КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разграничение доходов
Согласно Бюджетному кодексу РФ собственные доходы бюджетов — «виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации или в соответствии с ним законодательством субъектов Федерации». В СССР и в Российской Федерации до принятия Бюджетного кодекса их называли закрепленные доходы. Понятие «собственные доходы» не вполне соответствует их содержанию, так как региональные и местные власти ограничены перечнем региональных и местных налогов, установленным на федеральном уровне, не располагают правами на налогообразование в части установления порядка определения налогооблагаемой базы, самостоятельного определения размера налоговой ставки. К собственным доходам федерального бюджета, полностью поступающим в этот бюджет, относятся, в частности, НДС (с 2001 г.), акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию России, акцизы на природный газ, бензин автомобильный, легковые автомобили и мотоциклы, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, таможенные пошлины, доходы от внешнеэкономической деятельности и ряд других. В числе региональных собственных доходов почти нет налогов, которые бы не были совместными, разделяемыми между региональным и местными бюджетами на постоянной основе. Это налог на имущество предприятий (50%), налог с продаж (40%) и ряд других. В местных бюджетах к собственным доходам, полностью поступающим в эти бюджеты, относятся, например, налог на имущество физических лиц, местный налог на прибыль предприятий и организаций с предельной ставкой 2% (в 2001 г. было 5%). Существенным недостатком Бюджетного кодекса РФ является то, что в нем не разграничены на постоянной основе доходные источники за бюджетами разных уровней. Это объясняется, с одной стороны, незавершенностью процесса разграничения расходных полномочий, с другой — нестабильностью налогового законодательства, а в последнее время и очевидными тенденциями в сторону усиления централизации налогов как частью общей стратегии укрепления позиции федерального центра и единой властно-управленческой вертикали власти. При разграничении налогов между уровнями бюджетной системы важно учитывать их естественную природу, исходя из следующих принципов: . чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым закрепляется данный вид налога, и наоборот, если налоговая база носит устойчивый характер, то налог должен закрепляться за нижестоящим звеном бюджетной системы; • если налоговая база зависит от экономической политики того • чем неравномернее размещение налоговой базы, тем выше уро Особое внимание обращают на себя увеличение доли федерального бюджета и уменьшение доли местных бюджетов в налоговых доходах государства. При этом доля федерального бюджета увеличилась за счет зачисления в него всех трех основных налогов: по налогу на прибыль — на 9,3 процентных пункта, по НДС — на 6,2 пункта и по акцизам — на 5,9 пункта. Доля региональных бюджетов в налоговых доходах государства уменьшилась на 1,4 пункта, но по подоходному налогу (налог на доходы физических лиц) она увеличилась на 15,6 пункта. В то же время доля местных бюджетов в этом налоге уменьшилась на 22,3 пункта. Об изменениях в распределении основных налогов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации свидетельствуют показатели табл. 8.2. За указанные годы в консолидированном бюджете Российской Федерации доля налога на прибыль уменьшилась с 32,3 до 23,4%, а доля налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции увеличилась с 6,8 до 13,4%. Доля местных налогов выросла с 2,5 до 4,6%. Разграничение и распределение (перераспределение) финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы должно соответство--*гь разграничению расходных полномочий по разным уровням власти, что можно назвать принципом соразмерности. Такой принцип тре-оуется учитывать как при разграничении на постоянной основе налогов по вертикали бюджетной системы, так и при использовании [екоторых из них для межбюджетного регулирования, если имею-ДИйся на соответствующих территориях налоговый потенциал, в том числе регулирующих налогов, позволяет в максимально возможной степени решить эту задачу. 312 Таблица 8.2. Распределение основных вцдов налогов между уровнями бюджетной системы РФ в 1995 и 2000 гг., %
2 разграничение расходов и доходов между бюджетами разного уровня 313 Регулирующие доходы (налоги) в Российской Федерации — это федеральные и региональные налоги, по которым вышестоящими орга- и власти устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Федерации или в местные бюджеты на очередной сЬинансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких налогов в целях межбюджетного регулирования. В Бюджетном кодексе дается определение понятия регулирующие доходы, имея в виду, что они могут быть и в качестве иных платежей. Именно так было в условиях СССР. Но теперь это касается только налогов. Средства, перечисляемые в соответствующие бюджеты по указанным выше нормативам, — это отчисления от регулирующих доходов, и они относятся к налоговым доходам. В России рассматривается вопрос о путях поэтапного отказа от регулирующих налогов и перехода к реализации принципа «один налог — один бюджет». Закрепление на постоянной основе каждого вида налогов (или даже соответствующей части совместного налога) за тем или иным уровнем бюджетной системы обеспечивает определенную устойчивость налоговой базы и повышает заинтересованность регионов в ее увеличении, а также возможность на каждом уровне прогнозировать свои доходы на