Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы перераспределения средств




В их числе дотация — сумма, утверждаемая на планируемый год и выделяемая из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе бюджету другого уровня на общее покрытие текущих расходов в пре­делах недостающих у них на это средств без определения целевого назначения. Так, в России дотации из федерального бюджета выделя­ются и непосредственно (минуя региональные бюджеты) перечисля­ются на содержание закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), представляющих собой муниципальные образо­вания, где расположены объекты Министерства обороны и Минис­терства по атомной энергии РФ, не имеющие достаточного налогово­го потенциала.

Особой формой являются дотации консолидированным бюджетам субъектов Федерации или местным бюджетам, ежегодно определяе­мые на формализованной основе (по формулам) и выделяемые из обра­зуемых в федеральном и региональных бюджетах соответственно Фонда финансовой поддержки субъектов РФ — регионов (ФФПР), Фонда фи­нансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО). Их можно назвать нормативно-долевыми дотациями, предоставляемыми на выравнивание бюджетной обеспеченности, где она по объектив­ным причинам ниже минимально необходимого уровня. В России их

*звали трансфертами, хотя в мировой практике к бюджетным транс­фертам относят любые формы перераспределения средств из бюдже-

»в одного уровня в другой. В Бюджетном кодексе РФ, вступившим в Действие с 2000 г., такого понятия в числе форм финансовой помощи


бюджетам других уровней не предусмотрено, имея в виду, что это до­тация.

Другой формой финансовой поддержки из вышестоящего бюдже­та является субвенция. Это бюджетные средства, передаваемые бюд­жету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвоз­вратной основах для осуществления целевых расходов. Так, на 2002 г. закрытым административно-территориальным образованиям наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности выделены субвенции на финансирование федеральных программ их развития, т.е. на целевые капиталовложения. Субвенция предусмотрена г. Мос­кве на выполнение федеральных полномочий по сбору и утилизации радиоактивных отходов в Центральном регионе России.

В форме субвенций могут выделяться и компенсации бюджетам других уровней в связи с увеличением их расходов, вызванным возло­жением на органы власти этих уровней дополнительных полномочий решениями вышестоящих органов власти. Так, на 2002 г. субъектам Федерации предусмотрены субвенции на реализацию ряда федераль­ных законов, предусматривающих социальную поддержку отдельных нуждающихся в ней категорий населения: граждан, имеющих детей, реабилитированных жертв политических репрессий и некоторых других.

Бюджетное законодательство России предусматривает и такую форму перераспределения бюджетных средств между бюджетами раз­ных уровней, как субсидия. Это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах бюджету другого уровня бюджетной системы на условиях долевого финансирования целевых расходов, относящихся к полномочиям совместного ведения или ве­дения органов власти нижестоящего территориального уровня, доле­вые средства которым предоставляются в целях стимулирования их к ускорению проведения соответствующих реформ или иных мероприя­тий в соответствии с осуществляемой вышестоящими органами влас­ти региональной политикой.

В качестве примера такого финансирования можно привести предусмотренные на 2002 г. субсидии из федерального бюджета на го­сударственную финансовую поддержку завоза и доставки нефти, неф­тепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов по условиям нави­гации для снабжения населения, предприятий и организаций соци­альной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Или субсидии субъектам Федерации на реформирование и оздоровление региональ­ных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение


3 Направление средств из бюджета высшего уровня в нижестоящие бюджеты 319

(Ьфективности бюджетных расходов, поддержку экономических ре-гЬорм. В этой связи нельзя ставить знак равенства между понятиями «долевое участие» и «частичное финансирование», так как причиной последнего может быть лишь одно — недостаточность необходимых средств в вышестоящем бюджете.

Термин «субсидия» в контексте межбюджетных отношений на практике нередко используется и как наиболее общее понятие, озна­чающее безвозмездные перечисления бюджетам других уровней без конкретизации различных форм таких перечислений. В декабре 2001 г. Минфином России внесены уточнения и изменения в бюджет­ную классификацию, и в том числе в качестве таких наиболее общих понятий предусмотрены термины «текущие трансферты» и «капиталь­ные трансферты».

' В практике взаимоотношений между бюджетами разных уровней осуществляются также взаимные расчеты. Это метод оперативного межбюджетного регулирования, когда оно в той или иной степени не могло быть предусмотрено при утверждении бюджета соответствую­щего вышестоящего звена бюджетной системы. Например, в течение ряда лет в Российской Федерации осуществляется неравномерная по регионам передача ведомственного жилищного фонда и объектов со­циальной сферы в муниципальную собственность, что ведет к увели­чению расходов местных бюджетов на их содержание. В связи с этим по мере представления в Минфин РФ актов приемки указанных объ­ектов из федерального бюджета выделялись соответствующие средст­ва субъектам Федерации, потребность в которых не было возможности учесть при формировании этого бюджета на очередной финансовый год. Через указанные расчеты предоставлялись бюджетам другого уровня и иные компенсации из бюджетов других уровней (бюджетам других уровней), когда о них не было известно при утверждении выше­стоящего бюджета.

Все перечисленные выше формы перечисления средств из бюдже­тов одного уровня бюджетной системы в другой представляют собой безвозмездные перечисления бюджетам других уровней (из бюджетов Других уровней). Такие перечисления, за исключением компенсаций юджетов других уровней (бюджетам других уровней), представля-

>т собой финансовую помощь бюджетам других уровней. Что касается

мазанных компенсаций, то они не что иное, как возмещение бюдже-

Л нижестоящего уровня задолженности вышестоящих бюджетов,

ившейся следствием решений, принятых на этом уровне органами

;ти о возложении на нижестоящие органы власти дополнительных

Расходных полномочий или внесении изменений в разграничение или

Распределение налогов по уровням бюджетной системы, приведшие к


320

превышению минимально необходимых расходов над доходами соот­ветствующих территориальных бюджетов. Тем не менее в Бюджетном кодексе и такие компенсации отнесены к финансовой помощи бюд­жетам других уровней.

Финансовая помощь территориальным бюджетам оказывается и в форме бюджетной ссуды. Это бюджетные средства, предоставляе­мые на определенную цель для покрытия временных (по причине сезонного характера затрат или поступления доходов) кассовых раз­рывов другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмезд­ной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года {возмездные бюджетные ссуды, как и бюджетный кредит, предоставляемые другому бюджету на платной основе, не должны относиться к финансовой помощи, но в Бюджетном кодексе они, как и бюджетный кредит, к ней отнесены). Бюджетная ссуда офор­мляется соглашением и относится на покрытие дефицита бюджета. Если же ссуда не погашается до конца года, то остаток ее рассмат­ривается как средства, участвовавшие в межбюджетном регулирова­нии истекшего года. Невозвращенная бюджетная ссуда подлежит незамедлительному возврату или погашению за счет уменьшения безвозмездных перечислений из бюджета, которому она должна быть возвращена, а в случае их недостаточности может возмещаться и за счет отчислений от регулирующих налогов.

Применение бюджетных ссуд в России вызвано также нестабиль­ностью экономической ситуации, при которой в условиях бюджетно­го кризиса и низкого уровня оборотной кассовой наличности, а не­редко и ее отсутствия в территориальных бюджетах не хватает средств для финансирования предусмотренных расходов. Бюджетные ссуды согласно Бюджетному кодексу отнесены к источникам покрытия де­фицита.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расхо­дов на возвратной и возмездной основах, которая может использо­ваться не только для предоставления средств юридическим лицам, но и другому бюджету.

Отчисления от регулирующих налогов, поскольку они определя­ются по временным нормативам, и безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая финансовую помощь, не входят в состав собственных доходов бюджетов. В то же время совокупность собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов можно рассматривать как условно-собственные доходы бюджета. Такой пока­затель используется в расчетах при определении потребности в фи­нансовой помощи из бюджета вышестоящего территориального уровня.


3 Направление средств из бюджета высшего уровня в нижестоящие бюджеты 321

Кроме собственных доходов и отчислений от регулирующих нало­гов в доходную часть бюджетов включаются безвозмездные перечис­ления из бюджетов других уровней в разных формах.

Отчисления от регулирующих налогов и безвозмездные перечисле­ния из бюджетов других уровней бюджетной системы представляют собой средства межбюджетного регулирования. Часто этот процесс называют бюджетным регулированием, но такой термин носит рас­ширительный характер, допускающий трактовку его как регулирова­ние через бюджет соответствующих направлений социально-эконо­мического развития.

По итогам 2000 г. в доходах консолидированных бюджетов всех субъектов Федерации поступления в разных формах составили 1,065,9 млрд руб., в том числе собственные доходы — 475,4 млрд руб., или 44,6%. Преобладали средства межбюджетного регулирования — 590,5 млрд руб., или 55,4%, из них отчисления от регулирующих нало­гов — 489,3 млрд руб., или 45,9%, а безвозмездные перечисления из федерального бюджета в разных формах составляют 101,2 млрд руб., или 9,5% всех поступлений.

При этом условно-собственные доходы (собственные доходы и от­числения от регулирующих налогов) составили 964,7 млрд. руб., или 90,2% всех поступлений.

В составе средств межбюджетного регулирования, как сказано выше, преобладающими являются отчисления от регулирующих нало­гов — 82,9%, а безвозмездные перечисления из федерального бюджета составляли 17,1%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.