КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перераспределение средств в условиях плановой экономики
В условиях централизованной плановой экономики межбюджетное регулирование представляло собой плановое распределение (перераспределение) доходов между бюджетами разных уровней в Целях сбалансирования доходов с расходами каждого бюджета по всей вертикали бюджетной системы. Считалось, что отрегулировать территориальные бюджеты (региональный, местный) — значит его сбалансировать. Наряду с этим имелось в виду обеспечить устойчивость доходной базы бюджета, равномерное поступление доходов в течение года, создать условия для заинтересованности органов власти ниже-'ящего территориального уровня в наиболее полной мобилизации алогов на своей территории. Этому, в частности, отвечал действовавший порядок нормативных (в %) отчислений от регулирующих дохо-в- Для получения своей доли от таких платежей в бюджет требова-ось м°билизовать на подведомственной территории как можно боль- 11-572
ший объем их в бюджетную систему, что было в интересах и вышестоящих бюджетов. Потребность в средствах межбюджетного регулирования для нижестоящего бюджета определялась по прогнозным данным как разница между объемом минимально необходимых бюджетных расходов, рассчитывавшихся на основе плана социального и экономического развития на очередной год, системы социальных и финансовых норм и нормативов, и объемом его доходов. Прогнозные доходы и расходы определялись с использованием «приростного метода» с учетом фактических данных соответствующего периода текущего года (например, за первое полугодие), ожидаемой оценки до конца года и с учетом возможного прироста доходов и соответственно расходов на очередной планируемый год. При этом в первую очередь такое регулирование осуществлялось через регулирующие («расщепляющиеся») доходы с использованием нормативов отчислений на очередной финансовый год, дифференцированных в разрезе бюджетов нижестоящего территориального уровня. Если же не хватало отчислений от этих налогов для сбалансирования бюджета на минимально необходимом уровне, то предусматривалась дотация из бюджета вышестоящего звена бюджетной системы. Первоочередной характер использования в межбюджетном регулировании доходов с дифференциацией нормативов отчислений в нижестоящие бюджеты позволял за счет этого добиваться минимально возможного количества дотационных бюджетов. По бюджетам союзных республик их было в 1975 г. — 2, в 1985 г. — 4, в 1989 г. — 5, 1990 г.— 6 (из 15-ти). В период по 1993 г. в РСФСР, провозгласившей 20 июня 1990 г. свою независимость, в основном сохранялись межбюджетные отношения, унаследованные от СССР. В течение многих лет в СССР в основном дифференцировались нормативы отчислений от регулирующих налогов в разрезе каждого уровня территориальных бюджетов (союзных республик, автономных республик, местных бюджетов). Это осуществлялось в целях сбалансированности каждого бюджета до минимально необходимого уровня. А при недостаточности потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на соответствующих территориях им выделялись дотации из вышестоящего бюджета. Такой порядок межбюджетных отношений в основном продолжал осуществляться в России и после распада СССР по 1993 г. В СССР зачисление платежей в соответствующее звено бюджетной системы происходило, как правило, в зависимости от ведомственной подчиненности предприятий и организаций-плательщиков. Во вто- й ПОЛовине 80-х гг. союзные и республиканские предприятия стали перечислять в нижестоящие бюджеты часть платежей от расчетной поибыли. В местные бюджеты поступали платежи и от союзных предприятий. Разграничение расходов по уровням бюджетной системы в СССР также осуществлялось по признаку подчиненности объединений предприятий, хозяйственных организаций и бюджетных учреждений. В 1989 и 1990 гг. при утверждении государственного бюджета СССР законодатели существенно сократили долю доходов союзного бюджета с 55,4% (1988 г.) до 50,7%. Была повышена роль союзных республик. Это рассматривалось как переход к новому качеству союзного бюджета и к новым отношениям с союзными республиками, имея в виду, что расходы союзного бюджета предназначены для важнейших мер государственного значения. Фактически в 1989 — 1990 гг. произошло снижение доли союзного бюджета СССР соответственно до 34,9 и 44,6% против 51,4% в 1985 г. В период 1989—1991 гг. усилилась разбалансированность экономики страны, возросла инфляция, существенно замедлились темпы роста и началось с 1990 г. падение производства и соответственно валового внутреннего продукта и национального дохода. В 1988 г. впервые официально было сообщено о наличии дефицита государственного бюджета СССР, который покрывался кредитами Госбанка СССР, а по существу, денежной эмиссией. Обострились противоречия союзного центра с союзными республиками. В этих условиях в целях сглаживания противоречий, ссылаясь на единый подход ко всем республикам, были установлены в основном единые нормативы от некоторых регулирующих налогов. Но при резких различиях стартовых условий у многих из них это создавало лишь видимость единого подхода. На 1991 г. предполагалось установить союзным республикам единый норматив отчислений от налога с оборота — 70%. Но некоторые республики в 1990 г. отказались от совместной работы по определению взаимоотношений с союзным бюджетом на 1991 г. Республики Прибалтики проявили намерение выйти из Союза. РСФСР потребовала предоставить ей обоснование расходов на толнение союзным центром делегированных ему республикой полномочий. 31 октября 1990 г. в РСФСР был принят Закон «О формировании бюджета РСФСР в 1991 году». В нем, в частности, предусматривалось: «РСФСР для реализации делегированных Союзу полномочий редает в союзный бюджет целевые финансовые средства в размере, ержденном Верховным Советом». Этот закон обязал все хозяйст- PTfhr16 субъекты' юридические и физические лица, находящиеся в -", независимо от их ведомственной принадлежности и форм 324 собственности, осуществлять в обязательном порядке отчисления (уплату налогов и других платежей) в республиканские бюджеты, бюджеты автономных областей и округов, а также местные бюджеты. Это означало переход РСФСР в явочном порядке на одноканальную систему расчетов с союзным бюджетом, что ранее уже было осуществлено в порядке эксперимента в Прибалтике, в частности в отношениях с Литовской ССР. В Законе РСФСР «О государственной бюджетной системе РСФСР в 1991 году», принятом 26 декабря 1990 г., было определено, что для выполнения Союзом ССР делегированных ему полномочий предусматриваются перечисления в союзный бюджет 23,4 млрд руб. (вместо прогнозировавшихся в союзном бюджете 90 млрд руб.). Позднее в Законе РСФСР от 5 декабря 1991 г. «О взаимоотношениях с союзным бюджетом до конца 1991 года» предусмотрели, что на финансирование «совместных расходов суверенных государств, входивших ранее в состав СССР, на оборонные нужды, по обслуживанию государственного долга и на содержание общесоюзных органов власти» выделяется 25,9 млрд руб. Но фактически эти взятые на себя РСФСР обязательства перед союзным бюджетом не были полностью выполнены. Перекрытие канала поступления средств от такой большой республики, как РСФСР, а затем и от Украинской ССР и некоторых других ускорило распад СССР. В РСФСР ставка по налогу на прибыль была снижена относительно союзного законодательства с 45 до 35%, чтобы заинтересовать союзные предприятия в переходе в республиканское подчинение.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |