Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика расчетов ФФПР




Основными формулами, использовавшимися при распределении ФФПР на 2002 г., являлись следующие:

ВНР.^а-ИНЩ

где ВНР/ — валовые налоговые ресурсы субъекта Федерации в расчете на одного жителя; а — прогнозируемый на 2002 г. средний уровень налоговых доходов субъектов Федерации (для их консолидирован­ных бюджетов) в расчете на одного жителя. Этот показатель опре­делялся с принятием проекта закона о федеральном бюджете на 2002 г. в первом чтении; ИНЩ — индекс налогового потенциала данного субъекта Федерации, представляющий собой относитель­ную (по сравнению со средним по России уровнем) количествен­ную оценку возможностей экономики региона, с учетом ее уровня и структуры развития, генерировать налоговые доходы, поступаю­щие в консолидированный бюджет субъекта Федерации. Этот ин­декс определяется по формуле:

где Vi — суммарная величина добавленной стоимости отраслей эконо­мики (в ценах базового года) в расчете на одного жителя по данно-


му субъекту Федерации, отнесенная к аналогичному показателю по России, в среднем за 1998—1999 гг. Величина добавленной сто­имости рассчитывается по данным Госкомстата России за указан­ные годы. При этом из расчетов исключаются добавленная стои­мость страхования и сельского хозяйства, как не оказывающие су­щественного влияния на конечный результат, а также стоимость отраслей экономики ЗАТО (по удельному весу населения ЗАТО в городском населении субъекта Федерации), так как межбюджет­ные отношения с ЗАТО производятся в другом порядке; Котр — по­правочный коэффициент на отраслевую структуру экономики данного субъекта Федерации. Этот коэффициент представляет собой сумму показателей налоговой нагрузки в среднем по основ­ным отраслям (промышленности, строительству, транспорту, тор­говле, жилищно-коммунальному хозяйству и прочим отраслям), каждый из которых умножался на долю добавленной стоимости соответствующей отрасли в сумме добавленных стоимостей этих отраслей экономики данного субъекта Федерации в 1999 г. В свою очередь, по промышленности результат произведения упомянутых двух показателей умножался и на поправочный коэффициент на отраслевую структуру промышленности в данном субъекте Феде­рации. При этом учитывались: электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, лесная, де­ревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных мате­риалов, легкая промышленность, пищевая промышленность, микробиологическая промышленность, медицинская промыш­ленность и прочие отрасли промышленности. Для исчисления данного поправочного коэффициента суммировалось произведе­ние каждого относительного среднего уровня налоговой нагрузки по соответствующей отрасли на долю этой отрасли в общем объе­ме продукции промышленности субъекта Федерации. Использо­вались в расчетах и дополнительные поправочные коэффициенты на отраслевую структуру по топливной промышленности, хими­ческой и нефтехимической; лесной, деревообрабатывающей и Целлюлозно-бумажной; легкой; пищевой промышленности. Для приведения удельных (на одного жителя) ВНР к сопоставимо-У виду их значение делится на индекс бюджетных расходов (ИБР), °торый представляет собой относительную (по сравнению со сред­ним уровнем по России) количественную оценку, показывающую, на ■олько больше (меньше) необходимо затратить бюджетных средств


(в расчете на душу населения) в данном субъекте Федерации, с учетом объективных региональных факторов и усилий, по сравнению со средним по России уровнем для предоставления одного и того же объема бюджетных услуг.

ИБРг исчисляется по следующей формуле:

где Ri — суммарные бюджетные расходы субъекта Федерации на 2002 г. по уточненному кругу отраслей (направлений расходных статей); 7V, — численность постоянного населения субъекта Феде­рации на 1 января 2001 г. (здесь и далее без ЗАТО); ЛРФ — суммар­ные бюджетные расходы субъектов Федерации на 2002 г. по уточ­ненному кругу отраслей (направлений расходных статей); NPo — численность постоянного населения России на 1 января 2001 г. (без ЗАТО).

Суммарные бюджетные расходы субъектов Федерации рассчиты­вались на 2002 г. как сумма нормативных расходов по следующим от­раслям: жилищно-коммунальное хозяйство, начальное и среднее общее образование, дошкольное образование, начальное и среднее профессиональное образование, здравоохранение, физическая куль­тура и спорт, социальное обеспечение и социальная защита населе­ния, культура и искусство, общественный транспорт, правоохрани­тельная деятельность, управление. Дополнительно учитывались рас­ходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах». При расчете нормативных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство исполь­зовались федеральные стандарты предельной стоимости предоставля­емых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площад-и жилья по субъектам Федерации на 2002 г., утвержденные постановлением Правительства РФ. Нормативные расходы на эту отрасль определя­лись для каждого субъекта Федерации как сумма нормативных дота­ций на ЖКХ и бюджетных расходов на выплату адресных жилищных субсидий малоимущему населению (за исключением льгот, установ­ленных федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации»).

Нормативные бюджетные дотации ЖКХ {В!) рассчитываются по формуле:

Bt=\2-(lrf)- С,*"*• SrpM• Ni,

где С,*** — федеральный стандарт предельной стоимости предоставле­ния жилищно-коммунальных услуг в субъекте Федерации (в рас­чете на месяц);/— установленный на 2002 г. норматив оплаты на-


селением жилищно-коммунальных услуг; Л1/101* — норматив обес­печенности жилой площадью на 1 чел. (18 кв. м); М — численность населения субъекта Федерации.

В свою очередь, расходы на выплату адресных жилищных субси­дий рассчитываются по формуле:

Л=12-£ (G-S,),

где Gi — численность населения ву-й группе доходов; численность на­селения ву-й группе доходов определялась на основе данных Гос­комстата России о распределении населения по среднедушевому денежному доходу в 2000 г. по субъектам Федерации как произве­дение доли населения ву-й группе доходов 1-го субъекта Федера­ции и численности постоянного населения /-го субъекта Феде­рации; Si — сумма среднемесячных субсидий на душу населения дляу-Й группы доходов, которая исчисляется по формуле:

St=Ei- Ucp -j -q,

где Е/ — душевые среднемесячные доходы населения на ЖКХ на 2002 г.; Ucp — средний уровень доходов ву-й группе доходов; j — коэффициент роста среднедушевых доходов в среднем по России на 2002 г. по отношению к уровню 2000 г. Последний определяется на основе прогноза роста среднедушевых доходов населения в среднем по России (150,97% для 2002 г. по отношению к 2000 г., рассчитано Минфином России по данным Минэкономразвития России); q — максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг на 2002 г., утверж­денная постановлением Правительства РФ (23%).

Такой расчет производитсятолько для населения тех групп дохо­дов, для которых верно неравенство: Е, > Ucp -j • q. Душевые средне­месячные расходы населения на ЖКХ на 2002 г. определялись по фор­муле: £■,=/• С,жкхSrw (значение приведенных в формуле показате­лей указаны выше к формуле определения бюджетных расходов на выплату адресных жилищных субсидий). Средний уровень доходов в у'-й группе доходов определяется как 50% суммы максимального и ми­нимального уровней доходов ву-й группе доходов.

В расчет ИБР принимаются нормативные расходы консолидиро­ванных бюджетов субъектов Федерации по социально значимым от­раслям (направлениям). Исчисление таких нормативов (Rrpi") осу­ществляется по единой методологии, исходя из следующей базовой Формулы:




 


Янорм = к?* -гРфq, ■ Ptj

где k,ya- ~ коэффициент удорожания стоимости условной единицы бюджетных услуг; гРФ норматив финансирования данного вида услуг на 2002 г. в расчете на одного потребителя в среднем по субъ­ектам Федерации; ф — поправочный коэффициент; Р( число потребителей данного вида бюджетных услуг в субъекте Феде­рации.

В свою очередь, коэффициент удорожания стоимости условной единицы бюджетных услуг (к,м) рассчитывается для каждого субъекта Федерации по формуле:

^д = 0,5-/^п + (0,3 - к,"+ 0,2кГК) ■ (1 + fc1*),

где к<зп коэффициент заработной платы; к,п — коэффициент уровня цен; к?3* — коэффициент стоимости топливно-энергетических ре­сурсов и коммунальных услуг; fc™ — коэффициент транспортной доступности.

Определение каждого из указанных выше коэффициентов произ­водится по следующим формулам.

Коэффициент заработной платы рассчитывается по формуле:

к?п ~ к?** + £ кгрр ■ n,Jcpp + d,

где к?зй — средневзвешенный (по численности населения соответству­ющих городов и районов) районный коэффициент к заработной плате, установленный федеральными нормативно-правовыми ак­тами; кгрр территориальные надбавки к заработной плате, уста­новленные федеральными нормативно-правовыми актами в соот­ветствующих районах (городах) данного субъекта Российской Федерации; я,тсрр — удельный вес населения данных районов (го­родов) в общей численности населения субъекта Федерации; d — условная надбавка по компенсации затрат на проезд к месту ис­пользования отпуска для работников бюджетной сферы. Эта над­бавка исчисляется по формуле:

d=^(U3p- kr)- nr,

где U3p — коэффициент отдаленности (устанавливается дифференци­рование по экономическим районам (зонам) с увеличения в 2 раза для субъектов, не имеющих выхода на железнодорожную маги­страль (Северный экономический район — 0,4 (0,8), Уральский и Западно-Сибирский — 0,6 (1,2), Восточно-Сибирский — 0,8 (1,6), Дальневосточный — 1,0 (2,0); Кг — территориальные надбавки к


заработной плате, установленные федеральными нормативно-пра­вовыми актами в соответствующих районах (городах) данного субъекта Федерации, работники бюджетной сферы которых имеют право на компенсацию проезда к месту использования отпуска; пот _ удельный вес населения данных районов (городов) в общей численности населения субъекта Федерации.

В качестве коэффициента уровня цен принимается отношение стоимости минимального набора продуктов питания в данном субъек­те Федерации к среднему по России уровню (в среднем за июль 2001 — июнь 2002 г. на основе ежемесячных данных). Минимальное значение коэффициента уровня принимается равным 1.

Коэффициент стоимости топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг для данного субъекта России рассчитывается по формуле:

Кгк = кг - (kj** + к;м)/2,

где к*00 отношение продолжительности отопительного сезона в дан­ном субъекте Федерации к среднему по России уровню; к,жку от­ношение федерального стандарта стоимости предоставления жи­лищно-коммунальных услуг на 2002 г., установленный постанов­лением Правительства РФ по данному субъекту Федерации к среднему по Российской Федерации уровню; £,эн — отношение ми­нимального уровня тарифа на электроэнергию для населения, ус­тановленного постановлением Правительства РФ, к среднему по Российской Федерации уровню.

Коэффициент транспортной доступности рассчитывается по фор­муле:

*,.■

где к? — коэффициент сезонности завоза товаров, который рассчиты­вается по формуле:

Л,с — 360/180 -(1 + 7Х-),

где 360 — срок транспортной доступности для районов, не отнесенных к районам с ограниченными сроками завоза продукции (дней); 180 — максимальный срок транспортной доступности для райо­нов, отнесенных к районам с ограниченными сроками завоза про­дукции (дней); 77?,- — коэффициент транспортной освоенности территории.

Коэффициент транспортной освоенности территории рассчитыва­ется по формуле:




 


TRi= l-pi/pcp,

TRepi — плотность транспортных путей постоянного действия (желез­ных дорог и автодорог с твердым покрытием) в данном субъекте Федерации; рср плотность транспортных путей постоянного дей­ствия в среднем по России.

Отрицательные значения коэффициента транспортной освоеннос­ти территории принимаются равными 0; я,отд — максимальное значе­ние одного из двух показателей: а) удельного веса населения субъекта Федерации, проживающего в районах с ограниченными сроками за­воза товаров (навигации), и б) удельного веса населения, проживаю­щего в горных районах.

Для соответствующих отраслей при расчете нормативных расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации (Л/101) использу­ются следующие поправочные коэффициенты:

• для начального и общего среднего (школьного) образования,
здравоохранения, культуры и искусства — поправочный коэффициент
на дисперсность расселения: qs = 1 + S, (Si ~ удельный вес населения,
проживающего в населенных пунктах с численностью населения
менее 500 чел., по данному субъекту Федерации, по данным переписи
населения 1989 г.);

• для здравоохранения — дополнительный поправочный коэф­
фициент на возрастную структуру населения: qf= ft/ Fw> (F/ — сум­
марный удельный вес населения в возрасте до' 18 лет и пенсионеров в
общей численности населения данного субъекта Федерации, %; FPo —
суммарный удельный вес населения в возрасте до 18 лет и пенсионе­
ров в общей численности населения в целом по Российской Федера­
ции, %;

• для правоохранительной деятельности — поправочный коэф­
фициент штатной численности милиции общественной безопаснос­
ти в расчете на 1000 чел.: qx — Х-, / ХРФ (X, — нормативная числен­
ность милиции общественной безопасности в расчете на 1000 чел. в
данном субъекте Федерации; ХРФ нормативная численность ми­
лиции общественной безопасности в расчете на 1000 чел. в среднем
по России).

Расчет нормативных расходов на государственное и муниципаль­ное управление проводился путем суммирования соответствующих расходов исходя из норматива на одного жителя городской и сельской местности.

Расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах» (в части, подлежащей финансированию из бюджетов субъектов Феде­рации) рассчитывались по формуле:


Svr= Vi-k^-w,

где Vi — общее число лиц, подпадающих под действие Федерального закона «О ветеранах» в данном субъекте Федерации; &/л — коэф­фициент удорожания стоимости условной единицы бюджетных услуг для данного субъекта Федерации; w — минимально гаранти­рованный объем расходов на реализацию одного закона «О ветера­нах» в расчете на одного ветерана.

Средние по субъектам Федерации нормативы финансирования социально значимых услуг установлены на основе данных, пред­ставленных соответствующими министерствами и ведомствами, оце­нок Минфина России либо рассчитаны исходя из общего объема текущих расходов по данной статье (направлению) по отношению к ВВП.

Для приведения удельных ВНР к сопоставимому виду их значение делится на ИБР.

Определяемый трансферт из ФФПР состоит из двух частей:

Первая часть (80%), распределяемая между субъектами Федера­ции, для которых приведенные к сопоставимому виду удельные ВНР не превышают среднего по России показателя, пропорционально от­клонению приведенных удельных ВНР от среднего по субъектам Фе­дерации уровня. Эта часть трансферта определяется по следующей формуле:

Ti=w00I7P-Di/'£ Д,

где w — доля первой части ФФПР в общем объеме ФФПР; ФФПР — общий объем ФФПР (без учета Чеченской Республики, по кото­рой использован прямой счет на основе доходно-расходной моде­ли); Д — объем средств, необходимых для доведения приведенных удельных ВНР по данному субъекту Федерации до среднего по России уровня (при условии, что Д > 0). Этот показатель опреде­ляется по формуле:

Д = а • (1 - ИНП, I ИБР)ИБР, ■ Ni,

где а — средний по субъектам Российской Федерации уровень налого­вых доходов в расчете на душу населения, прогнозируемый на 2002 г.; ИНП/ — индекс налогового потенциала для данного субъ­екта Федерации; HEPi — индекс бюджетных расходов данного субъекта Федерации.

Возвращаясь к формуле определения объема средств, необходимо­го Для доведения приведенных удельных ВНР данного субъекта Феде-




 


рации до среднего по Российской Федерации, отметим что: ^ Д —

суммарный объем средств, необходимых для доведения приведенных удельных ВНР до среднего по России уровня (по субъектам Федера­ции, для которых Di > 0); Д — численность населения данного субъек­та Федерации (здесь и далее без ЗАТО).

Вторая часть (20%) трансферта из ФФПР рассчитывается по фор­муле:

Т2 = [х - (а ■ ИНЛ* + ТО/ИБР,] • MBPi ■ Nh

где х — максимальный уровень, до которого может быть проведено повышение удельных приведенных ВНР; а — средний по субъек­там Федерации уровень налоговых доходов на душу населения, прогнозируемый на 2002 г.; Т[ — первая часть трансферта данному субъекту Федерации в расчете на душу населения; ИНП, — индекс налогового потенциала для данного субъекта Федерации; ffEPi — индекс бюджетных расходов для данного субъекта Федерации; N, — численность населения данного субъекта Федерации.

Итоговый трансферт субъекту Федерации из ФФПР определялся суммированием первой и второй частей трансферта.

По мере совершенствования информационной базы и повышения прозрачности бюджетов, отчетов об их исполнении, достижения ста­бильности налогового и бюджетного законодательства целесообраз­ным и возможным станет процесс упрощения расчетов по обоснован­ному распределению ФФПР.

При определении межбюджетных отношений на 2002 г. в основ­ном были приняты подходы, выработанные на 2001 г. Вместе с тем при оценке налогового потенциала использовались средние за 1998— 1999 гг. данные об объеме ВРП. Объем ФФПР увеличен в 1,5 раза (147,5 млрд руб.). В их числе дотации на выравнивание уровня бюд­жетной обеспеченности субъектов Федерации — 135,9 млрд руб.; суб­сидии на государственную финансовую поддержку закупки и достав­ки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограни­ченными сроками завоза грузов в межнавигационный период для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жил и щно- коммунального хозяйства — 8,96 млрд руб.; субсидии на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области — 2,6 млрд руб. Эти территории не располагают достаточной сырьевой базой топливных ресурсов, завоз топлива производится из отдаленных регионов России, и услуги по


перевозке топлива к месту нахождения электростанций оказывают значительное влияние на формирование тарифов на электроэнергию, которые выше, чем в среднем по России. В дальнейшем предполагает­ся что в составе ФФПР не будут отдельно выделяться целевые средст­ва на поставку продукции в данные районы и для компенсации тари­фов на электроэнергию.

финансовая помощь из этого фонда предусмотрена 73 субъектам

Федерации.

Расширен перечень компенсаций бюджетам регионов, включае­мых для распределения через Фонд компенсаций (40,8 млрд руб.). Компенсации из этого фонда производятся всем субъектам Федера­ции. Помимо финансирования «детских пособий» (23,9 млрд руб.) и льгот инвалидам (11,9 млрд руб.) предусмотрены средства на возмеще­ние льгот гражданам, пострадавшим от радиации (1,0 млрд руб.), Ге­роям Советского Союза и Российской Федерации (114,9 млн руб.), на реализацию Закона РФ «О реабилитации лиц, подвергшихся полити­ческим репрессиям» (1,3 млрд руб.), а также на значительную часть ведомственных льгот на получение жилищно-коммунальных услуг и услуг связи до их перевода в денежную форму через оплату труда (2,5 млрд руб.). Последнее предусматривается со второго полугодия 2002 г. из федерального бюджета через финансирование соответству­ющих министерств и ведомств для военнослужащих, сотрудников милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должност­ных лиц таможенных органов. Объем этого фонда возрос с 33 до 40,8 млрд руб.

Впервые в составе федерального бюджета образован Фонд софинан-сирования социальных расходов (ФССР) в целях стимулирования субъ­ектов Федерации через субсидии поддерживать на определенном Уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг (18,7 млрд руб.). В~нем предусмотрены дотации для возмещения расходов на выплату адресных субсидий малообеспеченным гражда­нам для оплаты жилья и коммунальных услуг (5 млрд руб.). В этом фонде предусмотрено частичное возмещение дополнительных расхо­дов регионов на повышение тарифной ставки (оклада) первого разря­да Единой тарифной сетки по оплате труда работникам бюджетной сферы (13,7 млрд руб.).

За пределами соответствующих фондов отдельными статьями или о федеральным программам предусматриваются следующие виды и направления финансовой помощи.

Дотации на возмещение расходов по содержанию ведомственных

ьектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Преданных в ведение органов местного самоуправления (7 млрд руб.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.