В странах Европейского Союза накоплен богатый опыт эколо- гической оценки разнообразных проектов, которая, как говори- лось в гл. 5, носит название Еnviroптепtal 1трасt Аssеssтепt (ЕIА). В результате гармонизации национального природозащитного законодательства процедура ОВОС приобрела современные чер- ты. Разработчики Е1А должны ответить на ряд принципиальных вопросов.
1. Каковы стратегические решения эколого-экономического плана, сделанные прежде чем была начата подготовка ОВОС, дол- жны быть учтены?
2. Что можно сказать относительно последующих стадий?
3. Как достигнуть лучшей интеграции Е1А в процессе планиро- вания и принятия решения?
4. Что известно о прочих воздействиях (экономических, соци- альных и пространственных)?
Планирование проектов развития является длительным, слож- ным и многосторонним процессом. Чтобы привести проект к за- вершению, предстоит обосновать многочисленные технические решения и получить целый ряд согласований:
1) перед запуском процедуры ОВОС принимаются решения относительно целей проекта;
2) в следующей стадии планирования, при подготовке ЗВОС, рассматривается несколько альтернатив, после их сравнения обо- сновывается выбор. Уровень информации в ЗВОС, однако, явля- ется обычно весьма региональным, поскольку оформление участ- ка и планы строительства разрабатываются более подробно уже на следующей стадии проекта (сопровождаемой собственно ОВОС) и в ходе строительства;
3) при подготовке ОВОС особо внимательно анализируются технические решения, которые могут иметь серьезные последствия для окружающей среды. ОВОС — циклический процесс планиро- вания, в ходе которого проект становится все более ясно оформ- ленным. Диапазон альтернатив становится более узким, привлека- ется более детальная информация о воздействиях. Принципиаль- ное значение для окружающей среды имеет выбор местоположе- ния. Этот выбор часто необратим и определяет главные послед- ствия для окружающей среды, поскольку использование и свой-
ства застраиваемой области будут изменены. Как только проект реализован, очень трудно устранить произошедшее вмешательство; 4) существенные изменения среды обитания произойдут во время строительства. Впоследствии их можно только компенсиро- вать или смягчить. В дополнение к таким необратимым воздействи- ем, вызванным физическим присутствием объекта, есть и другие воздействия, вызванные строительством и эксплуатацией: шум, снижение качества воздуха, загрязнение почвы и водотоков (вы- пуски сточных вод), угнетение флоры и фауны (фактор беспокой- ства), а также социальные проблемы (дискомфортностъ прожива- ния). Возможности для вмешательства в такие воздействия более широки; коррекция воздействий может смягчить или компенси- ровать их.
Проиллюстрируем на примере развития транспортной инфра- структуры в Нидерландах процесс прохождения проекта по пра- вилам ЕС на всем его пути: от формулировки стратегического за- мысла до эксплуатации объекта.
Национальная политика. Национальный план развития транс- порта (NWP) устанавливает стратегическую политику до 2020 г. Этот план координирует политику развития транспорта непосред- ственно с секторами планирования водного хозяйства, региональ- ного экономического развития и управления охраны окружающей среды. Кроме того, NWР содержит список главных проектов инф- раструктуры, предлагаемых для реализации. На этом этапе: осуществляется постановка проблемы, формулируются страте- гические цели;
определяются ограничения;
обосновывается поддержка политики при реализации проекта; показывается взаимосвязь проекта с главными программами развития.
Инициативная деятельность. Каждый год Министерство транс- порта готовит Программу М1Т — Программу перспективных дей- ствий по развитию инфраструктуры и транспорта, конкретизиру- ющую выполнение NWP и прописанную в бюджете Министерства транспорта. В ней предусматриваются: проведение рекогносцировочных исследований;
описание мотивации деятельности, планируемой в будущем проекте, и ее цели;
выбор главных структурных частей проекта; альтернативы строительству (например, интенсификация ис- пользования существующих мощностей), сравнительная оценка стоимости вариантов; оценка приоритетности проекта.
Сначала региональное подразделение Министерства транспор- та, которое действует как разработчик ОВОС, составляет уведом- ление о намерении, описывающее общую схему предложенного
проекта развития и определяющее объем исследований по ОВОС На этом заканчивается первый круг консультаций и обществен- ных обсуждений для определения маршрута будущей трассы.
Разработка проекта. В следующей стадии процесса планирова- ния региональное подразделение Министерства транспорта гото- вит план трассы и инфраструктуры (маршрутный план), в кото- ром проектное предложение и его альтернативы рассмотрено с точки зрения ОВОС. Обычно рассматривается несколько альтер- нативных маршрутов. В дополнение часто разрабатываются более детальные варианты для определенных узких мест. Маршрутный план обращает внимание не только на ОВОС, но также и на орга- низацию движения, пространственные и социально-экономичес- кие соображения. Этот план — основание для второго круга обсуж- дений, в ходе которых министр транспорта вместе с министром окружающей среды выбирает предпочтительную альтернативу. Впос- ледствии проект разрабатывается более подробно и направляется на третье общественное обсуждение, после которого министры утверждают маршрут.
После этого заключительного решения соответствующие про- винциальные и муниципальные власти должны включить марш- рут в их региональные планы и планы использования земли соот- ветственно. В проекте приводятся:
описание предварительного замысла;
предложения по размещению;
разработка предпочтительной альтернативы;
смягчающие и компенсационные меры;
расчет стоимости проекта.
Выполнение проекта. Составив рабочие проекты, получив зем- леотвод и перенеся его в натуру, оформив необходимые разреше- ния, региональное подразделение Министерства транспорта на- конец может начать строительство. На этой стадии одновременно начинается мониторинг, касающийся положений ОВОС проекта, а также подготавливается программа эксплуатационного монито- ринга, который обязателен в соответствии с голландским законо- дательством по проведению ОВОС. На этой стадии выполняются:
Строительство и эксплуатация. Строительство осуществляется по графику, выполнение которого контролируется соответствующим управлением Министерства транспорта. В качестве послепроектных мероприятий исполнителем проекта подготавливаются Програм- мы экологического менеджмента на период эксплуатации.
Министерство транспорта Голландии в лице специального под- разделения — Генеральной дирекции общественных работ и уп-
равления водным хозяйством — в процедуре ОВОС транспортной инфраструктуры является и компетентной полномочной властью, и заказчиком, и разработчиком. В пределах министерства имеется строгое разделение ролей и обязанностей. Оно непосредственно выполняет ОВОС, определяет планируемый уровень ОВОС конк- ретного проекта (более 25 % всех ОВОС выполнено здесь, одно- временно рассматривается до 80 проектов на сумму 6 млрд евро в год). В работе над ОВОС участвуют свыше 500 служащих. Это под- разделение несет ответственность с начала до конца процесса пла- нирования, включая стратегические планы, проекты, строитель- ство и действие национальной сети инфраструктур. При этом учи- тываются различные типы инфраструктуры (шоссе, железные до- роги, порты, плотины), восстановление (ремедиация) земли, из- менение водных уровней, дноуглубление, разработка месторожде- ний строительных материалов. В задачи подразделения входит раз- витие новых моделей и методов ОВОС, например общественные огкрытые обсуждения планов, учет мнения граждан, экономичес- кая оценка воздействия, оценка безопасности, оценки стоимос- ти, анализ выгоды, разработка ГИС, моделей для сокращения бес- покойства птиц, фрагментации среды обитания, шумового и воз- душного загрязнения, методов для уменьшения разного рода воз- действий, расчет компенсации и контроль.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление