КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы управления государственным долгом
Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся ia счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей правительство может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Вместо погашения долговых обязательств по старому долгу правительство выпускает новый заем и обменивает старые ценные бумаги на новые с целью пролонгации срока погашения. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране. 1ак, под погашение задолженности по государственному трехпро- 13 - 572
центному внутреннему выигрышному займу 1966 г. был выпущен новый пятипроцентный внутренний выигрышный заем 1982 г. с погашением в 2002 г., переоформленный позже в государственный российский заем 1992 г. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга. Однако непременными условиями предоставления новых займов являются хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. Статья 105 Бюджетного кодекса РФ дает понятие реструктуризации долга следующим образом: «Под реструктуризацией долга... понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма погашения основного долга за счет реструктуризации долга не включается в объем обслуживания долгового обязательства в текущем году. Управление государственным долгом предполагает также использование таких методов, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Все названные методы предназначены для ослабления долгового бремени на государственный бюджет, повышения эффективности государственного кредита посредством: • корректировки первоначальных условий займа в части сниже • изменения, чаще всего в сторону удлинения сроков займа, на • сокращения количества выпущенных займов путем объедине Эти методы чаще всего используются для управления внутренним государственным долгом. Так, в результате кризиса августа 1998 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ «О новации по государственным ценным бумагам» от 12 декабря 1998 г. Минфину России было поручено осуществить по согласованию с владельцами замену государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до Заявления Правительства от 17 августа 1998 г. на новые ударственные долговые обязательства. В «Основных условиях осуществления новации государственных ценных бумаг...» (приложение к указанному распоряжению правительства) сумма новых обязательств определялась путем дисконтирования номинальной стоимости подлежащих обмену ГКО и ОФЗ исходя из доходности 50% годовых в период с 10 августа 1998 г. до даты погашения, ранее объявленной в условиях выпуска. Новация предусматривала выпуск следующих новых государственных обязательств: • облигаций федерального займа с фиксированным купонным 15, пятый— 10%; • облигаций федерального займа с постоянным купонным дохо Оставшиеся 10% от суммы новых государственных ценных бумаг Проблема управления государственным долгом в России особенно остро встала в связи с кризисом августа 1998 г. Отсутствие единой политики управления долгом привело к тому, что спустя несколько лет после первой реструктуризации советских долгов Россия вынуждена была объявить дефолт по внутреннему и частично внешнему долгу. Неравномерное наращивание объема обязательств привело к образованию высоких пиковых нагрузок на экономику по обслуживанию долгов. Попытки использовать механизмы управления долговыми обязательствами Россия предприняла незадолго до кризиса. Накануне кризиса в 1998 г. впервые осуществлена попытка провести своп1 внутрен- Своп (swap) — операция по обмену обязательствами для улучшения их структуры по срокам или качеству, снижения расходов и издержек.
него долга на внешний, что, однако, не смогло предотвратить долговой кризис. Задачей управления государственным долгом является вопрос выбора валютной структуры долга, прежде всего — принципиального выбора между евро и долларом. Важной задачей управления временной структурой долга является контроль за графиком долговых платежей, с тем чтобы избежать пиковых нагрузок и обеспечить совпадение основных выплат по долгам на периоды ожидаемого роста экономики. Ключевым моментом является непрерывность управления для обеспечения корректировки политики заимствований в зависимости от текущего состояния экономики. Главным итогом управления государственным долгом должна быть замена дорогих заемных средств более дешевыми. Для повышения эффективности управления государственным долгом желательно иметь агентство по управлению государственным долгом, как внешним, так и внутренним. Его функциями могут быть: • изменение структуры долга в пользу долгосрочных государст • формирование валютной структуры долга; • управление процентными выплатами; • управление кассовыми потоками; • регулирование ликвидности рынка долговых инструментов. мышленно развитых странах. Так, в США действует Бюро государственного долга в рамках Федерального казначейства, в Италии — Экспертный совет по внешнему долгу, в Голландии — Агентство Министерства финансов, в Швеции — Национальное долговое управление в рамках Казначейства. Деятельность этих структур направлена: на установление норм и правил по регулированию рынков инструментов долга, определение первичных дилеров, контроль за регионами стран, проводящими эмиссию долговых обязательств внутри и за рубежом, определение аналитической и прогнозной работы по оценке текущего и будущего состояния государственного долга, разработку нормативно-методических материалов по государственному долгу, работу на вторичном рынке государственных ценных бумаг (выкуп, доразмеще-ние, операции обмена, использование опционов). К настоящему времени разработана «Концепция единой системы управления государственным долгом РФ». Основными ее целями являются сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне, сокращение стоимости его обслуживания, обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по более низкой стоимости. Существенное влияние на долговую ситуацию оказывает срок долга, валюта обязательств, способ формирования процентного дохода Для России сложность, дол го во и ситуации состоит в том, что в ближайшие 6 лет необходимо погасить около половины внешнего долга и практически весь рыночный внутренний долг. Погашение долга в объеме до четверти всех бюджетных поступлений (17—18 млрд долл. в год по внешнему долгу и около 100 млрд руб. по внутреннему) значительно осложнит экономическую ситуацию в стране. Способность государства обслуживать свои долги зависит и от эффективности налоговой системы, В части управления внешним долгом существуют свои особенности, обусловленные, в частности, традициями и правилами мировой финансовой практики и международного финансового права. Мировой долговой кризис обусловил необходимость создания системы мер по урегулированию внешней задолженности стран. К ним относятся варианты базовых условий реорганизации официального долга в рамках Парижского клуба для стран с низким средним уровнем дохода, методы сокращения коммерческих долгов в рамках Лондонского клуба кредиторов., Макроэкономические характеристики России не достигли тех значений, когда обычно начинают переговоры об уменьшении внешней задолженности, но при этом очевидно, что Россия имеет моральное право на уменьшение долга хотя бы потому, что, являясь членом Парижского клуба, она согласилась на большие льготы своим должникам в размере почти 80% чистого списания их долгов. Долговая проблема достаточно остро стоит для большинства стран и поэтому хорошо изучена в теории финансов и мировой финансовой практике. Известен опыт многих стран по реструктуризации долгов, которая i большинстве случаев предполагала*уменьшение долгового бремени с применением разных схем. Например, объявленный еще в 1984 г. дефолт Республикой Перу завершился только в 1997 г. реструктуризацией долгов через механизм выпуска облигаций типа «Брэди» в обмен банковский долг в сумме 8 млрд долл. Облигации типа «Брэди» выпускаются государством в обмен на реструктурированный долг перед коммерческими банками. Чаще всего эти бумаги в части номи-ала гарантированы казначейскими облигациями США. На сегод-яшний момент времени такими облигациями типа «Брэди» оформлено более одной трети всей внешней государственной задолженности латиноамериканских стран. Острота проблемы внешнего долга возрастает в связи с тем, что раны одновременно обслуживают старые долги и берут новые
займы, т.е. создают новые долги. Имеет место рефинансирование долгов, когда выплаты по прошлым долгам производятся за счет, новых долгов, т.е. выпуска новых займов. Страна не может жить исключительно за счет займов, но жить, используя заемные средства, выгодно, поскольку суверенные займы выполняют весьма важную функцию по обеспечению экономического роста. Качественной характеристикой, позволяющей оценить состояние долговой проблемы в той или иной стране, является уровень управления долгом, и прежде всего имеющиеся потенциальные возможности для его обслуживания. Интегральным показателем, оценивающим возможности обслуживания внешнего долга, выступает отношение внешнего долга стран к их ВВП. В России этот показатель в 2002 г. составлял примерно 50%. Взаимоотношения России с основными кредиторами к настоящему времени складываются следующим образом. В 1996 г. Россия договорилась с Парижским клубом о реструктуризации долга бывшего СССР, после чего ее обязательства перед клубом составили 42 млрд долл. на период до 2020 г. Основными держателями внешних долговых обязательств бывшего СССР являются: Германия - 48%, Италия - 17, США - 6%. Переговоры России с Лондонским клубом начались в декабре 1991 г. и продолжались с переменным успехом в течение всего периода рыночных реформ. В 1999 г. частные банки-кредиторы, входящие в Лондонский клуб, отказались от юридического оформления дефолта как результата финансового кризиса в августе 1998 г. и предпочли согласовать некоторые схемы реструктуризации долгов. В феврале 2000 г. во Франкфурте-на-Майне была уточнена общая величина задолженности России в сумме 31,8 млрд долл. Суверенный долг РФ был переоформлен в еврооблигации. Новые облигации, на которые обменивается долг перед Лондонским клубом, по статусу являются еврооблигациями РФ. Доходность новых 30-летних евробондов будет примерно равна доходности 7-го транша уже торгующихся еврооблигаций со сроком погашения в 2028 г. По оценкам Минфина России, общее облегчение долгового бремени России с учетом сокращения процентных выплат и разности рыночных дисконтов и купонных ставок составит около 50%. Существенная корректировка политики в области государственных заимствований предусмотрена в федеральных бюджетах на 2001 — 2002 гг.: сокращение объемов внешних заимствований, уменьшение привлечения связанных кредитов и нефинансовых кредитов от международных финансовых организаций, осуществление новых займов лишь для рефинансирования старых долгов и т.д. Основной задачей повышения эффективности управления госдолгом остается снижение его давления на федеральный бюджет.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |