![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности современного состоянияВнутренний государственный долг России периода рыночных реформ включает внутренние долги бывшего СССР и накопленный внутренний долг за период с 1993 г., когда заработал рынок государственных ценных бумаг и были выпущены первые их транши. Рынок ГКО-ОФЗ составлял подавляющую долю внутреннего рынка государственных долговых обязательств. Объем государственного внутреннего долга, оформленного в ГКО-ОФЗ, характеризуется следующей динамикой (на начало года, млрд руб.): 1994 г. — 0,2, 1995 г. — 10,6, 1996 г. - 79,9, 1997 г. - 248,9, 1998 г. - 449,1, 1999 г. - 490,9, 2000 г. - 526,9, 2001 г. - 566,2. С целью привлечения заемных средств в бюджет был сформирован рынок государственных ценных бумаг, на котором обращались (проходило первичное размещение выпусков, а затем совершались сделки купли-продажи ценных бумаг) следующие долговые обязательства: • государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) • облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ- • облигации федерального займа с постоянным купоном (ОФЗ- • облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) — • золотые сертификаты — именные государственные ценные бу ' облигации золотого федерального займа (ОЗФЗ) — первый выпуск в 1995 г. среднесрочные 3-летние номинированные в рублях;
• государственные казначейские векселя — документарные бума • государственные казначейские векселя 1996 г. со сроком пога • облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) вы Кроме названных видов государственных ценных бумаг на внутреннем рынке обращались также государственные жилищные сертификаты (с 1995 г.), целевые долговые обязательства РФ (с 1995 г.), облигации внутреннего государственного валютного займа (в 1993 г. выпущены Минфином РФ с целью урегулирования внешних долгов обанкротившегося Внешэкономбанка). Особенностью последних является то, что юридически в соответствии с Законом РФ «О внутреннем государственном долге» они не включены в состав внутреннего государственного долга России, поскольку номинированы в иностранной валюте. Структура внутреннего долга по состоянию на 1 января 2003 г. составила (%): ОФЗ-ПД - 47,3; ОФЗ-ФК — 30,5; ГКО -6,3; ОФЗ-ПК -- 3,7; прочая задолженность — 12,2. Большая часть бумаг предусматривала в качестве инвесторов как резидентов, так и нерезидентов. Но фактически допуск иностранных инвесторов на рынок государственных долговых обязательств был разрешен только в середине 1996 г. Приток иностранного капитала стал определяющим фактором развития этого рынка в период с 1996 по 1998 г. Доля нерезидентов на рынке рублевых государственных ценных бумаг достигла к осени 1997 г. 30%, а на рынке валютных обязательств превысила 40%. Самым крупным по размерам эмиссии и объемам сделок сегментом рынка государственных ценных бумаг стал рынок ГКО-ОФЗ. Так, уже в 1994 г. задолженность государства, оформленная ГКО, составляла 12% внутреннего государственного долга. Его формирование в 1993 г. позволило правительству решить следующие важнейшие макроэкономические задачи: • обеспечить значительный приток заемных ресурсов в государст
• использовать безинфляционный неэмиссионный механизм по • создать новый сектор финансового рынка, альтернативный ва 1995 гг. вплоть до банковского кризиса 1995 г. была направлена основ • получить новый мощный инструмент макроэкономического регу Уже к концу 1996 г., несмотря на наметившуюся финансовую стабилизацию, обнаружились серьезные недостатки в функционировании рынка государственных ценных бумаг. Главный из них заключался в том, что этот рынок не способствовал привлечению инвестиций в реальный сектор экономики. Кроме того, рынок государственных ценных бумаг окончательно оформился в мощный механизм привлечения огромных потоков заемных средств в государственный бюджет на покрытие его дефицита (так, дефицит бюджета на 1998 г. в размере 132,4 млрд руб., или 4,7% ВВП, на 80% пред полагал ось покрыть за счет внутренних источников) и финансирование непроизводительных расходов государства, а также зарабатывания огромных доходов основными операторами рынка (крупными банками, корпорациями и др.) через проведение спекулятивных сделок купли-продажи долговых обязательств. Тем более что доходность ценных бумаг в полной мере обеспечивала возможность получения таких доходов. Динамика средней доходности ГКО за период августа 1995 — августа 1998 г. характеризуется следующими данными (%): август 1995 г. — 162,8, июнь 1996 г. - 176,2, июнь 1997 г. - 20,2, август 1998 г. - 135,3. Доля государства (правительства) во внутреннем кредите у России была весьма высокая по сравнению с другими странами. В 1993 г. 19% объема внутреннего кредита шли на финансирование потребностей бюджета, в 1997 г. - более 50%. Для сравнения в 1997 г. у Китая этот показатель составлял 3,3%, Чехии — 2,6%. Другими словами, полови-
Постепенно практика непомерных заимствований на внутреннем рынке, большинство из которых были краткосрочными (в 1998 г. 31% общего объема внутренних государственных ценных бумаг были со сроком погашения менее 1 года), привела к формированию государственной финансовой пирамиды. Ее экономический смысл состоял в том, что средства от размещения новых выпусков ценных бумаг полностью направлялись на покрытие долгов по предшествующим выпускам. Другими словами, операции по размещению долговых обязательств на внутреннем рынке перестали быть эффективными для правительства, превратились в убыточные. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» 30% расходной части составляли затраты на обслуживание государственных долгов. В федеральном бюджете на 2000 г. 27,4% расходной части бюджета составляют затраты на выплаты по внутреннему и внешнему долгу; на 2002 г. — 20,1 %. Федеральный долг по структуре состоит из внешнего (87,6%) и внутреннего (12,4%) долга. Почти половину совокупного долга (49,5%) и 56,5% внешнего составляют займы (кредиты) на международном рынке. Доля долга, выраженная в ценных бумагах, значительно меньше. В отличие от внешнего внутренний долг практически полностью состоит из обязательств по ценным бумагам (табл. 9.1). В структуре внутреннего государственного долга присутствует такая составляющая, как выданные государственные гарантии. Их доля незначительна: 2,1 % в 1993 г., 3,9% в 1995 г., 6,9% в 1997 г., 0,1 % в 1999 г., 0,1% в 2000 г., 0,6% в 2001 г. При этом при сокращении относительного размера гарантий деятельность Российской Федерации в качестве гаранта постепенно расширяется в основном по следующим направлениям: гарантии по займам на инвестиционные цели крупнейших компаний, поддержку коммерческих банков, гарантии вкладов населения. Острота долговой проблемы для российской бюджетной системы до сих пор не преодолена, что проявляется как в высоком уровне расходов по обслуживанию долга, так и в ограниченности необходимых
для этого финансовых ресурсов. На рынке внутреннего государственного долга ситуация вошла в некоторый стабильный режим. Таблица 9.1. Долг центрального правительства на 1 июля 2001 г.
Политика в области внутренних заимствований является одним из приоритетов всех государственных бюджетов последних лет. На перспективу предусмотрено увеличение внутренних заимствований по сравнению с внешними в совокупной государственной задолженности. Программа государственных внутренних заимствований на 2002 г. предусматривала заимствования в форме государственных ценных бумаг в объеме 151,5 млрд руб. при погашении основной суммы долга по этим бумагам в 141,7 млрд руб. Политика внутренних заимствований определена с учетом оценки возможностей рынка и минимизации доходности обращающихся на нем государственных бумаг. Приведенные выше цифры означают, что бюджет не будет изымать ликвидные средства с рынка, что положительно повлияет на уровень банковских процентных ставок и стоимость кредита. Минфин России проводит курс на замещение «коротких» ГКО более «длинными» ОФЗ, удельный вес которых в общем объеме эмиссии будет возрастать. Важным моментом при этом является то,
Надежность государственных бумаг в глазах публики во многом зависит от функционирования вторичного рынка этих бумаг. Нужно у каждого инвестора средств в эти бумаги создать уверенность в том, что он в любой момент может их реализовать с приемлемой доходностью. Такая уверенность станет основой расширения спроса на эти бумаги, увеличит общий объем рынка государственных обязательств, что укрепит финансовое состояние и государства и инвесторов, а значит, и всего народного хозяйства.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |