Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация контрольной работы налоговых органов 1 страница




 

Основным методом мобилизации доходов бюджетов (федерального, субъектов Федерации и местных органов самоуправления) является добровольная уплата налогов юридическими и физическими лицами. От полноты и своевременности уплаты зависят состояние бюджетов всех уровней, решение экономических и социальных проблем и развитие страны в целом.

Переход России к рыночной экономике потребовал коренного изменения налоговой системы. Количество налогов значительно увеличилось, возросло и число организаций, в основном за счет развития торговли и малого бизнеса. В современных условиях важнейшей проблемой, препятствующей наиболее полному обеспечению доходной части бюджетов всех уровней, является проблема неплатежей. Предприятия торговли и малого бизнеса являются плательщиками налогов, однако не все соблюдают налоговую дисциплину. Многие вообще уходят от уплаты всех налогов; некоторые допускают неполную уплату налогов преднамеренно, а другие не доплачивают налоги вследствие слабой экономической подготовки как руководителей организаций, так и главных бухгалтеров. В результате получается значительное недопоступление средств в бюджет, а отсюда – задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы, недофинансирование здравоохранения, образования, культуры, а также системы управления и обороны страны.

Одним из основных способов контроля добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в бюджет является проведение налоговых проверок.

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Необходимо рассмотреть субъекты и объекты налоговых проверок.

Субъекты налоговых проверок – министерства, ведомства государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты налоговых проверок – денежные документы, бухгалтерские регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и сборов, полноты и своевременности внесения их в бюджет, обоснованности применения льгот.

В зависимости от характера и способов проведения налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные, что определено ст. 87 Налогового кодекса РФ. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка производится по месту нахождения налогового органа на основе бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

Таможенные органы проводят камеральные и выездные проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в соответствии с правилами, предусмотренными ст.ст. 87-89 НК РФ.

Цель камеральной проверки – определить полноту представленного отчета, правильность заполнения всех форм отчетности, правильность составления расчетов (деклараций) по налогам, обоснованность применения ставок налогов и использования налоговых льгот, своевременность уплаты налогов, а также проверка логической связи между отдельными формами отчетности.

Камеральная проверка проводится в отношении всех налогоплательщиков (юридических и физических лиц). Конкретные приемы и способы проведения камеральных проверок определяются самими налоговыми органами, исходя из первоочередных задач обеспечения более полного сбора налогов и сборов, накопленного опыта контрольной работы и наличия квалифицированных кадров. На основе результатов ежеквартально проводимых камеральных проверок в налоговом органе создается информационный банк данных о финансово-хозяйственной деятельности организаций, который используется при составлении плана проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка по-прежнему остается приоритетной и практически всеобъемлющей формой налогового контроля, зачастую не уступающей по степени эффективности выездным проверкам.

Это наименее трудоемкая форма налогового контроля: трудозатраты на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной налоговой проверки. При этом охват налогоплательщиков данными проверками почти 100-процентный, в то время как выездные налоговые проверки ежегодно проводятся только у 12-15% налогоплательщиков.

Камеральная налоговая проверка решает две самостоятельные задачи налогового контроля. Во-первых, камеральная налоговая проверка является формой налогового контроля по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации. При этом не просто осуществляется контроль за правильностью арифметических подсчетов, а именно оценивается достоверность показателей налоговой отчетности на основе всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике, в том числе полученной из внешних источников и применения методов, базирующихся на системе косвенных индикаторов налоговой базы. Эффективность камеральных налоговых проверок постоянно повышается. Во-вторых, камеральная налоговая проверка выступает как основное средство целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок с учетом того, что выездные налоговые проверки являются наиболее трудоемкой формой налогового контроля. Министерство финансов нацеливает налоговые органы на назначение таких проверок в случаях, когда возможности камеральных налоговых проверок исчерпаны и для проведения контрольных мероприятий требуется присутствие налогового инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Камеральная проверка легче поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументный контроль показателей налоговой декларации и междокументный контроль налоговой отчетности, в том числе используя информацию из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу.

С 2007 г. принципиальные изменения претерпели нормы ст. 88 НК РФ, регламентирующие процедуру проведения камеральных проверок, а именно:

-дано разрешение налоговым органам при проведении камеральных проверок истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие правильность и своевременность уплаты налогов, однако строго ограничено количество истребуемых документов (это документы, где даются пояснения налогоплательщиков в случае выявления ошибок в налоговой декларации; это документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы; это документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС, а также дополнительные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов);

-налоговые органы обязаны в случае выявления по результатам проверки факта нарушения законодательства о налогах и сборах составлять акт проверки (предельный срок составления акта камеральной проверки – 10 дней со дня окончания проверки).

Повышая значимость камеральных налоговых проверок, что, несомненно, увеличивает размер доначисления налогов и сумм от штрафных санкций за допущенные нарушения, налоговые органы придают важное значение выездным налоговым проверкам, которые проводятся по месту нахождения налогоплательщиков.

Согласно нововведениям правила проведения и оформления камеральных налоговых проверок, предусмотренные ст. 88 НК РФ для налогоплательщиков, распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Следует отметить, что в соответствии с новой редакцией НК РФ сроки проведения камеральных проверок, как правило, сократятся: из ст. 6.1 НК РФ исключено положение о том, что месяцем признается именно календарный месяц, а камеральные налоговые проверки ограничиваются тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Согласно новой редакции ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган имеет право:

· требовать представления пояснений;

· требовать внесения исправлений;

· истребовать необходимые документы, оговоренные в ст. 88 Кодекса.

Основаниями требования для представления пояснений либо внесения исправлений являются:

· ошибки в налоговой декларации (расчете);

· противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

· несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

 


┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────┐

│Предмет: декларация (расчеты),│ │Проверка в течение│

│документы, представленные ├──────>│3-х месяцев со дня│

│налогоплательщиком │ │представления │

│и имеющиеся у инспекторов │ │документов │

└──────────────────────────────┘ └──────┬─────┬─────┘

┌────────────────────────────────────┘ │

\│/ \│/

┌────────┴────────────────┐ ┌─────────────┴─────┐

│Ошибки не выявлены, │ │Выявлены ошибки │

│противоречий нет │ │и противоречия │

└────────┬────────────────┘ │в сведениях │

│ └─────────────┬─────┘

\│/ \│/

┌────────┴────────────────┐ ┌─────────────┴─────┐

│Проверка заканчивается │ │Инспекторы сообщают│

└─────────────────────────┘ │об ошибках и │

│противоречиях фирме│

└─────────────┬─────┘

\│/

┌───────────────────────────────────────────────────┴─────┐

│Фирма готовит пояснения, дополнительные документы │

│и представляет их в инспекцию в течение 5 рабочих дней │

└────────┬──────────────────────────────────────────┬─────┘

\│/ \│/

┌────────┴────────────────┐ ┌─────────────────┴─────┐

│Выявлены факты совершения│ │Нарушения налогового │

│налогового правонарушения│ │законодательства │

└────────┬────────────────┘ │не выявлены │

\│/ └─────────────────┬─────┘

┌────────┴────────────────┐ \│/

│Составляется акт │ ┌─────────────────┴─────┐

│налоговой проверки │ │Проверка заканчивается │

│в течение 10 рабочих дней│ └───────────────────────┘

└────────┬────────┬───────┘

│ └─────────────────────────────────┐

\│/ \│/

┌────────┴────────────────┐ ┌──────────────────┴─────┐

│Разногласий по акту нет │ │Есть разногласия по акту│

└────────┬────────────────┘ └──────────────────┬─────┘

│ \│/

│ ┌────────────────────────────────────┴─────┐

│ │Составляется письменное возражение в целом│

│ │по акту или отдельным его положениям │

│ │с приложением документов, в течение месяца│

│ │ представляется в инспекцию │

│ └────────────────────────────────────┬─────┘

\│/ \│/

┌────────┴──────────────────────────────────────────┴─────┐

│Акт налоговой проверки и возражения рассматриваются │

│руководителем налоговой инспекции и принимается решение │

│в течение 10 рабочих дней │

└────────┬──────────────────────────────────────────┬─────┘

\│/ \│/

┌────────┴──────────────────────┐ ┌───────────┴─────┐

│Решение о привлечении │ │Решение об отказе│

│к ответственности за совершение│ │в привлечении │

│налогового нарушения │ │к ответственности│

└────────┬──────────────────────┘ └───────────┬─────┘

\│/ \│/

┌────────┴──────────────────────────────────────────┴─────┐

│Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней │

└─────────────────────────────────────────────────────────┘


После внесения изменений в налоговое законодательство Законом № 137-ФЗ не допускается необоснованное требование пояснений. Например, само по себе требование представить расшифровку строк налоговой декларации является незаконным. В то же время данное нововведение может стать абсолютно бесполезным, учитывая, что налоговый орган имеет право требовать пояснения (исправления), основываясь на любых документах, которыми он располагает.

