КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и предметное самоопределение философии
Философия истории 278 Глава 13 ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ 13.1 Философия культуры 290 13.2. Философия образования 293 Глава 14 ТЕОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ 14.1 Основные принципы, законы и категории диалектики 298 14.2 Эпистемология 302 Глава 15 ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И ГЛОБАЛИСТИКИ 15.1 Философия техники 308 15.2 Философия глобальных проблем современности 310 Литература 315
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МНОГООБРАЗИЕ Философия возникла в VII–V вв. до н. э. - почти одновременно в Индии, Китае, Греции, - на том уровне развития общества, когда завершается процесс разделения умственного и физического труда и заканчивается смена родоплеменного строя рабовладельческим, формируются классы, а в интеллектуальной жизни общества происходит переход от мифа к логосу. К этому времени существенно изменились общественные отношения, были накоплены позитивные знания и появляется потребность в их систематизации и обобщении, рациональном объяснении, философском осмыслении. До этого мировоззренческие вопросы рассматривались мифологией, религией и решались на их уровне. С момента своего возникновения философия, как новый вид знания, стремилась дать обобщенное и систематизированное представление о мире. Объясняя, что собой являет этот мир, философия опиралась на способность человека рационально мыслить – на разум. Мудрость расценивалась как высший уровень осмысления, как стремление постичь сущность вещей, истину. Понятие «философия» переводится как «любовь к мудрости» (от греч. «филео» - люблю и «софия» - мудрость), т.е. любомудрие. В древней Греции этот термин впервые стал использоваться античным математиком и философом Пифагором (580-500 гг. до н. э.), который называл «философами» людей, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Он разъяснял, что философы – это только «любители мудрости», а не мудрецы, владеющие истиной. Истинное знание доступно лишь Богу, который и есть мудрец в подлинном смысле слова. Людям же можно смиренно любить мудрость, стремиться к ней, но достичь ее, не дано. Любовь к мудрости располагала к размышлениям о бытии, природе и сущности человека, о его предназначении, о разумном общественном устройстве и нравственных ценностях. В истории мировой культуры термин «философия» употреблялся в трех смыслах, которые условно можно обозначить, как «староантичное», «традиционное» и «современное». Первое значение этого понятия связано с историческим отделением совокупного научного знания от нефилософских мировоззрений - мифологического и религиозного. В античности понятие «философия» включало в себя научное знание в целом, а также искусство и этику. Подобное понимание философии встречаем у Аристотеля, подразделявшего эту науку на философию теоретическую (умозрительную), практическую (науку о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). «Староантичная» трактовка философии существенно отличается от современного ее толкования. Изначально философия приравнивалась к научному знанию вообще. Его можно квалифицировать как «протознание» («пранаука», «преднаука»). «Протознание» интегрировало все научные знания, накопленные к тому времени. Именно из «протознания» (а не из философии) и сформировались впоследствии отдельные науки. Философия же этого периода представляла собой совокупность всех видов и форм познания – и практического и теоретического. Она объясняла природные явления и законы естественным образом, на уровне стихийного материализма и наивной диалектики. Так, Гераклит интуитивно обосновывал единство мира через его первооснову, праматерию - огонь, а развитие понимал как единство и борьбу противоположностей. Он отмечал, что противоречие (война) двух начал является источником (законом, логосом) всякого движения. По Гегелю, наиболее ценным в философии Гераклита является обоснование абсолюта как единства противоположностей в самом себе. Однако эти первые интуитивные философские обоснования созревали в недрах «протознания». Иными словами, в своей первоначальной, античной форме философия делает первый шаг к своему предметному самоопределению. Второе значение понятия философии связано с историческим разграничением общего («теоретического») и частного (эмпирического) знания в пределах самой науки. Становление теоретического естествознания проходило стадию «философского» осмысления. Понимание философии как учения о всеобщем (теоретическом) встречается уже у Аристотеля. Он считал, что всеобщие характеристики бытия, всеобщая связь должны быть выделены внутри «философии» («протознания») в особую дисциплину, которую он назвал «первой философией». Установившееся впоследствии за ней название «метафизика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем. Аристотель употребляет понятие «философия» в двух смыслах: как «протознание» оно противопоставлялось мифологии, а как «всеобщее» отграничивало философию от «частного», т.е. от конкретных наук. В наше время термин «метафизика» употребляется в трех значениях: как онтология, как философия вообще и как всеобщий метод, противоположный диалектике. Становление философии как самостоятельной науки, окончательно отделившейся от «протознания», - с одной стороны, и от частных наук,- с другой, завершилось примерно к середине XIX века. Исторически третье понимание философии связано с окончательным ее размежеванием с частными науками. Понимание предмета философии как учения о всеобщем распространено и в наши дни. Но, как изначально, так и сейчас, сама трактовка «всеобщего» различается в разных философских системах. По своей сути (отражение реально-всеобщего и всеобщего в познании, в логике) и по традиционному словоупотреблению ныне распространенное понятие философии как учения о всеобщем близко (но не тождественно) понятию «метафизика» в первом - аристотелевском его значении. Если брать два исторических понятия философии — «протознание» и «метафизика», то к современной трактовке философии ближе термин «метафизика» («первая философия»), а не «протознание». На первых порах философия выступает как «наука наук» и вбирает в себя все знания о мире, накопленные людьми. Она развивается как натурфилософия (философия природы). По мере становления философского знания структура «матери всех наук» усложняется, появляются новые разделы. Иными словами, философия исторична, она развивается, расширяется, углубляется предмет ее исследований и методы познания, усложняются функции. Основными функциями философии являются мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая. Природа человека такова, что помимо конкретных позитивных знаний о мире он стремится познать суть явлений, получить целостное представление о мире и о своем месте в нем. Ни одна наука, кроме философии не ставит и не дает ответы на главные вопросы человеческого бытия – что есть истина, вечен или конечен мир, каково предназначение человека, что есть жизнь и смерть, добро и зло, познаваем ли мир и какова природа знания. Чтобы ответить на них, узкоспециальных знаний недостаточно. Человек, воспринимающий действительность только через призму своей специальности, рискует оказаться в ситуации, когда потерян смысл существования, «теряется связь времен». Философия призвана помочь человеку найти его место и предназначение в этом мире, обрести смысл существования. Цель философии – познать истину и мир в его многообразии и целостности. Главный инструмент познания в философии - разум, логос.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |