КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История внутреннего долга в России
Внутренний государственный долг Российской Федерации Российское государство получало кредиты и осуществляло заимствования путем выпуска долговых обязательств еще со времен Петра I, заработав на протяжении всей своей кредитной истории репутацию надежного заемщика, аккуратно и умело управляющего своим государственным долгом. В дореволюционный период Россия с целью привлечения кредитных средств в бюджет выпускала следующие обязательства: краткосрочные (от 3 месяцев до 1 года номиналом не выше 500 руб.), долгосрочные (вплоть до 50—80 лет), бессрочные (выплачивался договорный процент, а государство имело право скупить весь заем в принудительном порядке по номинальной стоимости). Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные долговые обязательства. Российское правительство получало государственные кредиты на различные цели, связанные с крупными инвестиционными проектами (например, строительство железных дорог), борьбой с неурожаями и засухами, ведением войн, осуществлением реформ в экономике (например, Столыпинской земельной реформы в 1906—1910 гг.). Немаловажным являлся тот факт, что государственный бюджет был раз-Делен на две части — обыкновенный и чрезвычайный бюджет. Обыкновенный — имея поступления за счет налогов, сборов и других анало-■гиччьтх источников; из этой части выплачивались проценты^по государственному долгу. Чрезвычайный бюджет формировался в подавляющей части за счет государственных займов, а расходная его часть направлялась на погашение основных сумм государственных долгов. После Октябрьской революции Советское правительство по существу объявило суверенный дефолт, поскольку отказалось платить по государственным долгам царской России как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг (к моменту прихода к власти большевиков сумма взятых займов составляла примерно 15 млрд руб. по золотому курсу на начало 1917 г.). Это явилось точкой отсчета новой кредитной истории России, которая продолжалась до 1992 г., когда был легализован (т.е. узаконен, официально признан) внутренний государственный долг путем принятия целого комплекса решений правительства и указов президента по конверсии и обслуживанию долга перед населением и другими инвесторами. В период Советской власти государственный кредит продолжал функционировать в нашей стране в различных формах, поскольку он по-прежнему оставался важным источником пополнения бюджета, финансирования государственных расходов, покрытия бюджетного дефицита. Формы, инструменты, механизмы реализации государственного кредита претерпевали существенные изменения по мере корректировки курса экономической политики Советского правительства. Однако на протяжении всего советского периода государство активно использовало государственные кредиты в следующих формах: • облигационные займы (часто принудительные) для различных • займы, размещаемые на предприятиях путем принудительного • гарантированные правительством займы государственных уч • перевод в государственные займы части вкладов населения в • кредиты Государственного банка. Период с 1975 по 1986 г. характеризовался стремительным возрастанием объема внутреннего государственного долга в нашей стране. Колоссальные потребности бюджета на финансирование гонки вооружений, экономические реформы, ликвидацию экологических потрясений, природных катаклизмов, социальные программы, подъем сельского хозяйства, незавершенное строительство могли обеспечиваться только при использовании заемных ресурсов. При дефиците государственного бюджета в этот период в Практику прочно вошли кредиты Государственного банка СССР вначале под символический процент с указанием срока возврата, а потом — беспроцентные и бессрочные, поскольку эти ссуды так и не были возвращены. В 1990 г. впервые была обнародована сумма внутреннего государственного долга в размере 400 млрд руб. (в 1975 г. он составлял 62,4 млрд, в 1980 г. — 156 млрд; в 1992 г. — 940 млрд руб.).
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |