Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата, принципы деятельности 3 страница




Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом, законодательными актами об этих фондах и бюджетах этих фондов, со сметами доходов и расходов, через единый казначейский счет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Внебюджетные фонды могут также образовываться за счет средств предприятий, организаций и граждан и за счет бюджетных средств соответствующей административно-территориальной единицы. Такие горизонтальные внебюджетные средства используются на строительство, расширение, ремонт и содержание на паевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры. Формирование и использование средств внебюджетных фондов осуществляется согласно правовому статуса фонда, который утверждается законодательным органом или исполнительной властью. Этот статус включает характеристику источников доходов и направлений их использования.

Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок.

Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются (ст. 135 Конституции).

Отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляется Министерством финансов Республики Беларусь и в форме проекта закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь в 5-дневный срок направляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в Комитет государственного контроля Республики Беларусь для подготовки заключения об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год. После получения заключения Комитета государственного контроля данный проект закона представляется Президенту Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года (ст. 113 Бюджетного кодекса).

Отчеты об исполнении местных бюджетов вносятся местными исполнительными и распорядительными органами на рассмотрение соответствующих местных Советов депутатов в установленные ими сроки не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов производятся местными Советами депутатов (ст. 124 Бюджетного кодекса).

В ст.136 Конституции Республики Беларусь закреплено, что банковская система Республики Беларусь состоит из Национального Банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

В соответствии со ст. 24 Банковского кодекса Республики Беларусь, Национальный банк – центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный Банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и самостоятелен в своей деятельности.

Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Подотчетность Национального Банка Президенту Республики Беларусь означает:

- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (п.п. 9, 11 ст. 84 Конституции);

- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;

- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального Банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального Банка.

Национальный Банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения Национального Банка – г.Минск.

Основными целями деятельности Национального Банка являются:

- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального Банка (ст. 25 Банковского кодекса).

Национальный Банк выполняет ряд функций:

- разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

- осуществляет эмиссию денег;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

- является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

- осуществляет валютное регулирование;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

- выполняет иные функции, закрепленные в ст. 26 Банковского кодекса Республики Беларусь.

Национальный банк самостоятелен в своей деятельности в пределах полномочий, предоставленных ему Банковским кодексом Республики Беларусь. Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального Банка; осуществляемую в рамках его полномочий.

Национальный Банк ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет Президенту отчет о своей работе, баланс и сводный баланс банковской системы республики. После утверждения Президентом, баланс Национального Банка и сводный баланс публикуются в печати.

Национальный Банк получает свои доходы исключительно от банковской деятельности, часть прибыли в размере, установленном законом Республики Беларусь о бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год, передается в республиканский бюджет, остальная часть используется на создание резервного и иных фондов.

Национальный Банк освобождается от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин.

Ревизия деятельности Национального Банка проводится ежегодно аудиторской организацией по поручению Президента Республики Беларусь, аудиторское заключение прилагается к ежегодному отчету, предоставляемому Президенту Республики Беларусь.

Национальный банк тесно взаимодействует с Советом Министров Республики Беларусь. Председатель Правления Национального банка является членом Правительства Республики Беларусь (ч.6 ст. 37 Банковского кодекса), входит в состав Президиума Совета Министров (п.19 Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006г. № 289, с изм. и доп.). Однако это не значит, что Национальный банк относиться к органам, подчиненным Правительству.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк ежедневно информирует Президента и Правительство Республики Беларусь о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики и об объеме эмиссии денег Республики Беларусь. Кроме того, Национальный банк обязан предварительно поставить в известность Правительство о выпуске в обращение новых банкнот и монет, за исключением памятных банкнот и монет.

Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации, представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую, аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций. Кроме того, Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритет денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк организует расчетное и кассовое обслуживание Совета Министров Республики Беларусь. Он оказывает посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, участвует в их обращении. Национальный банк выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местного бюджетов и консультирует их по этим вопросам, выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.

Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (ч.5 ст. 37 Банковского кодекса).

Национальный банк не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского бюджета и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и Президентом Республики Беларусь.

Национальный банк представляет собой единую централизованную систему, состоит из центрального аппарата и подведомственных ему учреждений.

Национальный банк создает на территории Республики Беларусь на правах своих филиалов Главные управления (ГУ) и их отделения, действующие от имени Национального банка. Главные управления возглавляются начальниками, отделения - управляющими.

Национальный банк несет ответственность по обязательствам своих учреждений, так же как учреждения несут ответственность по обязательствам Национального банка.

Органами управления являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.

Высшим органом управления является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.

Количественный состав Правления Национального банка определяется Президентом Республики Беларусь.

Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. С членами Правления Национального банка заключаются контракты в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь. Освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка осуществляется Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных ст. 62 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Председатель Правления Национального банка руководит деятельностью Национального банка, а также представляет Национальный банк как государственный орган и центральный банк Республики Беларусь.

Полномочия Председателя Правления Национального банка определяются Уставом Национального банка.

В соответствии с п. 50 Устава Национального банка Правление Национального банка выполняет следующие функции:

- рассматривает для представления совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

- утверждает годовой отчет о работе Национального банка для ежегодного его представления Президенту Республики Беларусь не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;

- устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь размер (квоту) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь;

- принимает решения:

- о регулировании кредитных отношений, денежного обращения, об определении порядка расчетов, валютного регулирования;

- о государственной регистрации, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- о выдаче специальных разрешений (лицензий) на осуществление банковской деятельности;

- об участии в международных организациях;

- о регулировании деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению;

- о создании по согласованию с Президентом Республики Беларусь организаций, обеспечивающих деятельность Национального банка, и об участии в них;

- назначает членов Совета директоров Национального банка по представлению Председателя Правления Национального банка;

- утверждает в установленном порядке размеры и порядок создания и использования резервного и других фондов (кроме уставного), а также специальных резервов общих банковских рисков Национального банка;

- определяет порядок формирования резервов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- определяет порядок применения к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям мер воздействия;

- рассматривает и решает другие вопросы, возникающие в деятельности Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров Национального банка. Руководителем Совета директоров Национального банка является Председатель Правления Национального банка. Члены Совета директоров Национального банка назначаются Правлением Национального банка сроком на пять лет из числа работников Национального банка по представлению Председателя Правления Национального банка.

Совет директоров Национального банка осуществляет следующие функции:

- организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

- определяет структуру центрального аппарата и структурных подразделений Национального банка;

- устанавливает условия найма, увольнения и оплаты труда, права и обязанности работников Национального банка в соответствии с законодательством;

- утверждает:

• порядок проведения операции Национальным банком;

• национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

• методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

• положения о структурных подразделениях, уставы организаций Национального банка, а также положения о структурных подразделениях центрального аппарата Национального банка;

• о выпуске в обращение банкнот и монет, являющихся законным платежным средством на территории Республики Беларусь;

• о предельных процентных ставках по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц;

- выполняет иные функции, отнесенные Правлением Национального банка к компетенции Совета директоров Национального банка.

Организационную структуру Национального банка (помимо органов управления) составляют центральный аппарат, территориально-обособленные подразделения и организации Национального банка.

 

 

В юридической науке понятие «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются или же используются как синонимы.[13]

Марченко М.Н. государственный механизм определяет как совокупность государственных органов, осуществляющих свою деятельность по реализации управления обществом. В государственном механизм входят все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), а также иные органы государства. Наряду с ними в механизм входят силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения и защиты (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.).[14]

Несмотря на различные акценты в понимании механизма государства, нельзя не отметить того обстоятельства, что все точки зрения совпадают в главном – в каждой из них подчеркивается наличие системы органов государства, государственного аппарата, призванных решать стоящие перед государством задачи, реализовывать осуществляемые функции.

Механизм государства Республики Беларусь в широком его понимании представляет собой целостную, иерархическую систему государственных органов и организаций, учреждений государства и его материальных придатков, осуществляющих государственную власть, выполняющие задачи и функции государства. Основным звеном механизма государства является государственный орган и его аппарат. Специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства и его аппарата в Республике Беларусь является: осуществление от имени государства его задач и функций посредством определенного вида деятельности в порученной области; обладание государственно-властными полномочиями, что и отличает их от государственных учреждений и предприятий; наделение определенной компетенцией, то есть предметов ведения, прав и обязанностей (правомочий); характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности; образуются в установленном законом порядке.

Понятие «государственный аппарат» понимается в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле понятие «государственный аппарат» как совокупность всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления, через который его служащие от имени государства обеспечивают исполнение государственным органом государственно-властных полномочий для решения его задач и функций.

Основной целью государственного аппарата является обеспечение реализации государственной политики в управлении общественными процессами.

Основными задачами государственного аппарата в Республике Беларусь являются: подготовка, принятие, исполнение и контроль в пределах своей компетенции решений государственных органов; обеспечение эффективной деятельности государственных органов; обеспечение реализации прав и законных интересов человека и гражданина, а также юридических лиц всех форм собственности.

Организация и деятельность государственного органа и его аппарата регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. (с изм. и доп.), иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Для успешной реализации определенных целей и задач государственный аппарат должен строиться на определенных базовых принципах. Правовое установление принципов государственного аппарата обусловливает функционирование государственных органов, деятельность государственных служащих (персонала), устойчивость государственно-правового регулирования отношений государственной службы, а также обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе. Принципы государственной службы обусловлены существованием принципов функционирования государства, государственных органов и государственного управления, которое осуществляется в большей мере такими субъектами права как государственные служащие, и отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой государственной службы, но и системы государственных органов, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри данной системы.

Таким образом, принципы организации и деятельности государственного аппарата можно определить как основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации функций государства, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной власти и, в частности, государственной службы.

Деятельность государственного аппарата в Республике Беларусь основывается на следующих принципах:

- Законности, который включает в себя ряд требований, предъявляемых к государственному органу и его аппарату.

Во-первых, это единообразное понимание, применение и исполнение законов и подзаконных актов всеми, везде и всегда. Во-вторых, недопустимость подмены предписаний законов любой целесообразностью (революционной, пролетарской, демократической), поскольку целесообразней законоположений в государстве, обществе ничего быть не должно. Такого рода целесообразность есть либо злоупотребление властью, либо превышение служебных полномочий. Предписания же законов должны учитывать, когда можно принять альтернативное решение, например, в случае крайней необходимости, необходимой обороны, права на обоснованный риск. В-третьих, это неотвратимость юридической ответственности за любое отступление от предписаний законов, от кого бы оно ни исходило. Четвертым требованием является непозволительность несоблюдения презумпции невиновности лица. Это означает, что виновным может быть признан только тот гражданин, в отношении которого имеются вступившие в законную силу обвинительный приговор либо решение или определение суда. И, наконец, в-пятых, принцип законности включает требование неразрывности связи между законностью, демократическими преобразованиями и гласностью о состоянии, содержании, направленности первых двух составляющих правовое демократическое государство.

Именно государственная власть в лице своих государственных органов должна быть эталоном законности, образцом для подражания. Без этого бесполезно и безнравственно требовать соблюдения закона от рядовых граждан.

Законность означает и то, что все государственные органы и должностные лица связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод человека и гражданина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.