Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Млрд руб




Ч


Дотации на стабилизацию доходной базы бюджетов соответствующих субъектов РФ — 3 млрд руб. (в связи с принятием части второй Нало­гового кодекса и из-за резкого увеличения централизуемой в феде­ральном бюджете части платежей за природные ресурсы — по углево­дородному сырью с 40 до 80%, а также повышения оплаты труда в бюджетной сфере).

Выделяются республикам Башкортостан и Татарстан из федераль­ного бюджета средства соответственно по взаимным расчетам 6,9 млрд руб. и согласно «Федеральной целевой программе социально-экономического развития Татарстана» 12,3 млрд руб. Они предостав­ляются на три года с ежегодным снижением сумм финансовой помо­щи в связи с переходом их от льготных условий получения некоторых налогов в ущерб федеральному бюджету и соответственно финансиро­вания за счет республиканских бюджетов некоторых федеральных программ и федеральных объектов исходя из прежних индивидуаль­ных соглашений, к общеустановленному порядку.

Через Фонд регионального развития выделяются средства на капвло­жения для реализации федеральных целевых программ в сумме 17,5 млрд руб., на Президентскую программу «Экономическое и соци­альное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 гг.» — 1,4 млрд руб., а также на программы «Социально-экономическое раз­витие Курильских островов Сахалинской области» (1994—2005 гг.) — 221 млн руб.; «Развитие особой экономической зоны в Калининград­ской области» (1998—2005 гг.) — 490 млн руб.; «Юг России» (на пери­од до 2006 г.) — 1,8 млрд руб.; «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002— 2010 гг. и до 2015 г.)» — 2 млрд руб. В 2002 г. резко сокращено число федеральных программ развития регионов, финансируемых из этого фонда. Если в 2001 г. таких программ насчитывалась 41, то теперь их — 6. Это позволяет сконцентрировать средства на развитие круп­ных экономических районов, а также регионов, имеющих геополити­ческое значение.

В 2002 г. практически начнет функционировать Фонд реформирова­ния региональных финансов (1,2 млрд руб. — заем Международного банка реконструкции и развития).

Впервые предусмотрен в федеральном бюджете резерв в размере 3 млрд руб. для оказания дополнительной финансовой поддержки субъектов Федерации в случае непредвиденного по объективным при­чинам снижения у них доходов,

О количестве регионов, получавших право на трансферты, измене­ниях в объемах утверждаемого ФФПР и фактическом его исполнении за 1994—2000 гг. свидетельствуют данные табл. 8.5.


 

гг.

Таблица 8.5 Изменения количества регионов, получавших трансферты, и объемов ФФПР, 1994-2001

 

 

 

 

Годы Регионы, получавшие трансферты Объем ФФПР (млрд руб.*) Откло­нения Процент испол­нения
коли­чество доли из 89 регионов утвержден факти­ческое исполне­ние**
1994 (со II квартала) 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001*** 78 75 81 76 76 71 70 74,2% 87,6% 84,3% 91,0% 85,4% 85,4% 79,8% 78,7% 9,4 14,9 39,3 52,9 39,2 33,7 68,0 100,4 5,7 20,3 26,3 36,2 30,4 44,8 68,0 94,2 —3 7 5,4 -13 -16,7 -8,8 11,1 -6,2 60,6% 136,2% ■ 66,9% 68,4% 77,6% 132,9% 100,0% 93,8%

Примечание.

* Данные приводятся в деноминированных рублях.

** С учетом зачета остатка бюджетных ссуд, не возвращенных до конца предшест­вующего года.

*** Предварительные фактические данные.

Из этих данных видно, что нарастание утверждаемых объемов ФФПР происходило в период по 1997 г., где его размер составил 52,9 млрд руб. К 1999 г. объем фонда сократился до 33,7 млрд руб., а в декабре 2000 г. утвержденный на этот год фонд в сумме 57,4 млрд руб. был уточнен до 68,0 млрд руб., в том числе с учетом включения пере­расчета за 1999 г. (8,3 млрд руб.), и превысил максимальный уровень его за предыдущие годы, а на 2001 г. утвержден в объеме, увеличенном почти в 1,5 раза.

На результаты межбюджетных отношений в этот период оказыва­ло влияние и то, что с 1994 по 1998 г. лишь в одном году (1995) феде­ральный бюджет был выполнен по доходам, ас 1999 г. он системати­чески существенно перевыполнялся.

Поддержка субъектов Федерации непосредственно из федерально­го бюджета не ограничивалась средствами из ФФПР.




 


Об изменениях в объемах всей финансовой помощи региональ­ным бюджетам и пропорциях между разными ее формами за 1992— 2001 гг. свидетельствуют данные табл. 8.6.

Таблица 8.6. Динамика изменения объемов финансовой помощи субъектам Федерации и соотношений между ее разными формами,

 

          Остатки  
    Трансфер- Субвен- Средства бюджет- Всего фи-
Годы Дотации ты из ции и суб- по взаим- ных ссуд, нансовой
    ФФПР сидии ным расче- не пога- помощи
        там шенных до  
          конца года  
             
1992 г.            
Сумма 0,14 0,0 0,0 0,16 0,02 0,32
% 43,8 0,0 0,0 50,0 6,2 100,0
1993 г.            
Сумма 0,8 0,0 0,3 4,2 0,1 5,4
% 14,8 0,0 5,6 77,8 1,8 100,0
1994г.            
Сумма 0,6 5,7 2,6 17,9 0,1 26,9
% 2,2 21,2 9,7 66,5 0,4 100,0
1995 г.            
Сумма 1,1 20,3 2,0 11,4 0,8 35,6
% 3,1 57,0 5,6 32,0 2,3 100,0
1996 г.            
Сумма 2,8 26,3 2,7 25,3 5,0 62,1.
% 4,5 42,4 4,3 40,7 8,1 100,0
1997 г.'            
Сумма 36,2 2,4 22,3 14,3 79,3
% 5,2 45,7 3,0 28,1 18,0 100,0
1998 г.            
Сумма 3,0 30,4 0,6 18,6 11,1 63,7
% 4,7 47,7 1,0 29,2 17,4 100,0
1999 г.            
Сумма 2,6 44,8 6,6 8,8 6,3 69,1
% 3,8 64,8 9,6 12,7 9,1 100,0

Окончание табл. 8.6

 

          " 6  
2000 Г. Сумма 10,9 58,9 11,4 20,0 3,8 105,0
% 10,4 56,0 10,9 19,1 3,6 100,0
2001 г. (предвари­тельно) Сумма % 49,0 20,6 94,2 39,7 82,2 34,6 4,5 2,0 7,4 3,1 237,3 100,0

Если с 1992 по 1994 г. основной формой перечислений из феде­рального бюджета в бюджеты регионов были средства по взаимным расчетам (66,5% в 1994 г.), то в последующие годы — трансферты из ФФПР. В то же время средства по взаимным расчетам продолжали иметь относительно большой удельный вес в 1995 и 1996 гг. — соот­ветственно 32,0 и 40,7%, а затем он существенно снизился и в 2000 г. составил 19,1% (в 2001 г. — 2,0%). С 1996 г. наблюдался рост остатков бюджетных ссуд, не погашенных до конца года, что означало участие их не только в покрытии кассовых разрывов в течение года, но и в межбюджетном регулировании. Удельный вес их за 1996—1998 гг. со­ставлял: 8,1; 18,0; 17,4%, но в 2000 г. резко снизился — 3,6% (в 2001 г. — 3,1%). В 2000 г. объем трансфертов, перечисленных из ФФПР, существенно увеличился с 30,4 млрд руб. в 3998 г. до 58,9 млрд руб. в 2000 г. (в 2001 г. — 94,2 млрд руб.), и доля их в составе других форм межбюджетного регулирования возросла с 47,7 до 56,0% (в 2001 г. — 39,7%, снижение за счет образования нового фонда — Фонда компенсаций; соответственно возрос объем субвенций и суб­сидий). С 2000 г. в отличие от прошлых лет в состав ФФПР включили некоторые целевые средства (субсидии на закупку и доставку нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключе-Шем подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения на­селения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской об­ласти). Ранее они предусматривались за пределами ФФПР отдельны­ми строками.

пропорциях распределения доходов и расходов по вертикали и горизонтали консолидированного бюджета Российской Федерации свидетельствуют данные табл. 8.7.




 


С 1999 г. наблюдается процесс повышения централизации доходов в бюджетной системе. F-сли по итогам 1998 г. в федеральном бюджете концентрировалось 47,4% доходов (сказалось обострение финансово­го кризиса); в 1999 г. - 50,7, то за 2000 г. - 54,0% (за 2001 г. - 59,4 %). Соответственно удельный вес первичных доходов консолидирован­ных бюджетов субъектов Федерации с 1998 по 2000 г. сократился с 52,6 до 46,0% (за 2001 г. - 40,6%).

По итогам 1999, 2000 и 2001 гг. на федеральном уровне доля доходов древышала долю расходов соответственно на 2,7; 6,9; 13,2 процентных пункта. Это значит, что усилилась зависимость территориальных бюджетов от перераспределения средств из феде­рального бюджета. Особенно это сказалось на местных бюджетах. Если в 1999 г. доля их доходов в консолидированном бюджете Рос­сии составляла 21,6%, то в 2001 г. — только 14,5%, т.е. сократилась на 7,1 пункта. Доля же расходов этих бюджетов за указанный пери­од сократилась на 3,5 пункта. В 2001 г. доля их расходов превысила долю доходов на 9,5 пункта. В региональных бюджетах такой раз­рыв составил 4,4 пункта, хотя в предыдущие годы имелось пре­вышение доли доходов.

Если же учесть последующее перераспределение средств из феде­рального бюджета в бюджеты регионов, то удельный вес оставшихся после этого в федеральном бюджете доходов в 2000 г. был 49,2%, а доходов бюджетов регионов — 50,8% (в 1998 г. эти данные сложились соответственно 39,8 и 60,2%), а в 2001 г. — 50,8% в федеральном бюд­жете и 49,2% в консолидированных бюджетах субъектов Федерации (табл. 8.6).

Таким образом, за прошедшие годы в реформировании межбюд­жетных отношений, начало которому было положено в 1994 г., можно выделить два основных этапа: 1994—1998 гг. (в том числе подэтап 1994—1995 гг., в котором они осуществлялись в основном по стабильным правилам; 1996—1998 гг. — второй подэтап, когда стабильность их не обеспечивалась) и 1999—2001 гг. С 1999 г. внесены принципиальные изменения в методику распределения трансфертов регионам, новые подходы в ней в основном оконча­тельно сформировались на 2001 г. и приняты за основу на 2002— 2005 гг.

Развитие федерализма в принципе предполагает децентрализацию государственной власти, усиление роли субъектов Федерации при чет­ком разграничении полномочий между ними и федеральным центром. Такие же четкие разграничения полномочий требуются между регио­нальным центром субъекта Федерации и муниципальными образова-

ниями.

 


Таблица 8,7. Фактические пропорции распределения доходов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.