КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы перераспределения средств
В их числе дотация — сумма, утверждаемая на планируемый год и выделяемая из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе бюджету другого уровня на общее покрытие текущих расходов в пределах недостающих у них на это средств без определения целевого назначения. Так, в России дотации из федерального бюджета выделяются и непосредственно (минуя региональные бюджеты) перечисляются на содержание закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), представляющих собой муниципальные образования, где расположены объекты Министерства обороны и Министерства по атомной энергии РФ, не имеющие достаточного налогового потенциала. Особой формой являются дотации консолидированным бюджетам субъектов Федерации или местным бюджетам, ежегодно определяемые на формализованной основе (по формулам) и выделяемые из образуемых в федеральном и региональных бюджетах соответственно Фонда финансовой поддержки субъектов РФ — регионов (ФФПР), Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО). Их можно назвать нормативно-долевыми дотациями, предоставляемыми на выравнивание бюджетной обеспеченности, где она по объективным причинам ниже минимально необходимого уровня. В России их *звали трансфертами, хотя в мировой практике к бюджетным трансфертам относят любые формы перераспределения средств из бюдже- »в одного уровня в другой. В Бюджетном кодексе РФ, вступившим в Действие с 2000 г., такого понятия в числе форм финансовой помощи бюджетам других уровней не предусмотрено, имея в виду, что это дотация. Другой формой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета является субвенция. Это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Так, на 2002 г. закрытым административно-территориальным образованиям наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности выделены субвенции на финансирование федеральных программ их развития, т.е. на целевые капиталовложения. Субвенция предусмотрена г. Москве на выполнение федеральных полномочий по сбору и утилизации радиоактивных отходов в Центральном регионе России. В форме субвенций могут выделяться и компенсации бюджетам других уровней в связи с увеличением их расходов, вызванным возложением на органы власти этих уровней дополнительных полномочий решениями вышестоящих органов власти. Так, на 2002 г. субъектам Федерации предусмотрены субвенции на реализацию ряда федеральных законов, предусматривающих социальную поддержку отдельных нуждающихся в ней категорий населения: граждан, имеющих детей, реабилитированных жертв политических репрессий и некоторых других. Бюджетное законодательство России предусматривает и такую форму перераспределения бюджетных средств между бюджетами разных уровней, как субсидия. Это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах бюджету другого уровня бюджетной системы на условиях долевого финансирования целевых расходов, относящихся к полномочиям совместного ведения или ведения органов власти нижестоящего территориального уровня, долевые средства которым предоставляются в целях стимулирования их к ускорению проведения соответствующих реформ или иных мероприятий в соответствии с осуществляемой вышестоящими органами власти региональной политикой. В качестве примера такого финансирования можно привести предусмотренные на 2002 г. субсидии из федерального бюджета на государственную финансовую поддержку завоза и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов по условиям навигации для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Или субсидии субъектам Федерации на реформирование и оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение 3 Направление средств из бюджета высшего уровня в нижестоящие бюджеты 319 (Ьфективности бюджетных расходов, поддержку экономических ре-гЬорм. В этой связи нельзя ставить знак равенства между понятиями «долевое участие» и «частичное финансирование», так как причиной последнего может быть лишь одно — недостаточность необходимых средств в вышестоящем бюджете. Термин «субсидия» в контексте межбюджетных отношений на практике нередко используется и как наиболее общее понятие, означающее безвозмездные перечисления бюджетам других уровней без конкретизации различных форм таких перечислений. В декабре 2001 г. Минфином России внесены уточнения и изменения в бюджетную классификацию, и в том числе в качестве таких наиболее общих понятий предусмотрены термины «текущие трансферты» и «капитальные трансферты». ' В практике взаимоотношений между бюджетами разных уровней осуществляются также взаимные расчеты. Это метод оперативного межбюджетного регулирования, когда оно в той или иной степени не могло быть предусмотрено при утверждении бюджета соответствующего вышестоящего звена бюджетной системы. Например, в течение ряда лет в Российской Федерации осуществляется неравномерная по регионам передача ведомственного жилищного фонда и объектов социальной сферы в муниципальную собственность, что ведет к увеличению расходов местных бюджетов на их содержание. В связи с этим по мере представления в Минфин РФ актов приемки указанных объектов из федерального бюджета выделялись соответствующие средства субъектам Федерации, потребность в которых не было возможности учесть при формировании этого бюджета на очередной финансовый год. Через указанные расчеты предоставлялись бюджетам другого уровня и иные компенсации из бюджетов других уровней (бюджетам других уровней), когда о них не было известно при утверждении вышестоящего бюджета. Все перечисленные выше формы перечисления средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой представляют собой безвозмездные перечисления бюджетам других уровней (из бюджетов Других уровней). Такие перечисления, за исключением компенсаций юджетов других уровней (бюджетам других уровней), представля- >т собой финансовую помощь бюджетам других уровней. Что касается мазанных компенсаций, то они не что иное, как возмещение бюдже- Л нижестоящего уровня задолженности вышестоящих бюджетов, ившейся следствием решений, принятых на этом уровне органами ;ти о возложении на нижестоящие органы власти дополнительных Расходных полномочий или внесении изменений в разграничение или Распределение налогов по уровням бюджетной системы, приведшие к 320 превышению минимально необходимых расходов над доходами соответствующих территориальных бюджетов. Тем не менее в Бюджетном кодексе и такие компенсации отнесены к финансовой помощи бюджетам других уровней. Финансовая помощь территориальным бюджетам оказывается и в форме бюджетной ссуды. Это бюджетные средства, предоставляемые на определенную цель для покрытия временных (по причине сезонного характера затрат или поступления доходов) кассовых разрывов другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года {возмездные бюджетные ссуды, как и бюджетный кредит, предоставляемые другому бюджету на платной основе, не должны относиться к финансовой помощи, но в Бюджетном кодексе они, как и бюджетный кредит, к ней отнесены). Бюджетная ссуда оформляется соглашением и относится на покрытие дефицита бюджета. Если же ссуда не погашается до конца года, то остаток ее рассматривается как средства, участвовавшие в межбюджетном регулировании истекшего года. Невозвращенная бюджетная ссуда подлежит незамедлительному возврату или погашению за счет уменьшения безвозмездных перечислений из бюджета, которому она должна быть возвращена, а в случае их недостаточности может возмещаться и за счет отчислений от регулирующих налогов. Применение бюджетных ссуд в России вызвано также нестабильностью экономической ситуации, при которой в условиях бюджетного кризиса и низкого уровня оборотной кассовой наличности, а нередко и ее отсутствия в территориальных бюджетах не хватает средств для финансирования предусмотренных расходов. Бюджетные ссуды согласно Бюджетному кодексу отнесены к источникам покрытия дефицита. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов на возвратной и возмездной основах, которая может использоваться не только для предоставления средств юридическим лицам, но и другому бюджету. Отчисления от регулирующих налогов, поскольку они определяются по временным нормативам, и безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая финансовую помощь, не входят в состав собственных доходов бюджетов. В то же время совокупность собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов можно рассматривать как условно-собственные доходы бюджета. Такой показатель используется в расчетах при определении потребности в финансовой помощи из бюджета вышестоящего территориального уровня. 3 Направление средств из бюджета высшего уровня в нижестоящие бюджеты 321 Кроме собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов в доходную часть бюджетов включаются безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней в разных формах. Отчисления от регулирующих налогов и безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней бюджетной системы представляют собой средства межбюджетного регулирования. Часто этот процесс называют бюджетным регулированием, но такой термин носит расширительный характер, допускающий трактовку его как регулирование через бюджет соответствующих направлений социально-экономического развития. По итогам 2000 г. в доходах консолидированных бюджетов всех субъектов Федерации поступления в разных формах составили 1,065,9 млрд руб., в том числе собственные доходы — 475,4 млрд руб., или 44,6%. Преобладали средства межбюджетного регулирования — 590,5 млрд руб., или 55,4%, из них отчисления от регулирующих налогов — 489,3 млрд руб., или 45,9%, а безвозмездные перечисления из федерального бюджета в разных формах составляют 101,2 млрд руб., или 9,5% всех поступлений. При этом условно-собственные доходы (собственные доходы и отчисления от регулирующих налогов) составили 964,7 млрд. руб., или 90,2% всех поступлений. В составе средств межбюджетного регулирования, как сказано выше, преобладающими являются отчисления от регулирующих налогов — 82,9%, а безвозмездные перечисления из федерального бюджета составляли 17,1%.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |