Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФИЛОСОФИЯ 41 страница




Подобное вИдение -- напоминает прочувствование. А то и интуитивное угадывание. Угадывание того, что происходило. И наверняка, чем явственней что-либо казалось мне - тем уверенней можно было предположить, что за всем скрывается ошибка. Ошибка, которая, быть может, даже и не угадывается на первый взгляд. Но которая непременно существует. И тогда уже - в том, что мы не можем (опасаемся?) это признать, быть может и кроется частица истины. Лишь частица. Потому что уже я могу сказать, что основную истину, быть может, и вообще не дано прочувствовать. Понять. Осознать. Потому что находится она в ведении не сознания. Отнюдь - не сознания.

 

.......................................................................................................

 

Я начинал догадываться что своими откровениями (справедливее было назвать это философствованием. Философствованием перед эшафотом. Ну, или уже после него. В зависимости от того, произошло ли само событие - казнь - на самом деле) я начинал уже запутывать самого себя. Но ведь уже и без этого не мог. Хотя бы потому, что без этого все мое повествование было бы неполным.

 

 

Глава 4

Выходило так, что я на самом деле запутался: что же произошло? И самое удивительное, что я ничего не помнил. Я даже не мог с уверенностью сказать, что состоялся суд. И приговор был приведен в исполнение. Ибо казалось мне, что вмешалась какая-то невероятная (достаточно странная, по сути) сила. И по цепи таких же невероятных совпадений, я словно бы и совсем перестал понимать, что происходит.

Но все же в большей мере склонялся к тому, что меня на самом деле не было. Не было. Не существовало. Быть может - и никогда не существовало...

 

 

Теперь уже эпилог

Конечно же, сколько я ни пытался анализировать действительность, окружающую меня, я всякий раз убеждался, что мне фактически каждый раз приходилось начинать сначала.

Я уже просто как бы обязан был это делать. Потому как, все те схемы, которые являл в моей душе этот самый анализ - в конце концов заканчивались безрезультатно. Всякий раз. И все время - с удивительной, по сути, однотипностью. Словно бы совсем невозможно было что-то изменить. Даже если предположить, что все может измениться в самый последний миг. Когда я как вроде бы уже и нащупал правду. Истину. Истину, которой на самом деле не было. Как будто не было. В то время как я держал в своей голове нечто иное. Но... Я сам понимал, что просто ошибаюсь. И ничего на самом деле уже не могло быть.

 

......................................................................................

 

Валерий Дмитриевич Таганский попал словно бы в удивительную ирреальность.

 

Его действительно окружала действительность. Подобная тавтология была даже оправданна. Но в оправданности ее было не больше правды, чем и в чем-либо другом. И в конце концов он просто запутался. Запутался в том, что лишь недавно ему представало чем-то понятным. И уже как будто даже решенным. Решенным настолько, что совсем не требовало какой-либо проверки. Ибо тут же хотелось все это применить в жизнь. Но в том-то и дело, что в какой-либо реальной жизни это применение не имело. И тогда же все его недавние умозаключения (дававшиеся ему, заметим, с большим трудом) были ничем иным... Ничем они и не были. И это было самое печальное, что могло быть. Самое печальное...

 

...........................................................................................................

 

Я пытался взглянуть на себя с позиции прошедшего времени. Пусть я считал в своем сознании, что время это было безвозвратно потеряно. На самом деле мне что-то говорило, что это не так. И тогда уже я в который раз возвращался к своему прошлому. Пытался постичь его. Пытался разобраться, как же так стало возможно, что вся моя жизнь прошла в одном неисчезающем тумане. И если и хотелось мне, чтобы он закончился, то, как только даже подходило что-то подобное, все внутри словно бы восставало против этого. И я вновь и вновь продолжал жить так, как, собственно, и жил до этого. И ничто уже не говорило что что-нибудь изменится. И в конце концов я понял, что запутался. И уже тогда - я просто убил себя. Хотя ведь... я давно уже умер...

 

Сергей А. Зелинский

09 июня 2006 год.

 

© С.А.Зелинский. Последний анализ, или философствование перед эшафотом.

 

обращайтесь к человеку, который пригласил Вас на эту презентацию!

 

 

 

 

М.Ш.Хасанов, В.Ф.Петрова, Философия. Учебник.

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби.

Рекомендовано к изданию, с присвоением грифа МОН РК, учебно-методической секцией по гуманитарным и естественнонаучным специальностям РУМС высшего и послевузовского образования МОН РК на базе Казахского национального университета имени аль-Фараби.

 

 

Структура и содержание учебника «Философия» соответствуют типовой программе МОН РК.

Новизна содержания учебника выражается в том, что он вводит студентов в историю становления духовной культуры человечества. Учебник знакомит их с опытом мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия человека и общества, истории и политики, культуры и образования, теории диалектики и эпистемологии, техники и глобальных проблем современности, оставляя выбор мировоззренческой позиции по этим вопросам за ними.

Методический уровень материала учебника адаптирован к кредитной технологии обучения. Учебник имеет 15 глав, по количеству учебных недель по дисциплине «Философия» в семестре в высшем учебном заведении.

В учебнике соблюдены психолого-педагогические требования к его содержанию и оформлению для студентов.

Учебник рассчитан на бакалавров, магистрантов и преподавателей учебных заведений.

 

Рецензенты:

Г.Ж.Джуманова, доктор философских наук, профессор

Ж.Ж. Молдабеков, доктор философских наук, профессор

Г.Ж.Нурышева, доктор философских наук, профессор

М.С. Сабит, доктор философских наук, профессор

 

 

Алматы, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МНОГООБРАЗИЕ

1.1 Возникновение и предметное самоопределение философии 7

1.2 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия,

философия 9

1.3 Многообразие философских направлений и систем 11

1. 4 Особенности современного философствования и интерпретации 14

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

2.1 Концептуальные основаниядревнеиндийской философии 16

2.2 Санкхья 17

2.3 Система йоги 19

2.4 Система мимансы 21

2.5 Система веданты 21

2.6 Джайнизм 22

2.7 Буддизм 23

2.8 Школа чарвака (локаятика) 27

2.9 Школа вайшешика 28

2.10 Ньяя 29

2.11. Философия древнего Китая 29

2.11.1 «Книга перемен» 29

2.11.2 Конфуцианство 31

2.11.3 Даосизм 33

2.11.4 Моизм 36

2.11.5 Легизм 37

2.12 Философский смысл и содержание религиозно-мифологического опыта в Египте 39

ГЛАВА 3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

3.1 Архаика и натурфилософия (ранняя классика) 43

3.2 Натурфилософия 45

3.3 Средняя классика: «открытие» человека (софисты, Сократ и его традиции) 52

3.4 Горизонты метафизики: Платон и античная Академия 58

3.5 Первая систематизация философского и научного знания: Аристотель и перипатетики 64

3.6 Философия эллинистической эпохи (киники, эпикурейцы, стоики, скептики) 70

3.7 Плотин и неоплатонизм 77

ГЛАВА 4 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

4.1 Распространение христианства и начало христианской философии 82

4.2 Становление основ христианской догматики (первый этап периода патристики - апологетика, Александрийская богословская школа, Каппадокийские «отцы церкви» и гностицизм) 84

4.3 Разработка христианской догматики философии (второй этап периода патристики – Августин Аврелий, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин) 90

4.4 Основные этапы становления схоластики в средневековой христианской философии (Северин Боэций, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Петр (Пьер) Абеляр, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам) 93

ГЛАВА 5 АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

5.1 Коран и мусульманское богословие, становление школ мутакаллимов и мутазилитов 103

5.2 Философские аспекты классического суфизма (Мухиддин ибн аль-Араби, аль-Газали, Ходжа Ахмет Йассауи) 105

5.3 Универсализм, энциклопедизм, пантеизм и перипатетизм арабо-мусульманской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари) 110

ГЛАВА 6 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

6.1 Философия как искусство: обретение индивидуальности (Данте Алигьери, Франческо Петрарка) 117

6.2 Учение о Боге, мире и человеке (Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, Пико делла Мирандола,

Мишель Монтень) 120

6.3 Политическая философия Н. Макиавелли и социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы 125

6.4 Философия Реформации (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли, Эразм Роттердамский, Жан Кальвин) 128

6.5 Становление новой космологии, философский пантеизм (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, Г. И.Кеплер) 132

ГЛАВА 7 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

7.1 Поиск методов познания: эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм 137

7.2 Метафизическая онтология: проблема субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) 139

7.3 Просветительская философия в Европе XVIII в. (Вольтер, Гольбах, Дидро, Руссо и др.) 149

ГЛАВА 8 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII-XIX ВВ.

8.1 Онтология и теория познания, метафизика и диалектика, идеализм и антропологический материализм в немецкой классической философии (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах) 155

8.2 Марксистская философия: критика предшественников и современников; основные идеи и принципы диалектического и исторического материализма; теория и методология материалистического понимания истории; концепция практики (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) 162

8.3 Философия позитивизма: Конт, Спенсер, Милль 167

8.4 Эмпиризм, сенсуализм и рационализм философии Э. Маха и его школы 169

8.5 Основные школы неокантианства, гносеологическая и методологическая проблематика (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер, В.Виндельбанд,

Риккерт 170

8.6 Формирование основ философской герменевтики (Ф.Э.Д. Шлейермахер, В.Дильтей) 175

8.7 Феноменология Гуссерля 177

8.8 Иррационалистическая критика немецкой классики: С. Кьеркегор - от Гегеля к Иову и Аврааму 179

8.9 «Философия жизни»: А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон 181

ГЛАВА 9 КАЗАХСКАЯ ИРУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.