Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция и методология исследования




Применение системного подхода к исследованию систем управления организаций

С помощью системного анализа можно описать любую систему управления организацией. С позиции свойства целостности вначале необходимо рассмотреть её отношение с окружающей средой (отграничить систему от среды) по плану:

1. Выявить общие тенденции развития и место организации в современной рыночной экономике;

2. Установить особенности работы организации;

3. Выявить условия, способствующие и препятствующие успешному функционированию организации;

4. Собрать необходимые данные для разработки мероприятий по совершенствованию работы системы управления.

5. Проанализировать передовой опыт других организаций.

6. Дать прогноз адаптации новой системы в рыночных условиях.

Затем необходимо сделать внутренний анализ системы управления. Выносливость системы в целом определяется по наиболее слабому звену, поэтому каждый из элементов системы управления организацией должен быть оценен.

В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:

1) роль и место данной организации в отрасли;

2) состояние производственно-хозяйственной деятельности организации;

3) производственная структура организации;

4) система управления и ее организационная структура;

5) особенности взаимодействия организации с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;

6) инновационные потребности (возможные связи данного организации с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников

Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (организации или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя.

 


Раздел 2 Разработка гипотезы и концепции исследования систем управления

 

Лекция 3 «Методология исследования систем управления»

 

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследований деятельности методология играет большую роль.

Методология — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат (рисунок 3.6 []).

 

Рисунок 3.6 – Элементы методологии исследования

 

Методология любого исследования начинается с выбора и постановки цели. В исследовании цели разделяют на: текущие и перспективные; цели-установки и цели-программы; структурированные и неструктурированные; постоянные и эпизодические; общие и локальные.

Как говорилось выше, объект исследования управления – это система управления, а предмет любого исследования – это проблема. Цель исследования является основой распознавания и выбора проблем в исследовании. Она заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития, выраженных в конкретных показателях.

На основе поставленной проблемы и сформулированной цели осуществляется выбор наиболее подходящего подхода к исследованию. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Как говорилось выше, подходы можно классифицировать с точки зрения объяснения системных зависимостей: механистический, метафизический, организмический, диалектический.

Также подходы можно подразделять по масштабу исследования: аспектный, многоаспектный, комплексный, системный, концептуальный. Они различаются полнотой учета факторов и связей, а также оценками целостности, функциональности, научной значимости.

Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или экономии ресурсов. Системный подход (рассмотренный в лекции 2 части 3) отражает более высокий уровень методологии исследования. Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования.

Каждое исследование может быть построено на определенном логическом основании. По этому критерию подходы делятся на преимущественно формально-логические и подходы, построенные на неформальной логике.

Выбор ориентиров и ограничений на исследования зависят: от степени их предсказуемости; от степени их жесткости; от характера самой системы. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.

Исследования разных видов предполагают различные схемы их проведения. Более крупные проблемы требуют более широкого подхода к их разрешению. Разработка концепций исследования для таких проблем являются обязательными. Анализ мелких проблем работы организации может быть более узким, основанным на разработке рабочей гипотезы и частных задач.

Под концепцией исследования можно понимать его общую идею, направление. Более строгое определение концепции исследования – комплекс ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Концепция исследования будет складываться из нескольких последовательных элементов:

1. Всестороннее обследование большой проблемы или комплекса проблем.

2. Выработка набора рабочих гипотез.

3. Пояснение взаимосвязи между гипотезами и построением блок-схемы.

4. Разработка результатов каждой конкретной гипотезы.

5. Комплексный анализ результатов, из непротиворечивости с точки зрения логики.

6. Разработка общего результата исследований.

Гипотеза – это вариант объяснения проблемы при недостаточной информации. Существуют требования к гипотезам:

1. Вероятностность объяснения – гипотеза должна быть построена по принципу научного объяснения и содержать причины, факторы и зависимости разбираемой проблемы.

2. Гипотеза должна учитывать известные законы, но не подгоняться под них.

3. Гипотеза должна быть пригодна для объяснения всех факторов характеризующих проблему.

4. Гипотеза должна быть проверяемо и следствия, которые их неё выводятся должны иметь определённые практические эффекты.

5. Гипотеза должна быть простой и понятной.

6. Гипотеза должна быть логически не противоречивой, т.е. её внутренние элементы не должны опровергать друг друга.

Если проблема является сложной и не может быть сведена к единственной гипотезе, то проблему следует разбить на частные вопросы и работать с каждым из них.

Завершающий элемент методологии – основной метод исследования. Методы исследования можно разделить на три группы:

- общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа;

- частные методы распространяются на несколько смежных областей науки (методы исследования биологических систем);

- специфические – это методы, которые рождаются спецификой систем управления организациями и отражают особенность управленческой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 4090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.