КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект и предмет исследования
С точки зрения любой науки объект и предмет изучения довольно трудно разграничить. В переводе с латинского объект (objektus) - это предмет. Тем не менее, объект и предмет следует различать. Предметом изучения – называют ту субстанцию или явление, свойства которой непосредственно интересуют исследования. Объектом изучения – будет являться нечто, в чём находится или проявляется предмет. Рисунок 3.2 – Схема диалектического подхода к исследованию
В нашем случае объектом исследования будет являться система управления (организацией.) Определим понятие системы управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление и связи между ними. СУ занимает определённое место в социальной системе предприятия, как было рассмотрено в части 1. Структуру самой системы управления можно представить в виде совокупности подсистем (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 – Подсистемы систему управления организацией При малых масштабах управления СУ складывается в основном из комплекса действий, оказывающих влияние на управляемый объект. Если управление осуществляется в достаточно крупных масштабах, то будет иметь место разделение труда и управленческих работников, поэтому на первый план выйдет структура управления, звенья которой будут выделяться определённым образом: по специфике работы, объёму и масштабу полномочий, трудоёмкости работы, квалифицированным требованиям, возможностью территориального размещения и информационного обеспечения. Итак, звенья, составляющие системы управления больших предприятий будут различаться функциями и полномочиями управления. В зависимости от комбинации звеньев выделяют различные виды систем управления, которые мы рассмотрим в разделе 3 части 3. При исследовании систем управления желательно пользоваться показателями их состояния, функционирования и развития. На практике не все показатели имеют расчётную форму, поэтому некоторые из них можно представить в виде экспертных оценок. Наиболее общими показателями систем управления являются: 1. Состав и структура функций управления. 2. Звенья и их распределения по ступеням иерархии. 3. Структура. 4. Численность работников по звеньям. 5. Распределение полномочий или степень централизации управления. 6. Качество информационного обеспечения. 7. Соответствие работников квалификационным требованиям. 8 Равномерность трудовой нагрузки. Предметом исследования систем управления всегда являются возникающие в них проблемы. В исследовании управления предметом изучения могут быть такие проблемы: организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. Отчасти понятие «проблемы» уже рассмотрено нами в части 2 настоящего пособия. Проблема – это реальное противоречие, связанное с нарушением целостности системы и требующая разрешения. С одной стороны, наличие проблем говорит об отсутствии системного мышления, непонимании законов жизнедеятельности систем. С другой стороны проблема – своеобразный элемент развития с точки зрения диалектики. Часто путают проблему с задачей. Однако задача предполагает знание алгоритма её решения или выбор необходимого алгоритма из известных. Проблема же всегда содержит элементы новых неизвестных ранее задач и требует творческих усилий. Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются: 1. Совершенствование организации управления. 2. Улучшение разработки управленческих решений. 3. Разработка стратегий и инноваций и т.п. В практике исследования большое значение имеет: –отделение реальных проблем от реальных, –отбор реальных проблем по критерию важности их решения, – отбор из важных проблем по критерию ценности решения, –выбор проблем в соответствии с возможностью их решения. Проблему характеризует 3 параметра: 1. Качество проблемы – это её реальность, актуальность, возможность разрешения, предполагаемый результат и класс проблемы, 2. Определение проблемы является комбинацией нескольких операций: а) формулировка проблемы, б) построение проблемы в виде системы более узких вопросов, в) оценка проблемы, выявление условий необходимых для решения, разбиение на частные задачи и отнесение их к определенному типу, г) обоснование проблемы, включает в себя определение связей проблемы, а также доводов в пользу решения этой проблемы, д) обозначение проблемы – более точная фиксация свойств проблемы. 3. Постановка проблемы может быть сформулирована на нескольких уровнях. Низкий уровень постановки проблемы – интуитивное восприятие менеджера, который не заботится о дальнейшей её разработке. Средний уровень – описание её в соответствии с принятыми в организации правилами. Высший уровень – их отработка по целям и стратегиям фирмы, включающая также поиск новых возможностей её решения. 4. Все разнообразие проблем, которые характеризуют предмет исследования систем управления можно представить в совокупности трех групп: проблемы поведения объекта управления (производство, офис, фирма, предприятие и пр.), проблемы поведения субъекта управления и проблемы взаимодействия субъекта и объекта управления
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |