовательского замысла, гипотезы, цели, характеризует понятие фактологии исследования. Фактология – это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать.

Можно сформулировать следующие принципы и методы работы с фактами:

- принцип проверки на объективность;

- принцип существенности фактов;

- принцип информационной емкости. Каждый из фактов содержит определенный объем информации (факты полные или малозначащие, малоиформативные);

- принцип научной ц е нности фактов, можно его также назвать принципом концептуальности (соответствие критериям научной методологии);

- принцип соответствия предмету исследования;

- принцип оценки источника факта;

- принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов;

- принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов;

- принцип научной интерпретации факта.

Ошибки работы с фактами в процессах исследования:

- преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующих односто­роннее представление о действительности;

- подтасовка фактов;

- искажение содержания факта;

- фальсификация фактов;

- абсолютизация отдельных фактов.

Мыслительно-логические приемы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации. Также в них включаются вопросы, методы доказательства, полемика, методы конструирования определений и классификации.

Постановка гипотезы посредством вопроса (исследовательского вопроса) способствует более точному представлению о ее содержании, потому что вопрос представляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного ответа в виде суждения.

Вопрос имеет две функции: коммуникативную и исследователь­скую. Вопрос в исследовательской деятельности выступает также как средство информационного поиска.

В каждом вопросе можно выделить две части: вопросительное слово и часть, которая характеризует область исследования и должна войти в предполагаемый ответ.

Существует две группы вопросов:

- категориальные, в которых вопросительные слова указывают направление исследования и область исследовательской деятельности,

- пропозициональные, в которых как бы заложен ответ в виде готового суждения, которое надо либо подтвердить, либо отвергнуть.

Существует принцип корректной постановки исследовательского вопроса: основная часть вопроса должна опираться на истинные, бесспорные предпосылки. Причины появления некорректных вопросов: стереотипы мышления, поверхностное отношение к проблеме, и не­добросовестное отношение к исследованию.

Доказательство гипотез – это интеллектуальная операция, состоящая в ус­тановлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фак­тами и практической деятельностью. Надежность доказательства определяется аргументацией фактологией, методологией его построения, формально-логическим следованием, готовно­стью к восприятию аргументов и фактов.

Существуют доказательства фактологические, опирающиеся в основном на фактический материал; формально - логические, главной опорой которых являются законы формальной логики; экпериментальные – построенные на эксперименте; эмпирические – опирающиеся на осмысленный и обобщенный опыт

Корректность доказательства определяется его строением. В каждом доказательстве существует три элемента:

- тезис это суждение, истинность и приятие которого устанавлива­ется в доказательстве;

- аргументы суждения, из которых выводится тезис;

- демонстрация логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.

Существует множество разнообразных приемов и способов доказательства.

1. Доказательство от определения.

2. Доказательство от обратного.

3. Доказательство, построенное на анализе свойств исследуемого объекта.

4. Доказательство по принципу приведения к нелепости, абсурдности.

5. Доказательство на основе классификации факторов, позволяющей установить свойства объекта исследования и причины его оригинального поведения.

6. Аксиоматическое доказательство.

7. Фактологическое доказательство, в котором главную роль играет сис­тематизация фактов.

8. Доказательство по рабочей гипотезе или концепции (гипотетическое, концептуальное доказательство).

9. Экспериментальное доказательство.

10. Доказательство по концентрации фактов.

Эффективность доказательства определяется правильным выбором его приемов в соответствии с предметом и характером исследования, особенностями и назначением его результатов.

Полемика – это аргументированное обсуждение в группе исследовате­лей проблем и способов их решения. Она помогает находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Полемика позволяет превращать предположения (шипотезы) в убеждения.

Главными принципами являют­ся следующие (схема 27).

1. Стремление понять оппонента в его мотивах, позиции, аргументах, знании предмета (проблемы), типе мышления.

2. Избегать абсолютного отрицания правильности мнений, относясь к ним скептически и аналитически, но доброжелательно.

3. Иметь четкую цель полемики и проводить ее в вопросах, высказываниях, аргументах и доказательстве.

4. Оценивать выводы, предложения, мысли, а не их автора.

5. В выражении своей позиции стремиться в максимальной степени к четкости и аргументированности, конкретности и ясности.

6. Определять понятия, которыми выражаете мысли, на которых строите доказательства.

7. Посредством вопросов уточнять позиции, обнаруживать слабые места в полемике, мотивировать дополнительные аргументы.

8. Избегать оперирования мнением авторитетов или формальных лидеров, должностных лиц.

9. В исследовательской полемике нельзя устанавливать истину мнением большинства, голосованием.

10. Основой полемики должны быть результаты или методологические подходы, формулируемые на профессиональной основе, а не «здравого смысла» (доказательства желательного).

11. Продуктивность полемики определяется и продолжительностью вре­мени и распределением времени в процессах полемических высказы­ваний. Полемика не должна вестись по «замкнутому кругу». Полемика не должна превращаться в «диалог глухих».

Формулирование определения во многих случаях предопределяет распознавание или даже постановку проблемы. Конструирование определения это один из методов исследования. Без определений невозможно описание проблемы, оценка ситуаций, объяснения тех или иных явлений, доказательство результатов, презентация идеи, невозможно отстаивать идеи и мысли, доказывать и обосновывать их значимость и практическую ценность.

Существуют явные и неявные определения. Явные построены на поиске наиболее удачных с точки зрения практики синонимов, т. е. таких понятий, которые представляются бесспорными, которые известны, функционируют в системе знаний.

Неявные определения передают через использование понятия в контексте других понятий, в его концептуальных связях, функциях в системе объяснений и обоснований.

Но определения не строятся только на сопоставлении понятий. Они конструируются посредством дополнения этих понятий, их ограничением, выделением существенных свойств.

Существуют правилаконструирования определения.

1. Правило соразмерности определяемого и определяющего понятий.

2. Правило исключения порочного круга нель­зя определять понятие либо через само себя.

3 Правило ясности и конкретности всех понятий определяющей части.

4. Правило различения определения-описания и определения-предписания.

5. Нельзя определять понятие через неизвестное понятие.

Большое значение в обосновании имеет другой формально-логический метод – классификация. Классификация – это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность.

Есть два вида классификации:

- деление общего предполагает деление некоторой совокупности явлений, имею­щих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие – в группах принадлежности.

- разделение целого. Главный его признак заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого.

В исследовании могут использоваться классификации:

- содержательные – строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений;

- искусственные построены на несущественных признаках (по алфавиту), но могут быть очень полезны при проведении каких-либо организационных мероприятий.

Существуют классификации однокритериальные и многокритериальные. При многокритериальных классификациях классы могут частично пересекаться. Это определяется отношениями критериев классификации: пересекающиеся или непересекающиеся.

Когда объекты классификации имеют два или несколько «равносущностных» признаков, строится комбинативная классификация. Она представляет собой многомерную матрицу

Разновидностями классификации являются:

- декомпозиция это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия. Декомпозиция предназначена для установления связанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

- стратификация это определение слоев (страт) в многослойном яв­лении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть стратегия и тактика управления и т. д.

Особым вариантом классификации является типология – группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, кото­рый именуется типом, эталоном, или идеальным образом.

Важную роль в обосновании гипотез играют и приемы обобщения. Обобщение – это логическая операция, заключающаяся в том, что для не­которой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них. Всякое обобщение должно иметь основание, т. е. свойство или совокуп­ность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием.

Существуют принципы корректной и эффективной классификации.

1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка.

2. Принцип соразмерностиделения явлений и понятий.

3. Принцип альтернативности или взаимоисключения выделяемых групп.

4. Принцип многоступенчатостиклассификации. При этом всегда существует предел классификационного деления. Оно может осуществляться только в рамках еди­ной сущности явления

5. Принцип полнотыклассификации длякаждойееступени.

Правила классификации.

1. Правило соразмерности (адекватности). Сумма членов деления равна делимому множеству

2. Правило внеположенности (объемной раздельности) членов деления одновременно принадлежал бы нескольким членам деления

3.Основания деления или критерии могут быть не только простые, но и сложные, включающие несколько параметров




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 2514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.