Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный федерализм




Межбюджетные отношения в федеративных государствах имеют особенности, которые диктуются бюджетным устройством государст­ва и степенью развития бюджетного федерализма. Сущность его выра­жается через его основные принципы. К ним относятся следующие:

• наличие не менее трех основных уровней бюджетной системы;

• единство общегосударственных интересов и интересов населе­
ния как основы сбалансированности интересов всех трех уровней
власти по бюджетным вопросам;

• сочетание принципов централизма и децентрализма при разгра­
ничении налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, рас­
пределении и перераспределении последних в бюджеты разных уров­
ней на объективной основе;

• высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственнос­
ти органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета,
бюджетную обеспеченность, соответствующую налоговому потенциа­
лу на данной территории, с предоставлением им необходимой для
этого налоговой инициативы;

• активное участие субъектов Федерации в формировании и реа­
лизации налогово-бюджетной политики государства, включая меж­
бюджетные отношения.

Говоря о трех основных уровнях бюджетной системы, надо иметь в виду, что помимо федерального, регионального и местного уровней внутри последнего могут быть два (города и районы регионального значения; города районного значения, рабочие поселки, внутригород­ские районы, сельские поселения или их объединения) и более уров­ней местных бюджетов. В США, например, в число местных бюдже­тов входят и школьные округа, организуемые населением не только по территориальному признаку, но и целевому направлению. Хотя мест­ные территориальные образования с юридической позиции не явля­ются членами федерации, но от того, как складываются межбюджет­ные отношения между федеральным центром и субъектами федерации, во многом предопределяются такие отношения внутри последних — между средним (региональным) звеном бюджетной системы и мест­ными бюджетами.

Объективной основой сочетания интересов бюджетов всех уров­ни является то, что конечной целью органов власти любого уровня Должны быть интересы населения.

очетание принципов централизма и децентрализма в условиях кщжетного федерализма означает, что наряду с тенденцией децент-


 



рализации, характеризующейся усилением демократических начал в организации и функционировании бюджетной системы страны, не­обходимыми условиями являются сохранение единства государства, финансовое обеспечение общих общественных потребностей, удов­летворение которых не может происходить путем распределения по труду (государственное управление, оборона и т. д.), и некоторых других общественных потребностей общефедерального значения. Это предопределяет соблюдение приоритета федерального бюджета, выражающего общие интересы всех членов федерации. Усиление централизации финансовых ресурсов в условиях бюджетного феде­рализма приемлемо в тех случаях, если оно способствует лучшему удовлетворению потребностей населения, если осуществляется не в ущерб интересам и ресурсам долговременного социально-экономи­ческого развития субъектов федерации, если вызвано чрезвычайны­ми обстоятельствами и если принимается не как стратегическое на­правление развития экономических основ федеративных отноше­ний, а как временный маневр.

Высокая степень самостоятельности бюджетов разных уровней и ответственности органов власти за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность предопределяет повышение их заинтере­сованности в наращивании налогового потенциала, своевременном и полном сборе налогов, а также в эффективном расходовании бюджет­ных средств. Такая самостоятельность бюджетов характерна для клас­сического бюджетного федерализма, так как она позволяет проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную налогово-бюд­жетную политику в пределах своей компетенции.

Активное участие субъектов федерации в формировании и реали­зации налогово-бюджетной политики государства в качестве принци­па бюджетного федерализма подтверждает тот факт, что бюджетный федерализм не сводится к межбюджетным отношениям, хотя послед­ние в значительной степени характеризуют его особенности.

Исходя из этих принципов, понятие бюджетный федерализм можно определить как отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации на основе сочетания принципов централизма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налого­во-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения в бюджетной системе при высокой степени само­стоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местными властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных инте­ресов и интересов населения, проживающего на территориях субъек-


тов федерации и входящих в них местных территориальных образо­ваний.

К федеративным государствам, где в той или иной степени реали­зуется бюджетный федерализм, относятся: Швейцария, Германия, Соединенные Штаты Америки, Канада, Российская Федерация, Ки­тайская Народная Республика, Австрия, Бельгия, Аргентина, Брази­лия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Пакистан, Объединенные Араб­ские Эмираты, Нигерия, Канарские острова, Австралия.

Имеется несколько моделей бюджетного федерализма. Классичес­кая модель децентрализованного бюджетного федерализма ориентиро­вана на конкуренцию между территориальными образованиями, имеющими свои «непересекающиеся» налоги по принципу «один налог — один бюджет». Данная модель характеризуется более высокой степенью децентрализации управления налогово-бюджетными про­цессами по вертикали власти и бюджетной системы. При этом она сочетается с приоритетностью федерального налогово-бюджетного за­конодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать в основном целевую финансовую поддержку территориальным образованиям.

Эта модель, например в США, не ставит целью выравнивание на­логового потенциала, где он ниже среднего уровня. Межбюджетное регулирование здесь используется федеральным центром как средство реализации своей региональной политики, обеспечивая финансовую поддержку штатов на основе программно-целевого метода. Не каждое федеративное государство может реализовать подобную модель, кото­рая связана с высокой степенью децентрализации управления налого­во-бюджетными процессами.

Другая модель в мировой практике носит название кооперативного бюджетного федерализма. Она ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикаль­ному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше некоего среднего

Ровня. Кроме того, значительно ограничивается самостоятельность. -гиональных и местных властей в области налогообразования (на-

РИмер, в Германии). Вместе с тем имеются и смешанные формы ^например, в Канаде, Швейцарии).

И в том, и в другом случае речь идет о степени централизации

V Централизации) финансовых ресурсов в бюджетной системе.

жно, чтобы она не была чрезмерной в ущерб интересам населения.

"Оссийский бюджетный федерализм можно отнести к кооператив-

Модели с элементами децентрализованной модели бюджетного

^еДерализма.



Суть российской модели бюджетного федерализма в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами Федерации по бюджетным вопросам наряду с тем, что фе­деральное законодательство имеет приоритет над законодательством членов Федерации, так как оно отражает их общие интересы и, преж­де всего, заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.