В случае выявления вышеупомянутых ошибок, противоречий и (или) несоответствий налоговый орган может выбрать один из установленных НК РФ способов дальнейшего взаимодействия с налогоплательщиком: потребовать либо представления пояснений, либо внесения соответствующих исправлений. Необходимо отметить, что если срок для представления пояснений составляет пять дней, то срок для внесения исправлений устанавливается непосредственно в сообщении налогового органа.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). К таким документам относятся, в частности, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета.

Упущением законодателя следует признать невозможность представления налогоплательщиком документов в случае, если пояснения даются им при выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

За налоговым органом сохраняется право истребования документов при проведении камеральной налоговой проверки. Выводы некоторых специалистов о том, что права налоговых органов в этой части значительно ограничены, ошибочны.

Объем запрашиваемых документов в настоящее время ограничен законом: налоговый орган вправе истребовать только документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения вычетов.

К таким документам относятся:

· счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;

· документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога, – при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

· иные документы – в особых случаях (п. 3,6 – 8 ст. 172 НК РФ).

Необходимо отметить, что налоговый орган не вправе истребовать счета-фактуры, выставленные самим налогоплательщиком, книги покупок и книги продаж.

На практике это означает, что налоговые органы, так же как и прежде, могут запрашивать значительный объем документации.

В остальных случаях при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Представляется, что данное нововведение будет иметь важное значение при проведении камеральных проверок по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц.

Законодательством предоставляется установление обязанности должностного лица налогового органа составлять акт налоговой проверки в случае, если будет установлен факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах при проведении камеральной проверки. К нарушению законодательства о налогах и сборах относится и налоговое правонарушение, понятие которого дано в ст. 106 НК РФ.

Акт налоговой проверки, предусмотренный ст. 100 НК РФ, должен быть составлен в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (в настоящее время – ФНС России).

Акт налоговой проверки подписывается лицами, которые проводили соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. При этом дата подписания акта лицами, проводившими налоговую проверку, считается датой акта.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что в акте налоговой проверки отражаются также сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки. При этом следует учитывать, что такое указание не ставится в зависимость от того, проведены ли данные мероприятия в соответствии с законом и оформлены ли они надлежащим образом.

Согласно новой редакции НК РФ у налогового органа сохраняется право направления акта налоговой проверки по почте независимо оттого, уклоняется лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель от получения акта налоговой проверки.

Если ранее налогоплательщик имел возможность объяснить мотивы отказа от подписания акта налоговой проверки, то согласно изменениям, внесенным в НК РФ Законом № 137-ФЗ, такое право налогоплательщика не установлено.

Изменяется и срок представления возражений по акту налоговой проверки в целом или по отдельным его частям. Согласно предыдущей редакции НК РФ такой срок составлял 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки. Следует констатировать, что данный срок был сокращен, поскольку ранее он составлял две недели, а понятие «неделя», под которым понималось пять рабочих дней, следующих подряд, исключено из НК РФ. В связи с изменениями в НК, срок подачи возражений по акту увеличен до 1 месяца.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

 

┌───────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐

│По решению руководителя├───>│Предмет: один или несколько │

│инспекции │ │налогов за 3 последних │

└───────────────────────┘ │календарных года │

└───────────────────┬────────┘

┌─────────────────────────┐ │

\│/ │ \│/

┌─────────────┴────────────┐ ┌──────┴────────┴────────┐

│Ошибки и противоречия │ │Срок проведения 2 месяца│

│в сведениях не выявлены │ └───────────────┬────────┘

└─────────────┬────────────┘ │

\│/ \│/

┌─────────────┴─────────┐ ┌───────────────────┴────────┐

│Проверка заканчивается │ │Выдача справки инспекторами │

└───────────────────────┘ └───────────────────┬────────┘

\│/

┌───────────────────────┐ ┌───────────────────┴────────┐




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.