КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роли наблюдателя
НЕ УДЕЛЯТЬ ЗНАЧЕНИЯ Ошибка №31. Каждый человек охотнее исправил бы чужие ошибки, чем свои. Марк Фабий Квинтиллиан Очень хорошая тема для проработки в парах — обработка возражений, отказов от общения или критических замечаний. В режиме мозгового штурма группа вспоминает 15-20 наиболее часто звучащих возражений, дается та модель, которую мы бы хотели освоить, каждый участник обдумывает варианты ответа в соответствии с предложенной моделью. Разработка вариантов обработки может проходить также в мини-группах. На обдумывание дается 15-20 минут, после чего участники разбиваются на пары и делят базу возражений пополам. Сначала менеджером-консультантом работает один участник, потом другой. Участники получают начальный опыт работы с данной моделью. Потом участники возвращаются в круг, и мы проводим, например, chain-talk. Правый сосед каждого становится клиентом, возражения предварительно распределяются, либо клиенты могут выбирать любые возражения из уже известных, и участники по очереди обрабатывают возражения в соответствии с моделью. После того как ответ дан, группа может комментировать, предлагать свои версии и т. д. Затем можно выстроить «карусель» или образовать «мешанину», но возражения даются уже другие. Все это время тренер активен. Мы можем переходить от пары к паре, задерживаться там, где участники сталкиваются с трудностями, отвечать на вопросы, привлекать внимание группы к нюансам работы, прерывать работу группы и давать объяснения заново в случае необходимости. Но мы не можем всегда находиться рядом с каждой парой, что сделало бы прогресс группы еще более значительным, и не можем пригласить 6-7 тренеров для постоянного сопровождения участников. Компенсировать нашу многотелесную недостаточность помогают наблюдатели — участники, которые официально получают эту «должность». В задачу наблюдателя входит внимательно наблюдать за происходящим, запоминать или фиксировать определенные моменты и дать обратную связь участникам упражнения. Как правило, работа с участием наблюдателя проводится в тройках, если в группе 9, 12 или 15 человек, либо у нас может быть несколько троек и несколько четверок, тогда наблюдателей становится больше. Хорошо, если время позволяет участникам меняться ролями. Тогда каждый получает возможность побыть в роли клиента, консультанта и наблюдателя. Это если мы берем возражения, в другой ситуации роли могут быть другими. Очень удобно закрепить роли не за людьми, а за стульями, чтобы, пройдя один этап, участники группы менялись местами по часовой стрелке или против нее — сокращает время и добавляет в группу элемент динамики. Кроме того, помогает участникам быстро переключаться между ролями. Действительно, со стороны ошибки и затруднения просто бросаются в глаза, принимают выпуклую, объемную форму, поэтому наблюдатели обычно работают очень качественно, и участники получают хорошую обратную связь. С другой стороны, каждый, наблюдая, «как не надо», старается отстроиться от недостатков, и последние показы-прогоны обычно гораздо сильнее предыдущих. Чтобы задействовать наблюдателей на полную мощность, необходимо обеспечить соблюдение группой нескольких правил. 1. Участники должны хорошо понимать, что наблюдатель — это не палач, не надсмотрщик, даже не учитель, который поставит за их действия плохую оценку, а самый сильный и мощный источник знаний о том, что у них уже получается хорошо, а что стоит подтянуть, над чем конкретно нужно работать. Ни один клиент не скажет нам: «Знаете, вот Вы сидите в закрытой позе, и выражение лица у Вас неадекватное, интонации обиженные, слова кургузенькие, и в цифрах Вы путаетесь, а еще врете неправдоподобно, поэтому я с Вами работать не буду!» Покивает вежливо и уйдет голосовать рублем за конкурентов. Наблюдатель, если он качественно делает свою работу, может внести реальный вклад в наш профессиональный рост, четко очертив зону наших достоинств и зону ближайшего развития — зону коррекции. Если погладить коллегу по головке — «все у тебя нормально», — это значит не помочь ему ничем, так, время провести. А это явно не то, для чего мы приходим на тренинги. Пониманию значимости роли наблюдателя может помочь широко известная модель самосознания JoHari Window — «Окно ДжоГарри», которую предложили Джозеф Лафт и Гарри Инграм, начала имен которых и дали такое название. В ней выделяется четыре области представлений человека о себе самом:
Наблюдатели, дающие обратную связь из зоны «слепого пятна», углубляют знания участника о себе самом — расширяют его область «арены». Чем честнее, чем искреннее мы будем работать, тем больше пользы сможет получить наш партнер. 2. Нам достаточно сложно давать качественную обратную связь, пото Поэтому второе, чему мы должны научить наблюдателей, — быть добрыми и начинать свою обратную связь с похвалы. Только люди, щедрые сердцем, могут легко находить, за что похвалить человека. Тем не менее найти даже в самом провальном показе приятные неожиданности, которые станут фундаментом для дальнейшего роста, возможно. Постепенно участники тренинга запоминают и принимают, что хвалить нужно, и постепенно у них это начинает получаться. А кто сказал, что навыковый тренинг не является тренингом личностного роста? 3. Все сразу нам поменять все равно не удастся, поэтому не стоит вклю изменить. Если удачных моментов можно выделить несколько, скажем 3-5, то в зону роста можно включить один крупный момент или 2-3 не очень значительных. Обратите внимание: мы постоянно говорим не «критика» и не «недостаток», а «зона роста», «зона развития», «зона коррекции». Название зависит от того, как мы относимся к ошибкам участников. Приведу очень простой пример: урок труда в школе. Радостная второклассница приносит учительнице собственноручно сшитую рыбку. Та говорит: «Хвост не удался, иди переделай!» Вмиг погрустневшая девочка с поникшими плечами идет переделывать у рыбки хвостик, хотя уже готова ее забросить куда подальше. Знакомая ситуация? Конечно, все в школе учились, только так и было. А теперь представьте, что учительница скажет то же самое чуть-чуть по-другому: «Отличная рыбка у тебя получилась: чешуйки ровные, плавнички на месте, глазки яркие! Давай еще хвостик чуть подлиннее сделаем, она вообще как живая будет!» В первом случае был назван недостаток: хвост не удался. За счет чего он не удался, что нужно изменить — непонятно. Во втором выделены конкретные достоинства рыбки, об этом чуть ниже речь пойдет, и показано, что и как изменить: сделать хвостик чуть подлиннее. А недостаток вообще не назван — зачем, школьница уже радостно бежит переделывать. 4. Для того чтобы обратная связь приносила пользу, она должна быть как минимум конкретной и адекватной. То есть мы отслеживаем ровно то, что относится к предмету изучения, чтобы не отвлекать участника и не создавать ему лишние сложности, хвалим за конкретные достижения и даем максимально конкретные рекомендации. Поэтому перед тем как участники начинают работу, у них должны быть четкие параметры того, как она должна выполняться, что способствует повышению нашей эффективности при ее исполнении. Возьмем для примера тему «Телефонные переговоры». Допустим, мы рассмотрели недостатки телефонных переговоров в сравнении с личной встречей: 1) невозможно показать товар лицом; 2) сложно удерживать внимание собеседника; 3) трудно контролировать его понимание наших слов; 4) мы ограничены во времени; 5) помехи связи; 6) наше внешнее очарование и обаяние не действуют 7) и так далее. Если мы копнем глубже, то наберем достаточно много способов компенсировать данные недостатки в процессе разговора и наблюдатели получат точки опоры при анализе работы других участников:
Теперь наблюдателю гораздо проще: «Сравнения и метафоры использовал, описывал подробно, а вот если бы интерьер салона по электронке во время разговора скинуть — и время бы сэкономил, и другое качество представления у клиента бы было». Елена Иванова1 выделяет десять критериев обратной связи: 1. Сбалансированность — сочетание положительных и отрицательных моментов, каждый из которых представляет ценность для обучения. Перевес в сторону отрицательных моментов «придавит» участника, у него опустятся руки, в сторону «захваливания» — не будет стимулировать к дальнейшему развития. 2. Конкретность — комментарии относительно того, что и как было сделано, но не причин этих поступков. Мы можем очень далеко уйти в сторону того, что подвигло участника к именно таким формулировкам или действиям, но если у клиента (интересы которого представляет наблюдатель) в результате данных действий возникает напряжение, какими бы ни были причины, они эти действия не оправдывают. 3. Объективность — описание фактов и эффекта от этих событий. Хвост «ты всегда делаешь это» никак не способствует нашему прогрессу. 4. Адекватность — соотнесенность с навыками, которые требуют тренировки в данный момент. 5. Понятность — использование наблюдателем понятных участнику слов и выражений. 6. Активность — включение обучаемого в процесс обратной связи, то есть концентрация его внимания на своей работе, возможность первому прокомментировать свои действия, знания и навыки. 7. Динамичность — последовательность и преемственность наших суждений, которые позволяют человеку сравнивать то, что и как он делал раньше, с тем, что и как он делает теперь, и отслеживать позитивные изменения. 8. Направленность на поведение — анализ того, что мы делаем, а не разбор по косточкам нас как личностей. 9. Достаточность — соответствие объема обратной связи затраченным усилиям. 10. Иерархичность — называние моментов приложения усилий — зон роста — от более важного к менее важному. 1 Иванова Е. В. Тренинг управления изменениями в организации. СПб.: Речь, 2007. Это очень полное описание параметров обратной связи, которое хорошо помнить в процессе работы с обратной связью. В то же время искреннее стремление помочь, щедрое сердце, умение выделять конкретные успехи и зоны роста — те киты, на которых базируется хорошая работа наблюдателей. Подумайте, какие параметры обратной связи Вы обычно задаете участникам. Как Вы это сделаете в Вашем следующем тренинге? В каких упражнениях в тех тренингах, которые Вы сейчас готовите, эффективной будет работа наблюдателя? Откуда наблюдатели возьмут конкретику для анализа работы других участников?
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |