КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные проблемы совершенствования межбюджетных отношений
Новый этап развития межбюджетных отношений наступил с 1999 г. в соответствии с одобренной Правительством РФ «Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах». Законом «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22 февраля 1999 г. ФФПР был образован, как и в 1998 г., по нормативу 14 % от налоговых поступлений (за некоторым исключением) в федеральный бюджет. Но впервые формула его распределения не предусматривала этап балансирования доходов с расходами для покрытия расчетного дефицита. За базу расчетов принимались данные 1997 г. в условиях налогового и бюджетного законодательства 1999 г. В то же время по заработной плате бюджетникам за базу был принят 1993 г. с учетом роста ее в последующие годы в пределах, предусмотренных законодательством РФ. В отличие от прошлых лет выравнивание душевых бюджетных доходов отстающих регионов происходило не к среднедушевому доходу бюджетов всех регионов или по группам регионов, а к максимально возможной сумме в пределах проектируемого ФФПР. Таким образом, вопрос о степени покрытия доходами (с учетом трансфертов) текущих расходов не рассматривался. Другое новшество — применение индекса бюджетных расходов (ИБР), по существу коэффициента расходов. При выравнивании душевых бюджетных доходов производился пересчет (деление) их на ИБР (текущие расходы на одного жителя данной группы регионов (группировка производилась по экономическим районам с выделением зоны Севера и горных территорий) к минимальному уровню этого показателя среди других групп регионов). В результате выравниванию подлежали душевые бюджетные доходы, рассматривавшиеся как сопоставимые, или «приравненные». Такой индекс, приня- * взамен коэффициента расходов (применявшегося в 1994— у"о гг.), лучше отвечает задаче приведения их в сопоставимые словия. Он показывает, насколько больше (меньше) необходимо ратить бюджетных средств (в расчете на душу населения) в даном субъекте Федерации, с учетом объективных региональных фак-ров и условий, по сравнению со средним по Российской Федера- 334 ции уровнем для предоставления одного и того же объема бюджетных услуг. Существенное развитие новый подход получил при определении финансовой помощи регионам на 2000 г. Объем ФФПР был увеличен с 33,7 млрд руб. в 1999 г. до 57,4 млрд руб., а затем был скорректирован до 68 млрд руб. С этого года в основу расчета не принимались фактические данные базового года о бюджетных доходах. Вместо них определяется налоговый потенциал каждого субъекта Федерации, за основу которого приняты данные Госкомстата России. Использовались показатели валового регионального продукта (ВРП), с корректировкой на коэффициенты, характеризующие структуру экономики региона, и валовых налоговых ресурсов (ВНР) в разрезе субъектов Федерации, исчисляемых по среднероссийским долям налоговых изъятий по основным производственным отраслям. Выравнивание осуществлялось исходя из душевых налоговых потенциалов. Были расширены нормативные основы расходов на одного жителя, включаемых в расчет ИБР, определяемого теперь индивидуально для каждого субъекта Федерации по социально значимым услугам в отношении к аналогичному показателю в среднем по всем регионам с применением коэффициентов корректировки стоимости условной единицы бюджетных услуг конечным потребителям (а не по сложившейся сети бюджетных учреждений). Учитывались также такие показатели как районные коэффициенты к зарплате, уровень цен, коммунальных тарифов, демографическая структура населения, транспортная доступность. Кроме того, применен порядок распределения ФФПР на две части в целях сочетания интересов регионов, у которых душевые приведенные (скорректированные на ИБР) валовые налоговые ресурсы ниже среднего уровня по всем субъектам Федерации (80% от объема фонда пропорционально их «бедности»), и регионов с наименьшей налоговой обеспеченностью (дополнительно до максимально возможного одинакового для них уровня в пределах 20% фонда). С этого года в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются не процентные доли регионов в ФФПР, как это было до 1994 г., а абсолютные суммы финансовой помощи (указанные доли становятся расчетными). Это в условиях бездефицитности федерального бюджета и стабильного с 1999 г. перевыполнения утверждаемых в нем доходов позволяет в регионах лучше прогнозировать свои бюджетные возможности на очередной финансовый год. Большой проблемой для России продолжают оставаться «нефи-нансируемые мандаты*, когда федеральным центром принимаются решения, в частности, о льготах, передаче в муниципальную собствен- л Современные проблемы совершенствования межбюджетных отношений 335 ведомственного жилфонда и объектов социальной сферы без 1 еделения источников финансирования, с возложением расходов территориальные бюджеты. В связи с этим делались попытки честь компенсации регионам по таким федеральным мандатам в ФФПР при расчете долей субъектов Федерации в этом фонде. Но это ывало ВЛияние лишь на изменение дифференциации таких долей. По существу же в составе трансфертов, фактически выделяемых регионам, им не было места, так как объем ФФПР определялся без учета потребностей в указанных компенсациях. Тем не менее по требованию депутатов Государственной Думы в течение ряда лет (1997— 2000 гг.) при принятии закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе ФФПР фиксировались суммы компенсаций ветеранам (по 1999 г.) и на выплаты «детских пособий». Это ставило региональные и местные органы власти в затруднительное положение, так как реальных средств для таких выплат не было. Лишь с 2001 г. было принято решение о выделении компенсаций сверх ФФПР. В составе федерального бюджета был образован Фонд компенсаций (ФК). На этот год за счет централизации 15% НДС в нем были предусмотрены средства на реализацию Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». На 2001 г. ИБР в большей степени строился на нормативных расходах: расчетные нормы, полученные по запросам от министерств и ведомств, были исчислены ими исходя из средних значений, а по жилищно-коммунальному хозяйству, как и в предыдущем году, использовались нормативы, утвержденные Правительством РФ. Этот индекс обусловливается многими параметрами, учитывающими структуру населения, число детей соответствующего возраста и категорий, стоимость единицы бюджетных услуг и др. Данные основываются на официальной информации. В расчет был включен новый показатель — индекс налогового по-?нциала (ИНП), характеризующий относительные (в расчете надушу деления по сравнению со среднероссийским уровнем) возможности кономики регионов, с учетом их развития и структуры, генерировать юговые доходы консолидированных бюджетов регионов. Он опре-яется по данным Госкомстата России как объем произведенной на еРритории региона добавленной стоимости надушу населения, отне-и к аналогичному среднероссийскому показателю с последующей корректировкой на отраслевую структуру экономики данного У ъекта Федерации. ИНП показывает, во сколько раз больше или ьше расчетный уровень налоговых доходов (налогового потенциа-
ла) бюджета региона на душу населения, чем в среднем по России. Данный подход позволил избежать влияния субъективных факторов (степень жесткости налоговых систем в разных регионах). Задача соотнесения доходов с расходами для установления расчетной степени бюджетной обеспеченности решалась теперь не напрямую, а косвенным образом — путем сравнения со среднероссийским уровнем через отнесение ИНП к ИБР, т.е. через индекс бюджетной обеспеченности (ИБО). Право на трансферты получили 70 субъектов Федерации из 89. По итогам 2001 г. можно сказать, что задачи, поставленные Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах, в основном выполнены. Но все же проблемы реформирования их в полном соответствии с требованиями бюджетного федерализма остаются. И решать их потребуется не только путем наращивания налогового потенциала на каждой территории, но и через рациональное разграничение налогов между звеньями бюджетной системы с ориентацией на повышение уровня собственных доходов, что должно стимулировать самозарабатывание бюджетных средств на местах.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |