Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государственного кредита




Формы и инструменты государственного кредита

Государство осуществляет заимствование средств, как правило, в двух формах: получения кредита и выпуска ценных бумаг. Кредит предоставляется государству кредитором в денежной форме, ценные бумаги реализуются на фондовом рынке, где инвесторы их покупают, увеличивая таким образом доходы государства — эмитента ценных бумаг. При разных механизмах реализации эти две формы государст­венного кредита имеют одинаковое экономическое содержание. Оно состоит в поступлении заемных ресурсов в бюджет и соответствующем возрастании государственного долга в виде кредитных обязательств по ссудам или долговых обязательств по ценным бумагам.

Поступающие в бюджет средства от государственных заимствова­ний отражаются как источники финансирования дефицита. Расходы на обслуживание долговых обязательств учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга. В федеральном бюджете, а также соответственно в Программе госу­дарственных внутренних заимствований или в Программе государст­венных внешних заимствований РФ отражается погашение обяза­тельств по государственным долгам РФ.

Заимствования в форме предоставления государственных или му­ниципальных гарантий не являются источником финансирования де­фицита бюджета. Для целей исполнения обязательств по государст­венным (муниципальным) гарантиям в федеральном, региональном (местном) бюджете по статье расходов на обслуживание государствен­ного (муниципального) долга формируется резерв.

В законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год ут­верждается верхний предел общего объема государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной и в иностранной валюте.

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, т.е. номинированным в национальной валюте, и внешним, выраженным в иностранной валюте. Чаще всего по внутрен­нему долгу кредиторами выступают юридические и физические лица — резиденты, по внешнему — нерезиденты.

Государственный кредит по целям будущего использования средств можно подразделить на инвестиционный и неинвестиционный. К- первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, т.е. на производитель­ные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроиз-




 


водительных расходов государства, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет. К сожалению, доля последних довольно высока, особенно в странах с нестабильной экономикой и нездоровыми государственными финансами, что связано в первую очередь с кризисным состоянием государственного бюджета. В связи с этим объем внутренних заимствований государства с финансового рынка в форме выпуска ценных бумаг, а также в форме кредитов можно рассматривать как вычет из объема инвестиционных ресурсов страны, которые потенциально могли бы быть направлены на финан­сирование реального сектора экономики.

В РФ гипертрофированные размеры внутренних государственных заимствований в 1994—1998 гг. при очень высоких уровнях доходно­сти государственных ценных бумаг привели к переливу банковских ресурсов в сферу инвестиций в долговые бумаги государства. Эти фи­нансовые инструменты служили для банков основным рублевым ак­тивом, обеспечивавшим ликвидность и высокую доходность, т.е. банки в условиях высоких кредитных рисков предпочитали проводить спекулятивные высокодоходные операции на рынке ГКО-ОФЗ, но не кредитовали реальный сектор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.