Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация контрольной работы налоговых органов 2 страница




│Разногласий по акту нет│<───┤Составляется акт налоговой │

└─────────────┬─────────┘ │проверки в течение 2 месяцев│

│ └───────────────────┬────────┘

│ \│/

│ ┌───────────────────┴────────┐

│ │Есть разногласия по акту │

│ └───────────────────┬────────┘

│ \│/

│ ┌─────────────────────────┴────────┐

│ │Составление письменных возражений │

│ │с приложением документов в течение│

│ │15 рабочих дней │

│ └─────────────────────────┬────────┘

\│/ \│/

┌─────────────┴──────────────────────────────────┴────────┐

│Акт налоговой проверки и возражения рассматриваются │

│руководителем налоговой инспекции и принимается решение │

│в течение 10 рабочих дней │

└─────────────┬──────────────────────────────────┬────────┘

\│/ \│/

┌─────────────┴─────────────────┐ ┌──────────────────┐

│Решение о привлечении │ │Решение об отказе │

│к ответственности за │ │в привлечении │

│совершение налогового нарушения│ │к ответственности │

└─────────────┬─────────────────┘ └─────────┬────────┘

\│/ \│/

┌─────────────┴──────────────────────────────────┴────────┐

│Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней │

└─────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 15 – Порядок проведения выездных налоговых проверок

 

В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

В связи с чем Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.

Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций.

Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями).

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства - в течение 1 месяца.

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:

· если вы имеете статус крупнейшего налогоплательщика;

  • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • у вас несколько обособленных подразделений;
  • вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

· имеются иные обстоятельства.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

· полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

· предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

· периоды, за которые проводится проверка;

· должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс мероприятий (действий), осуществляемых налоговыми органами:

1) по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов, отражающих факты хозяйственной жизни налогоплательщика;

2) по осмотру (обследованию) предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения прибыли объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

3) по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

4) иных, предусмотренных НК РФ действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и по иным местам вне места нахождения налогового органа.

Характер мероприятий, проводимых налоговым органом в проверочном процессе, целесообразно разделить по его отдельным этапам, среди которых можно выделить:

1) подготовительный этап (очень важный, так как от выбора объекта, степени готовности каждого участника к проверке, распределения участников проверочной группы по конкретным участкам зависит эффективность выездной налоговой проверки);

2) проведение непосредственно проверки;

3) оформление материалов проверки;

4) реализация материалов проверки.

Выездные налоговые проверки в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика могут быть следующих видов:

1) комплексная проверка, в ходе которой охватываются все сферы финансово-хозяйственной деятельности организации, как правило, по всем видам налогов. В ходе данной проверки ревизуются все счета организации, играющие роль в формировании налоговых обязательств, за различные отчетные периоды. Для обеспечения проведения комплексной выездной налоговой проверки план-график координируется с отделом налогообложения физических лиц другими отделами по соответствующим видам налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды;

2) тематическая проверка охватывает отдельные сферы финансово-хозяйственной деятельности организации, вопросы правильности исчислении отдельных видов налогов и других обязательных платежей;

3) экспресс-проверка – проверка, проводимая по одному или более отдельных аспектов деятельности организации. В ходе проведения данной проверки инспектор может ограничиться проведением лишь «теста на достоверность» системы бухгалтерского учета налогоплательщика. При получении положительного результата данного теста дальнейшая проверка налогоплательщика может не проводиться. Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться имеющие место по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых деклараций предположения о недостоверном отражении организацией отдельных показателей, связанных с исчислением его налоговых обязательств, запросы других налоговых органов о проведении встречных или других проверок по узкому кругу вопросов (например, об отражении в учете финансового результата по конкретной сделке, об оприходовании конкретной партии товара) и т.д.

Сама процедура проведения выездной налоговой проверки не претерпела существенных изменений. В то же время значительно изменился порядок исчисления срока проведения выездной налоговой проверки, который начинается со дня вынесения решения о назначении налоговой проверки и продолжается до дня составления справки о проведенной проверке. Справка о проведенной налоговой проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, составляется проверяющим в последний день проведения выездной налоговой проверки и вручается налогоплательщику или его представителю. Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Согласно нововведениям выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев; этот срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Поскольку основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России, вероятно, обычная продолжительность проверок составит четыре месяца, притом, что ранее проверки, как правило, длились три месяца.

Так же как и ранее, на проверку филиала или представительства отводится не более одного месяца, при этом данный срок не может продлеваться. Законодателем сужен предмет проверки: налоговый орган имеет право проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Следует отметить, что законодатель двойственно определяет предмет проверки: налоги (п. 2 ст. 89 НК РФ) либо правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). Однако проверяемый период выездной налоговой проверки (организации, филиалов, представительств), так же как и прежде, ограничивается периодом, не превышающим трех календарных лет. В то же время согласно изменениям, внесенным в НК РФ Законом № 137-ФЗ, такой срок исчисляется с момента вынесения решения о проведении проверки (п. 8 ст. 89 Кодекса), а не с года проведения налоговой проверки, как это устанавливалось ранее (абзац первый ст. 87 НК РФ в прежней редакции). Ранее действовавшее правило сохранилось только в отношении повторных выездных налоговых проверок: при проведении такой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Ограничение, налагаемое на период налоговой проверки, не распространяется на камеральные налоговые проверки, как это было ранее.

Из НК РФ исключена норма о том, что срок проведения выездной налоговой проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. В то же время руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право приостанавливать проведение выездной налоговой проверки.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего вышеуказанную налоговую проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В этой связи самостоятельная проверка филиала (представительства) может затянуться до семи месяцев.

НК РФ оговариваются цели приостановления выездной налоговой проверки. Очевидно, что результат может отличаться от поставленных налоговым органом целей. Однако данное обстоятельство не принимается во внимание законодателем, а, напротив, указывается, что в отдельных случаях налоговый орган не получит желаемого результата. Так, если налоговая проверка была приостановлена с целью получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления выездной налоговой проверки может быть увеличен на три месяца.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена:

· для истребования документов (информации) о налогоплательщике;

· для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

· для проведения экспертиз;

· для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Истребование документов (информации) о налогоплательщике является аналогом встречной проверки, понятие которой исключено из новой редакции НК РФ. Однако если ранее налоговый орган мог запрашивать у одного и того же лица (например, банка) информацию неограниченное количество раз, то с 1 января 2007 года многократные запросы утрачивают смысл, поскольку выездная налоговая проверка приостанавливается только с целью однократного истребования документов (информации).

Само по себе истребование документов (информации) о налогоплательщике не признается дополнительным мероприятием налогового контроля и может проводиться также при рассмотрении материалов камеральной или выездной налоговой проверки, но только на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Возможно, истребование информации и вне рамок проведения налоговых проверок относительно конкретной сделки. Однако такие запросы могут быть адресованы только лицам, располагающим информацией об этой сделке (в том числе участникам сделки). При этом неправомерно истребование документов по сделке.

Согласно нововведениям, внесенным в НК РФ Законом № 137-ФЗ, налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, не имеет права направлять запросы непосредственно лицу, у которого истребуются документы (информация). Требование о представлении документов (информации) направляется налоговым органом по месту учета такого лица на основании поручения налогового органа, осуществляющего налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля в отношении самого налогоплательщика. Учитывая, что основания для постановки на налоговый учет могут быть различными, не исключено направление запросов по месту нахождения недвижимого имущества, обособленных подразделений, транспортных средств лица, у которого истребуются документы (информация).

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, знакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также в случае выемки документов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Согласно изменениям, внесенным в НК РФ Законом № 137-ФЗ, срок представления документов продлен до 10 рабочих дней со дня вручения требования. Бесперспективным видится правило, закрепляющее возможность продления налоговым органом данного срока на основании уведомления налогоплательщика, поскольку продление сроков является правом, а не обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Уведомление о невозможности представить документы в указанный срок направляется налогоплательщиком должностным лицам, осуществляющим проверку. Срок для направления уведомления – не позднее дня, следующего за днем его получения. Уведомление должно содержать причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки. Кроме того, налогоплательщиком в уведомлении должен быть предложен новый срок для представления документов.

Согласно новой редакции НК РФ ограничивается количество выездных налоговых проверок в течение календарного года – не более двух. Правда, это количество не учитывает:

· проведение повторных выездных налоговых проверок;

· проведение проверок (кроме самостоятельных проверок филиалов (представительств) на основании решения ФНС России.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика также не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств, в отношении которых применяется вышеуказанное ограничение.

Необходимым условием рациональной организации контрольной работы налоговых органов является правильный выбор объектов для проведения выездной налоговой проверки соблюдения налогового законодательства, а также предпроверочный анализ всего массива имеющейся информации о налогоплательщике с целью определения стратегии предстоящей проверки. Конечным результатом данной процедуры должны явиться отбор для проверки таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений у которых представляется наибольшей, а также предварительное определение конкретного круга вопросов, при проверке которых наиболее вероятна возможность выявления различного рода нарушений налогового законодательства.

Первоочередной проверке подвергаются организации, которые по имеющимся данным в налоговых органах наиболее вероятно являются нарушителями налогового законодательства, а также организации, работающие в течение длительного времени с убытком или получающие чрезмерно большую прибыль.

Основными составными частями процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок соблюдения налогового законодательства являются следующие процедуры:

· формирование информационного массива данных о налогоплательщике;

· камеральная проверка бухгалтерской отчетности и расчетов (деклараций) но налогам;

· выбор объектов для проведения выездных проверок;

· предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных проверок;

· предварительная подготовка предложений о категории выездной налоговой проверки, о предполагаемых затратах времени на ее проведение и необходимом количестве привлекаемых к проверке работников налоговых и других контролирующих органов, а также экспертов, специалистов, переводчиков;

· подготовка и утверждение планов выездных налоговых проверок на предстоящий отчетный период;

· подготовка перечня конкретных вопросов, подлежащих проверке в организации.

Важнейшим фактором обеспечения эффективного функционирования механизма отбора организаций – налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок является наличие информационного массива данных о налогоплательщиках. Информационный массив данных – это система специальным образом отобранных данных (баз данных), предназначенных для обеспечения централизованного накопления и многократного использования информации. Наличие систематизированной и всесторонней информации о налогоплательщике позволит уже на первом этапе выбора объектов для выездных налоговых проверок определить не только круг налогоплательщиков, подлежащих обязательной проверке, но и характер, и объем предстоящих проверок. В целях правильного отбора объектов для проведения выездной налоговой проверки налоговым органам необходимо иметь широкую информационную базу данных о налогоплательщиках, включающую в себя информацию, полученную как из внутренних, так и из внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных функций:

· бухгалтерская отчетность и расчеты (декларации) по налогам;

· информация отдела камеральных проверок, включающая в себя сведения о результатах камеральных проверок бухгалтерских отчетов и расчетов по налогам, данные о нарушениях сроков сдачи налоговых расчетов и балансов, о фактах отражения убытка от основной деятельности на протяжении ряда отчетных периодов, о систематических фактах представления в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности, содержащих ошибки и неточности; об организациях, пользующихся налоговыми льготами и (или) имеющие льготный вид деятельности, и прочие сведения;

· информация отдела учета налогоплательщиков и юридического отдела, включающая в себя такие данные о налогоплательщике, как наличие филиалов, дочерних и зависимых обществ, представительств, обособленных подразделений, счетов в банках, сведения об учредителях и размере уставного капитала;

· информация отдела учета налоговых поступлений об организациях, имеющих недоимку на протяжении ряда отчетных периодов; пользующихся предоставленным в законодательном порядке правом отсрочки и рассрочки платежей в бюджет; заявивших о возврате из бюджета излишне перечисленных средств в значительном объеме;

· информация отдела, осуществляющего выездные налоговые проверки налогоплательщиков: акты (справки) предыдущих проверок и принятые по ним решения.

Первичные данные о налогоплательщике формируются в налоговом органе в момент постановки на налоговый учет организации по месту нахождения последней, а также по информации, поступающей в установленном порядке от регистрирующих и других государственных органов, банков и иных кредитных учреждений.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, в т.ч. о нарушениях ими налогового и иного экономического законодательства, полученная налоговыми органами от других контролирующих и правоохранительных органов, других органов государственного управления и местного самоуправления, банков и других кредитных учреждений, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, нотариальных органов, средств массовой информации, прочих юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления) и т.д.

Работа налогового органа по формированию информационного массива данных о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

1. Непрерывность – данное требование предполагает необходимость обеспечения постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках.

2. Систематизация – необходимость ведения информационного массива данных в разрезе каждого налогоплательщика, групп налогоплательщиков (по формам собственности, отраслевому признаку, крупным, средним и малым предприятиям). Данный принцип предполагает, в частности, необходимость формирования дела (досье) налогоплательщика, включающего и себя всю имеющуюся информацию о каждом отдельном налогоплательщике, а также возможность обеспечения сравнительного анализа данных по аналогичным организациям.

3. Актуализация – обеспечение периодического обновления массива информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников.

4. Полнота – наличие массива информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения документальных проверок.

5. Достоверность – данное требование предполагает необходимость обеспечения предварительного анализа поступающей в налоговый орган информации на предмет ее достоверности (посредством сопоставления с данными, полученными из других источников, запросов в другие контролирующие и правоохранительные органы, предъявления к налогоплательщику требований об уточнении и обосновании отдельных позиций бухгалтерской и налоговой отчетности в случаях, когда их достоверность вызывает сомнение, организации проверок и экспресс-проверок (проверок, проводимых по узкому кругу вопросов) и т.д.

6. Организация рациональной системы обработки информационного массива – в этих целях необходимо с учетом наличия реальных возможностей налогового органа, связанных с уровнем его оснащенности средствами обработки информации, обеспечить включение первичных данных о налогоплательщике в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС «Налог»).

По результатам предварительного анализа основных показателей деятельности организации работником отдела анализа, учета и отчетности (или другого отдела, в функциональные обязанности которого входит проведение указанного анализа) составляется заключение о результатах предварительного анализа по установленной форме, содержащее рекомендацию о проведении в соответствующей организации выездной налоговой проверки с обоснованием мотивов, послуживших основанием для такого вывода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.