будущие периоды. В то же время возникает вопрос о выборе путей к поставленной цели. Один путь — замена регулирующих налогов дотационными формами межбюджетного регулирования, что может стимулировать иждивенчество. Другой, более эффективный путь — по мере сокращения непосредственного участия этих налогов в межбюджетном регулировании замена их собственными доходами, включая совместные налоги, разделенные на постоянной основе. Не исключается сочетание того и другого, но приоритетным, направленным на повышение самостоятельности территориальных бюджетов, является второй подход. Есть еще причина, которая диктует приоритет сочетания раздельных налогов, зачисляемых полностью только в бюджет того или иного Уровня, с совместными налогами. В налоговой системе России лишь Некоторые налоги относятся к крупным, налоговая база которых широко распространена на территории страны, и поэтому они могут использоваться в качестве регулирующих. Это НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц, акци-ы- Они не являются равноценными, и каждый имеет соответствующие плюсы и минусы, в связи с чем закрепление тех или иных из них олностью за тем или иным уровнем бюджетной системы может при-одить к большим перекосам в бюджетной обеспеченности террито-
риальных образований, что потребует расширения сферы межбюджетного регулирования через его дотационные формы, которые могут стимулировать иждивенческие настроения в нижестоящих органах власти. Совместные налоги, включая регулирующие, стимулируют заинтересованность органов власти разных уровней в наращивании их налогового потенциала, своевременном и полном поступлении в соответствующие бюджеты, в том числе и вышестоящего уровня. Выход в России на оптимальный вариант разграничения налогов по вертикали бюджетной системы — чрезвычайно сложная задача, и процесс поэтапной замены регулирующих налогов собственными доходами с учетом сбалансированности бюджетов, если позволяет налоговый потенциал, может быть весьма длительным. С 2001 г. число федеральных регулирующих налогов сократилось за счет преобразования НДС в собственный доход федерального бюджета, но это не сопровождалось заменой его на собственные доходы территориальных бюджетов, которые бы полностью компенсировали выпадающие доходы. Отчисления от регулирующих налогов являются преобладающей формой межбюджетного регулирования (в 2000 г. — 82,9% всех средств, участвовавших в таком регулировании). На федеральном уровне с 1994 г. по каждому регулирующему налогу утверждаются единые нормативы для всех консолидированных бюджетов субъектов Федерации. Хотя эти нормативы утверждаются законом о федеральном бюджете ежегодно, но практически с 1994 по 1998 г., т.е. в течение пяти лет, они не изменялись (лишь по подоходному налогу с физических лиц утвержденный в 1994 г. норматив — 100%, в 1995 г. и 1996 г. был скорректирован до 90%, а затем на 1997 и 1998 гг. снова установлен в размере 100%). Бюджетный кодекс РФ предусматривает возможность установления нормативов отчислений от регулирующих налогов на длительный период — не менее чем на 3 года, но в связи с частыми изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации за период 1999—2001 гг. лишь по акцизам на соответствующие товары отечественного производства (на алкогольную и спиртосодержащую продукцию — 50%, на остальные подакцизные товары отечественного производства, за исключением нефтегазовой и автомобильной продукции, — 100%) удалось выдержать их стабильность на ряд лет. По подоходному налогу с физических лиц (налогу на доходы физических лиц) процентная доля была снижена в 1999 г. до 75% (в этом году предусматривалось 3% налоговой ставки его относить на федеральный уровень), на 2000 г. норматив был установлен в размере 84%, на 2001 г. — 99%, на 2002 г. — снова 100%. По НДС с 1999 г. норматив был снижен с 25% до 15%, а с 2001 г. весь НДС зачисляется в федеральный бюджет на постоянной основе. Налог на прибыль предприятий и организаций разделяется между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Федерации по разделенным налоговым ставкам в соотношении 13:22 (1994-1998 гг.), 11:19 (1999-2001 гг.), 7,5:16,5 (на 2002 г.), но является регулирующим, так как внутри субъектов Федерации он распределяется между региональным и местными бюджетами по временным нормативам. Наглядно это подтверждается данными табл. 8.3. Таблица 8.3 Распределение отчислений от регулирующих налогов, 1994-2002 гг., %
Если на федеральном уровне утверждаются соответствующие по каждому виду регулирующих налогов нормативы отчислений едиными для всех субъектов Федерации, то внутри регионов для местных шджетов законодательные органы власти субъектов Федерации в большинстве случаев используют метод сочетания единых нормативов одним видам регулирующих налогов и дифференцированных (Групповых и индивидуальных) — по другим. В некоторых субъектах 'едерации утверждаются единые нормативы для всех местных бюд-етов. Там, где применяются дифференцированные нормативы отгний, проблемой остается разработка методологии их исчисления а Формализованной основе (на базе единой формулы), чтобы избежать субъективного подхода. 316 На протяжении 1994—1998 гг. часть средств, подлежавшая перечислению регионам, замещалась путем дифференцированного повышения единого (25%) для всех субъектов Федерации норматива отчислений от НДС в ходе исполнения бюджетов. Это позволило сократить встречные финансовые потоки, что видно из табл. 8.4. Таблица 8.4. Уровень сокращения встречных финансовых потоков
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |