Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Особенности управления кораблем при плавании по судоходным внутренним путям




ОСОБЕННОСТИ ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ СУДОХОДНЫМ ПУТЯМ (ВСП)

Особенности плавания кораблей (судов) по ВСП оп­ределяются ограниченными габаритами судового хода, навигационными особенностями и ограниченным сроком навигации (для европейской части СССР с мая по но­ябрь). Длина, ширина, высота и осадка корабля должны быть доведены до соответствующих габаритов водного пути, по которому пройдет корабль, с учетом минималь­ной высоты пролетов мостов и линий электропередач для данного уровня воды.

Проверка соответствия основных размерений корабля (судна) габаритам водного пути перед предстоящим плаванием (буксировкой) возлагается на органы военных сообщений, с которыми командиры кораблей решают все вопросы, связанные с плаванием на ВСП.

Корабль может следовать своим курсом, если его осадка и маневренные элементы обеспечивают безопас­ность плавания на трудных участках пути. В противном случае осуществляется буксировка корабля. Буксировка в транспортных доках производится в тех случаях, ког­да осадка корабля превышает гарантийную глубину на пути следования. При плавании кораблей на реках, кана­лах и в шлюзах минимально допустимые запасы воды под килем, запасы по длине и ширине корабля при прохожде­нии шлюзов приведены в приложении 9.

Документы, регламентирующие плавание по ВСП

Необходимые сведения для плавания по ВСП коман­дир корабля получает, используя следующие руковоцящие документы:

— навигационные (лоцманские) карты (для плавания по ВСП используются карты рек, каналов и водохрани­лищ, для плавания по крупным озерам и устьям рек, впадающих в моря,—морские карты),

— руководства для плавания (лоции, описания участ­ков, радиолокационные схемы, рекомендации по выбору безопасного пути корабля), дополняющие навигационные карты текстовым описанием, иллюстрациями, схемами, наставлениями для плавания и т. д.;

— справочные пособия (схемы габаритов судовых хо­дов, маршрутники, атласы и картограммы ветрового вол­нения, графики колебаний уровня воды и т. д.), служа­щие для получения необходимых данных о районе пла­вания и производства расчетов;

— информационные бюллетени об уровнях воды и со­стоянии судового хода, путевые листки, циркулярные радиобюллетени, гидрометеобюллетени, рейсовые прогнозы погоды и т. п., предназначенные для предупреждения командиров кораблей и судоводителей о происходящих изменениях в условиях плавания;

— основные правила, обеспечивающие безопасность плавания по ВСП: Правила плавания по внутренним су­доходным путям РСФСР (ППВСП), Местные правила плавания (для данного бассейна, канала, водохранилища), Правила речного регистра РСФСР и др.

Действия ППВСП распространяются на все корабли, суда, плавучие сооружения и плоты, плавающие в гра­ницах рек, каналов и водохранилищ, независимо от их принадлежности. В устьевых районах рек, при выходе в прибрежно-морские районы корабли и суда соблюдают МППСС и обязательные постановления начальников мор­ских портов. В пограничных районах крупных судоход­ных рек кроме указанных правил действуют междуна­родные соглашения и специальные законодательные акты по судоходству.

При плавании по ВСП применяют местную термино­логию. При плавании на реках пользуются следующей речной терминологией;

1. Судовой ход (фарватер)—часть русла с наиболь­шими глубинами, предназначенная для плавания кораб­лей и судов. Габариты судового хода (главные размерения): глубина, ширина, радиус кривизны и надводная высота проводов, мостов.

2. Срезочный урез воды — уровень реки, к которому относятся навигационные (лоцманские) карты и планы участков.
3. Берега реки: а) коренной — незатапливаемый бе­рег, б) меженный (пойменный) — затопляемый в половодье берег, затон — глубоководный залив.
4. Элементы речного течения: а) стрежень — ли­ния, соединяющая точки с наибольшими скоростями тече­ния на поверхности реки, удобный для управления ко­раблем; б) водоворот, омут, суводь и др.— участки реки с вращательным движением воды, ухудша­ющие управление кораблем и вызывающие его рыскли­вость; в) тихо в оды—участки реки с малыми скоро­стями течения, удобные для плавания против течения; г) прижимные течения, для них характерен сильный снос корабля в сторону берега; д) затяжные течения — затягивающие корабль поперечные течения с направлением из главного русла в протоки; е) сваль­ные течения, пересекающие ось фарватера под углом, смещают корабль с оси фарватера.
5. Основные элементы наносных образований в русле реки: а) гряда—узкая каменистая россыпь, пересекаю­щая речное русло; б) порог — выступ из твердых по­род в русле, образующий резкие падения воды и бурное течение; в) перекат — наносное образование в виде вала, пересекающее русло реки; г) перевал — место перехода (перевала) судового хода от одного берега ре­ки к другому.


Понятие о судоходной обстановке на ВСП

Судоходная обстановка на ВСП (на реке, озере, ка­нале, водохранилище) обозначает направление, границы, глубину и ширину судовых ходов (ФВК), границы ак­ваторий рейдов и портов, ограждения подводных и над­водных препятствий и т. п. Знаки судоходной обстановки обеспечивают безопасность плавания.

Основные знаки судоходной обстановки — береговые, которые надежны в действии и удобны в эксплуатации. Плавучие знаки дополняют береговые и служат главным образом для обозначения границ фарватеров, надводных и подводных препятствий (приложение 8).

Знаки судоходной обстановки на реках

Береговые знаки. Весенние знаки устанавливаются на мысах и других затапливаемых в половодье местах и служат для ориентировки при плавании в условиях высо­кого уровня воды. Перевальные знаки устанавливаются в местах перевала судового хода от одного берега реки к другому. Створные знаки указывают судовой ход на прямолинейных участках большой протяженности. Ходо­вые знаки служат для указания судового хода, располо­женного в непосредственной близости от берега. Сигналь­ные мачты — для подъема сигналов, обозначающих фак­тическую глубину и ширину судового хода. Семафорная мачта обеспечивает подъем сигналов, регулирующих про­ход судов и плотов на участках с односторонним движе­нием. Знак «Сигнал» выставляется на подходах к участ­кам пути, где расхождение и обгон судов затруднитель­ны, и на подходах к участкам пути с односторонним дви­жением. Береговые знаки подводных и надводных пере­ходов ограждают места прохождения через реки и кана­лы телеграфных, телефонных, электрических кабелей, тоннелей и т. д. Знаки ходовых пролетов мостов указы­вают пролеты, под которыми должны проходить корабли, составы и плоты. Рейдовые знаки обозначают границы рейдов.

Плавучие знаки. Бакены правого (по течению) и левого берега служат для обозначения границ судового хода и навигационных опасностей. В местах разветвления судо­вого хода устанавливаются рядом два бакена — красный и белый, которые корабль может обходить с любой сторо­ны. Свальный бакен устанавливается вне судового хода, за той его кромкой, в сторону которой направлено сваль­ное течение. Веха ограждает подводные препятствия или кромку судового хода.

Знаки судоходной обстановки на каналах, водохрани­лищах и озерах устанавливаются по латеральной системе для ограждения правой и левой стороны фарватера с помощью буев, вех, створов и плавучих пирамид. Прямо­линейные участки фарватеров протяженностью более 10 км оборудуются щелевыми створами. На крупных озе­рах применяется кардинальная система ограждения, при­нятая на морях СССР (приложения 1, 2).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.