Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перераспределение средств в условиях плановой экономики




В условиях централизованной плановой экономики межбюджет­ное регулирование представляло собой плановое распределение (перераспределение) доходов между бюджетами разных уровней в Целях сбалансирования доходов с расходами каждого бюджета по всей вертикали бюджетной системы. Считалось, что отрегулировать терри­ториальные бюджеты (региональный, местный) — значит его сбалан­сировать. Наряду с этим имелось в виду обеспечить устойчивость до­ходной базы бюджета, равномерное поступление доходов в течение года, создать условия для заинтересованности органов власти ниже-'ящего территориального уровня в наиболее полной мобилизации алогов на своей территории. Этому, в частности, отвечал действовав­ший порядок нормативных (в %) отчислений от регулирующих дохо-в- Для получения своей доли от таких платежей в бюджет требова-ось м°билизовать на подведомственной территории как можно боль-

11-572




 


ший объем их в бюджетную систему, что было в интересах и вышесто­ящих бюджетов.

Потребность в средствах межбюджетного регулирования для нижестоящего бюджета определялась по прогнозным данным как раз­ница между объемом минимально необходимых бюджетных расходов, рассчитывавшихся на основе плана социального и экономического развития на очередной год, системы социальных и финансовых норм и нормативов, и объемом его доходов. Прогнозные доходы и расходы определялись с использованием «приростного метода» с учетом фак­тических данных соответствующего периода текущего года (например, за первое полугодие), ожидаемой оценки до конца года и с учетом возможного прироста доходов и соответственно расходов на очеред­ной планируемый год. При этом в первую очередь такое регулирова­ние осуществлялось через регулирующие («расщепляющиеся») доходы с использованием нормативов отчислений на очередной финансовый год, дифференцированных в разрезе бюджетов нижестоящего терри­ториального уровня. Если же не хватало отчислений от этих налогов для сбалансирования бюджета на минимально необходимом уровне, то предусматривалась дотация из бюджета вышестоящего звена бюд­жетной системы.

Первоочередной характер использования в межбюджетном регу­лировании доходов с дифференциацией нормативов отчислений в нижестоящие бюджеты позволял за счет этого добиваться минималь­но возможного количества дотационных бюджетов. По бюджетам со­юзных республик их было в 1975 г. — 2, в 1985 г. — 4, в 1989 г. — 5, 1990 г.— 6 (из 15-ти).

В период по 1993 г. в РСФСР, провозгласившей 20 июня 1990 г. свою независимость, в основном сохранялись межбюджетные отно­шения, унаследованные от СССР.

В течение многих лет в СССР в основном дифференцировались нормативы отчислений от регулирующих налогов в разрезе каждого уровня территориальных бюджетов (союзных республик, автономных республик, местных бюджетов). Это осуществлялось в целях сбалан­сированности каждого бюджета до минимально необходимого уровня. А при недостаточности потенциала собственных доходов и регулиру­ющих налогов на соответствующих территориях им выделялись дота­ции из вышестоящего бюджета.

Такой порядок межбюджетных отношений в основном продолжал осуществляться в России и после распада СССР по 1993 г.

В СССР зачисление платежей в соответствующее звено бюджетной системы происходило, как правило, в зависимости от ведомственной подчиненности предприятий и организаций-плательщиков. Во вто-


й ПОЛовине 80-х гг. союзные и республиканские предприятия стали перечислять в нижестоящие бюджеты часть платежей от расчетной поибыли. В местные бюджеты поступали платежи и от союзных пред­приятий. Разграничение расходов по уровням бюджетной системы в СССР также осуществлялось по признаку подчиненности объедине­ний предприятий, хозяйственных организаций и бюджетных учреж­дений.

В 1989 и 1990 гг. при утверждении государственного бюджета СССР законодатели существенно сократили долю доходов союзного бюджета с 55,4% (1988 г.) до 50,7%. Была повышена роль союзных рес­публик. Это рассматривалось как переход к новому качеству союзного бюджета и к новым отношениям с союзными республиками, имея в виду, что расходы союзного бюджета предназначены для важнейших мер государственного значения. Фактически в 1989 — 1990 гг. произо­шло снижение доли союзного бюджета СССР соответственно до 34,9 и 44,6% против 51,4% в 1985 г.

В период 1989—1991 гг. усилилась разбалансированность эконо­мики страны, возросла инфляция, существенно замедлились темпы роста и началось с 1990 г. падение производства и соответственно ва­лового внутреннего продукта и национального дохода. В 1988 г. впе­рвые официально было сообщено о наличии дефицита государствен­ного бюджета СССР, который покрывался кредитами Госбанка СССР, а по существу, денежной эмиссией. Обострились противоре­чия союзного центра с союзными республиками. В этих условиях в целях сглаживания противоречий, ссылаясь на единый подход ко всем республикам, были установлены в основном единые нормативы от не­которых регулирующих налогов. Но при резких различиях стартовых условий у многих из них это создавало лишь видимость единого под­хода. На 1991 г. предполагалось установить союзным республикам единый норматив отчислений от налога с оборота — 70%.

Но некоторые республики в 1990 г. отказались от совместной рабо­ты по определению взаимоотношений с союзным бюджетом на 1991 г. Республики Прибалтики проявили намерение выйти из Союза. РСФСР потребовала предоставить ей обоснование расходов на

толнение союзным центром делегированных ему республикой пол­номочий. 31 октября 1990 г. в РСФСР был принят Закон «О формиро­вании бюджета РСФСР в 1991 году». В нем, в частности, предусматри­валось: «РСФСР для реализации делегированных Союзу полномочий редает в союзный бюджет целевые финансовые средства в размере,

ержденном Верховным Советом». Этот закон обязал все хозяйст-

PTfhr16 субъекты' юридические и физические лица, находящиеся в

-", независимо от их ведомственной принадлежности и форм


324

собственности, осуществлять в обязательном порядке отчисления (уп­лату налогов и других платежей) в республиканские бюджеты, бюдже­ты автономных областей и округов, а также местные бюджеты. Это означало переход РСФСР в явочном порядке на одноканальную сис­тему расчетов с союзным бюджетом, что ранее уже было осуществлено в порядке эксперимента в Прибалтике, в частности в отношениях с Литовской ССР. В Законе РСФСР «О государственной бюджетной системе РСФСР в 1991 году», принятом 26 декабря 1990 г., было опре­делено, что для выполнения Союзом ССР делегированных ему полно­мочий предусматриваются перечисления в союзный бюджет 23,4 млрд руб. (вместо прогнозировавшихся в союзном бюджете 90 млрд руб.). Позднее в Законе РСФСР от 5 декабря 1991 г. «О взаимоотношениях с союзным бюджетом до конца 1991 года» предусмотрели, что на фи­нансирование «совместных расходов суверенных государств, входив­ших ранее в состав СССР, на оборонные нужды, по обслуживанию государственного долга и на содержание общесоюзных органов влас­ти» выделяется 25,9 млрд руб. Но фактически эти взятые на себя РСФСР обязательства перед союзным бюджетом не были полностью выполнены. Перекрытие канала поступления средств от такой боль­шой республики, как РСФСР, а затем и от Украинской ССР и некото­рых других ускорило распад СССР. В РСФСР ставка по налогу на прибыль была снижена относительно союзного законодательства с 45 до 35%, чтобы заинтересовать союзные предприятия в переходе в рес­публиканское подчинение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.