Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности современного философствования и интерпретации




Система «м ир – человек», являющаяся предметом философских исследований, постоянно развивается, усложняются условия, средства и цели познания и преобразования действительности. Соответственно с этим меняются, углубляются, расширяются и философские знания.

Новый виток философствования направлен на поиск ответов на вопросы, которые выдвинуты жизнью на современном этапе исторического развития мирового сообщества и на формирование нравственных ценностей, программ деятельности людей. Вектор философских исследований смещается с классических направлений XIX-XX вв. в сторону детализации проблем, обусловленных реалиями XXI века. В современной неклассической философии постепенно происходит перемещение смысла человеческого существования к проблеме возможного. Рассматривается, какие из насущных проблем, стоящих перед человечеством, можно и должно решать.

Суть этих проблем заключается в потребности и способности современного человека организовать знание и культуру таким образом, чтобы получить новые знания и смыслы. В частности, рассматриваются не столько устройство бытия, сколько природа и структура научного знания; ценностные характеристики процесса мышления; пределы, критерии и движущие силы научного знания; условия существования «модульного» человека (С. Хантингтон). В то же время обосновывается неповторимость и ценность личности, разрабатывается учение о человеке с точки зрения самого человека, руководствующегося индивидуальными сущностными экзистенциональными нормами, придающими любому сущему личностный смысл.

Процесс познания структурирован и обусловлен сложившейся культурой, а потому с точки зрения современной философии познание – это прежде всего интерпретация, экстраполяция. Обязательным его условием является демаркация (разделение) знания и незнания. По мере развития науки и культуры различение знания и незнания все более усложняется. Зачастую оказывается, что люди не знают самого смысла незнания, и того, что надо знать. Незнание, чтобы стать знанием, должно быть осмысленно. Следовательно, предмет незнания должен стать предметом знания. Предпосылкой дальнейшего познания должна стать его определенная организация в виде проблемы. Конкретизация незнания происходит путем экстраполяции (перенесения) накопленного знания на решение проблемы посредством интерпретации. Эта проблема выходит за пределы философии в область других социальных и гуманитарных наук. Центр философствования все больше смещается к человеку, его культуре и отношениям, как результату его собственных действий, к его способности эти действия критически изменить, повышая эффективность своей деятельности. При такой интерпретации субъекта акцент делается на способности человека принимать решения, формировать смыслы, развивать схематизм решения проблем.

Расширение представлений, развитие схематизма проблемности служили в истории наук об обществе основой для познания и объяснения социальных процессов. В тех случаях, когда господствует трактовка общества как внечеловеческой реальности, оно выступает в качестве необходимости, к которой человек должен адаптироваться. Такой подход предполагает, что общество есть самодостаточная реальность и изначально враждебно человеку. Постепенно возрастает осознание значимости личностного начала, что подрывает представление об исходной гармонии человека и общества.

Контрольные вопросы

Сущность философских проблем и их специфика.

Мировоззренческие и методологические функции философии.

Основные философские направления.

Многообразие философских систем.

В чем выражаются особенности исторических типов мировоззрения?

 

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.