Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия




У человека всегда существовала потребность в общем представлении о мире, которое принято называть универсальной картиной мира. Универсальная картина мира - это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Каждая эпоха, каждая социальная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясные ответы на вопросы, которые их волнуют. Система решений этих ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности в частности.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек определяет для себя общие и частные цели в соответствии со своим мировоззрением. Эта деятельность и эти цели, как правило, выражают интересы социальных групп или отдельных людей.

Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Оно – интегральное образование, обобщающие пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной практической деятельности; во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Миф – самая древняя форма мировоззрения и общественного сознания. Он основан на фантастическом отражении в сознании людей реальной действительности. Миф «одушевляет» и «очеловечивает» окружающую природу, дает целостное представление о мире, пространстве и времени. Он объясняет миропорядок и регулирует отношения между людьми в природе и обществе. «Миф питает философию, придает ей скульптурность и отдает на волю логоса» (А. Ф. Лосев).

Мифологическое воззрение основано либо на художественно–эмоциональном «переживании» мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», для него нет непознанного и неизвестного. Его главная функция – разъяснять мироустройство и регулировать существующие общественные отношения.

Значительную часть мифологии составляют «космологические» мифы, объяснявшие устройство Вселенной. Большое внимание в них уделялось и различным периодам жизни людей, тайнам рождения и смерти, описаниям всевозможных испытаний, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают «героические» и «производственные» мифы - о достижениях людей, о добывании огня, изобретении ремесел и развитии земледелия, а в наше время – «социальные» мифы.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии являлся генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, «кто кого породил». В «Теогонии» Гесиода, «Илиаде» и «Одиссее» Гомера процесс творения мира представлен следующим образом. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос, в котором заключался источник жизни мира. Из безграничного Хаоса возник весь мир и бессмертные боги, в частности, богиня Земли - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, всё оживляющая любовь - высшая форма добра, истины, красоты.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). С помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Он «творил миф и жил в нем».

Задача мифа состояла не в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Он служил для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Его регулятивная функция заключалась в установлении гармонии между миром и человеком, природой и обществом, индивидом и родом.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, является религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное (дольнее и горнее), а разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение дано, человеку знать, что душа его бессмертна, а за гробом ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религиозное мировоззрение всегда включает в себя и мифологическое, так как в нем присутствуют разнообразные мифы, повествующие о жизни святых и богов. Любая религия предполагает систему догм, обрядовых действий и учреждений, вненаучное объяснение устройства мироздания.

На протяжении истории человечества религия, религиозное сознание развивались, обретая многообразные формы на Востоке и Западе. Их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути в жизни, а также то, что эти цели и пути их достижения переносятся в трансцендентную область, - не в земную, а в «вечную» жизнь.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, преходящие явления жизни и возвысить его до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь языком философии, религия призвана «укоренить» в человеке трансцендентное (запредельное, находящееся по ту сторону сознания). Религия вселяет надежду, придает поступкам людей нравственный смысл, а значит и устойчивость человеческому бытию.

Религиозная вера догматична, основана на убеждении в непререкаемость авторитетов (священного Писания, отцов церкви, пророков). Она провозглашает превосходство веры над знанием.

В отличие от житейского (обыденного), мифологического и религиозного, философское мировоззрение направлено на рациональное познание человека и мира в их соотнесенности, взаимосвязи и взаимодействии.

Философское мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Возникновениефилософского мировоззрения относится к периоду становления и развития рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а его классическая форма сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Вместе с тем, отражая противоречивый характер отношений системы «человек – мир», философия с самого начала своего существования проявляет черты альтернативности и одновременно диалогичности. Потому вся ее история являет собой бесконечный диалог идеализма и материализма, гносеологического оптимизма и агностицизма, диалектики и метафизики. В реальном историко-философском процессе этот диалог существует как «полифония», «многоголосье» альтернативных позиций – номинализма и реализма, догматизма и скептицизма, рационализма и иррационализма, которые представляют собоймногообразные философские учения, школы и направления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.