Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III группа. Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью. 1 страница





Компетенция Президента Республики Беларусь

Порядок выборов и прекращение полномочий Президента Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь, его правовой статус

Понятие, история становления и назначение института президентства

 

Термин «президент» происходит от латинского слова Praesidens, что означает «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Однако нынешнее понимание термина «президент» как главы исполнительной власти или главы государства возникло в конце VIII века.

Впервые институт президентства возник в США, в связи с принятием Конституции 1787г. и введения должности президента. Возникновение института президентства в США связано с отрицанием монархической формы правления, с поисками нового способа организации высшей государственной власти. Президент в США был выбранным органами со срочными полномочиями и являлся главой исполнительной власти.

США дали миру образец стабильной системы правления, на которую впоследствии ориентировалось большинство стран.

Первыми, кто последовал примеру США в первой половине XIX в. и стали вводить институт президентства, были страны Латинской Америки.

Первыми президентскими республиками в Европе стали в 1848г. Швейцария и Франция.

В XX веке подавляющее большинство государств Европы, Азии и Африки стали вводить институт президентства. Так, после Первой мировой войны в Европе президенты стали главами государств в Австрии, Чехословакии, Польше, в Азии в 30-40-ые годы XX столетия – в Филиппинах, Сирии, Ливане. В конце 50-х – начале 60-х годов наибольшее распространение президентская модель правления получила на Африканском континенте.

С крушением социалистического лагеря и сменой общественно-экономического строя в 80-х годах XX столетия институт президентства стал вводиться в государствах Восточной и Центральной Европы.

Впервые вопрос об учреждении в СССР поста Президента был поставлен при подготовке проекта Конституции 1936г. Однако Сталин И.В., сосредоточивший к этому времени всю полноту власти в своих руках, выступил против.



Затем вопрос о введении поста Президента в СССР поднимался Хрущевым Н.С. в 1964 году при подготовке проекта новой Конституции СССР, однако смещение его с должностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР этот вопрос сняло.

Возможность введения поста Президента обсуждалась при подготовке и в ходе работы XIX Всесоюзной партконференции (июнь-июль 1988г.).

Ход реформ конца 80-х годов в СССР, кардинальные изменения в политической системе общества, развал командно-административной системы, исключение КПСС как руководящей и направляющей силы общества и государства, усиление законодательной ветви власти, ослабление исполнительной власти, кризис коллективного руководства привели к необходимости введения сильной, индивидуализированной, демократической власти.

14 марта 1990г. Внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений в Конституцию СССР». В Законе закреплялось, что Президент СССР является главой государства; им мог быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти лет и не старше шестидесяти пяти лет; одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков. В Конституцию СССР 1977г. была внесена норма, что Президент СССР может быть смещен Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции и законов СССР. Такое решение могло быть принято, если было подано не менее двух третьих голосов от общего числа депутатов Съезда СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета при наличии заключения Комитета конституционного надзора СССР.

Президентство в СССР просуществовало менее двух лет, но оно обеспечило преемственность власти при крушении партийного руководства государством, создало возможность для учреждения президентской власти в Союзных республиках.

Во всех республиках бывшего Советского Союза был введен институт президентства.

В Республике Беларусь институт президентства был введен с принятием Конституции 15 марта 1994г. и 10 июля 1994г. по результатам второго тура голосования был избран первый Президент Республики Беларусь.

Идея введения института президентства в Беларуси восходит к началу 90-х годов прошлого столетия, когда была предпринята попытка «имплантации» поста Президента в Конституцию БССР 1978 года.

Более трех лет шел процесс подготовки и принятия новой Конституции. Необходимость введения должности Президента, его статуса были предметом острых дискуссий как в самом Парламенте, так и среди общественности страны.

Сторонники парламентарной республики выступали против введения института Президентства в Республике Беларусь, полагая, что в условиях перехода от тоталитарной системы к демократическому правовому государству парламентская система правления является наиболее приемлемой, не создаст условий для узурпации власти одним человеком, парламент может быстро отреагировать при возникновении политического или экономического кризиса. Высказывалось мнение о том, что Беларусь не является развитым демократическим государством, а для введения президентской республики необходимо, чтобы установились твердые демократические традиции.

Сторонники введения поста Президента, напротив, считали, что только сильная исполнительная власть во главе с Президентом может обеспечить выход Беларуси из экономического кризиса, а закрепление в Конституции принципа разделения властей не позволит какой-либо власти возвыситься над другой.

Возобладала, однако, точка зрения, которая предусматривала введение поста Президента в Республике Беларусь, но доминирующее место в системе органов государственной власти оставляла за представительным и законодательным органом – Верховным Советом Республики Беларусь.

По Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994г. Президент являлся главой государства и главой исполнительной власти, входил в систему разделения властей, при нем создавался Кабинет Министров, который он формировал. При этом, в соответствии с п.4 ст.100 Конституции от 15 марта 1994г., Президент назначал и освобождал от должности Премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности с согласия Верховного Совета. Конституцией Президент наделялся рядом существенных полномочий, однако ведущее место принадлежало Верховному Совету Республики Беларусь. Президент не обладал правом роспуска Парламента, а Верховный Совет в силу ст.104 Конституции от 15 марта 1994г., имел право сместить Президента с должности в случае нарушения Конституции или совершения им преступления. Вопрос о смещении Президента мог быть поставлен по предложению не менее 70 депутатов Верховного Совета.



Учреждение института президентства в Беларуси явилось новым этапом развития белорусской государственности, воспринявший этот государственно-политический институт демократических стран. Однако, концепция президентской власти была слабо разработана. Конституция не предусматривала действенного механизма взаимодействия Президента с другими властными государственными органами; не закрепляла равный баланс полномочий всех ветвей власти; ведущую роль отводила Верховному Совету; только декларировала принцип разделения властей.

Все это привело к конфликту между исполнительной властью в лице Президента Республики Беларусь и законодательной властью в лице Верховного Совета Республики Беларусь, к политическому противостоянию между ними.

Разрешился данный конфликт путем проведения Республиканского референдума 24 ноября 1996г., принявшего новую редакцию Конституции. В результате Республика Беларусь из парламентско-президентской республики превратилась в президентско-парламентскую республику.

 

Правовое положение (статус) Президента Республики Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.), Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 (в дальнейшем Закон «О Президенте»), Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» от 8 июня 2008г. и другими нормативными правовыми актами, определяющими правовое положение (статус) Президента Республики Беларусь.

Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Если ранее, до внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь республиканским референдумом 24 ноября 1996г., Президент являлся главой государства и главой исполнительной власти, то по ныне действующей Конституции он является Главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, стоит над этими властями, обеспечивая их взаимодействие и преемственность. Таким образом, он не включается в классическую триаду системы разделения властей, что отличает белорусскую модель президентства, определяет своеобразие ее концепции разделения властей.

Как Глава государства Президент представляет Республику Беларусь внутри страны и в международных отношениях ведет переговоры, подписывает международные договоры. Обеспечивает взаимодействие органов государственной власти и осуществляет посредничество между ними. Президент выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики.

Конституция Республики Беларусь ставит институт президентства на первое место среди других органов государственной власти. Белорусский Президент наделен огромными властными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции Республики Беларусь. Президент не несет политической ответственности за свой политический курс, проводимую политику, за свои законные действия перед Парламентом. Это не относится к юридической ответственности его в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления с соблюдением сложной, в несколько этапов процедуры смещения с должности, осуществляемой палатами Национального собрания Республики Беларусь.

Президент должен реализовывать государственную власть в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя законы Республики Беларусь, в том числе и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Президент играет особую роль в системе государственной власти.

Прежде всего, как отмечалось ранее, он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Принимая президентскую присягу, Глава государства обязуется «верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь» (ст. 83 Конституции).

Статья 3 Закона «О Президенте» закрепляет, что «Президент осуществляет свою деятельность в целях развития Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства, создания условий для свободного и достойного развития личности, экономического развития государства, повышения благосостояния народа Беларуси на основе принципов равенства социальных, национальных и иных общностей перед законом, защиты прав и интересов человека, обеспечение равенства каждого перед законом».

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность. Для осуществления этой функции он наделяется особыми полномочиями. Так, «в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой населению со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение» (п.22 ст. 84 Конституции). А в случае военной угрозы или нападения вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию (п.29 ст. 84 Конституции). В этих случаях Президент в 3-хдневный срок вносит принятое решение на утверждение Совета Республики Национального собрания. Он также формирует и возглавляет Совет Безопасности, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь (п.п. 27, 28 ст. 84 Конституции).

Президент наделен действенными конкретными полномочиями, обеспечивающими ему реализацию его полномочий, закрепленных в Конституции.

В организационном отношении он самостоятелен, не включен ни в законодательную, ни в судебную власть (они ему не подчинены), участвует в формировании кадрового состава судебных органов, однако судьи независимы, в том числе и от Президента, подчиняются только Конституции и Законам Республики Беларусь. Глава государства обязан соблюдать независимость судебной власти, а также законы и, тем самым, прерогативы Парламента. Он тесно взаимодействует с Национальным собранием Республики Беларусь, участвует в законодательном процессе и в заседаниях Парламента. В определенных Конституцией случаях (ст. 101 Конституции) Парламент может делегировать Президенту законодательные полномочия. Принятые в соответствии с Конституцией Парламентом законы обязательны для Президента. В случаях, предусмотренных Конституцией, Национальное собрание Республики Беларусь может сместить Президента с должности.

Президент взаимодействует с исполнительной властью, занимая по отношению к ней определяющее, верховное положение, и существенно воздействует на ее осуществление. Хотя действующая Конституция не применяет к нему формулировку «глава исполнительной власти», она наделяет Президента весомыми, эффективными полномочиями по формированию Правительства Республики Беларусь, воздействию на его работу, на исполнительную власть в целом.

Президент координирует действия государственных органов. В случаях, предусмотренных Конституцией, выступает арбитром между органами государственной власти. Выполняя эти свои функции, Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий, а в случае недостижения согласованного решения может обратиться в соответствующий суд или к народу Республики Беларусь.

Глава государства обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. В соответствии со ст. 7 Закона «О Президенте» ответственность за публичное оскорбление Президента и клевету в отношении него предусмотрена статьями 367 и 368 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

 

 

 

Правовое регулирование выборов Президента Республики Беларусь и прекращение его полномочий обеспечивается Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», Законом Республики Беларусь о Национальном собрании Республики Беларусь» от 8 июля 2008г. (в дальнейшем Закон «О Национальном собрании») и Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000г. (с изменениями и дополнениями), а также иными правовыми актами (например, Постановления Центральной Избирательной комиссии Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом. В его выборах участвуют граждане Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Назначаются выборы Президента Республики Беларусь Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Статья 56 Избирательного кодекса Республики Беларусь закрепляет, что при этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Президентом может быть избран:

1. Гражданин Республики Беларусь по рождению. Лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, - иностранец и лицо без гражданства не могут быть избраны на должность Президента. Надо заметить, что требование о гражданстве по рождению в Конституции в редакции от 15 марта 1994г. отсутствовало;

2. Не моложе 35 лет. В некоторых странах этот возраст может быть как ниже, так и выше. Так, в Никарагуа – 25 лет, в Болгарии – 40 лет, в КНР – 45 лет, в Италии – 50 лет. Иногда устанавливается и предельно допустимый верхний возрастной ценз (например, в Казахстане, Таджикистане – не старше 65 лет, в Тунисе – не старше 70 лет);

3. Обладающий избирательным правомкак активным, так и пассивным;

4. Проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.Президент должен хорошо знать свою страну, ее проблемы, его должны хорошо знать граждане страны. В некоторых странах этот срок может устанавливаться как ниже, так и выше (например, в Монголии – 5 лет, в США – 14 лет, в Казахстане, Грузии – 15 лет).

Дополнительное основание ограничившее право быть Президентом Республики Беларусь установлено ст. 60 Избирательного кодекса, закрепившей, что кандидатом в Президенты не могут быть выдвинуты граждане, имеющие судимость, если она не снята и не погашена в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В законодательстве Республики Беларусь отсутствуют такие условия, предъявляемые к Президенту, предусмотренные в ряде стран, как наличие высшего образования (Азербайджан, Турция), владение государственным языком (Казахстан, Узбекистан, Украина), необходимость иметь национальность своей страны (Туркменистан, Абхазия) и другие.

Правом выдвигать кандидата на должность Президента Республики Беларусь обладают только граждане Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Избирательный кодекс подробно регулирует порядок сбора подписей (ст. 61), регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь (ст. 68), порядок установления результатов голосования и подведения итогов выборов Президента Республики Беларусь (ст.ст. 78, 79) и другие вопросы, связанные с выборами Президента (второй тур голосования, повторные выборы и т.д.).

Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенные в списки избирателей.

Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным в этом случае считается кандидат в Президенты, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избранный на должность Президента вступает в должность после принесения Присяги, которая проводится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня его избрания. Для участия в церемонии принесения Присяги (инаугурации – от лат. Inaugurare – посвящать) могут приглашаться также члены Совета Министров Республики Беларусь, другие должностные лица, представители политических партий, общественных объединений, религиозных конфессий Республики Беларусь, аккредитованные в Республике Беларусь дипломаты и представители иностранных государств.

После оглашения текста Присяги следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности» (ст. 83 Конституции), Президент подписывает акт о принесении Присяги, который передается на хранение в архив Президента. Председатель Центральной комиссии вручает Президенту удостоверение. Исполняется Государственный гимн Республики Беларусь.

Инаугурация транслируется по республиканскому телевидению и радио.

Срок полномочий белорусского Президента – пять лет. В некоторых странах предусматриваются другие сроки, но чаще всего они варьируют в интервале от четырех до семи лет. Так, например, в США, Аргентине – 4 года, в Греции, Украине, Грузии, Армении, Казахстане, как и в Беларуси – 5 лет, в Австрии, Финляндии, Мексике – 6 лет, во Франции, Италии, Турции – 7 лет. Как правило, допускается переизбрание еще на один срок, но имеются страны, где переизбрание Президента никак не ограничивается (Франция, Египет и др.), в некоторых странах допускается избрание Президента только на один срок (Мексика, Эквадор, Никарагуа и др.).

В обычном порядке полномочия Президента Республики Беларусь прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран. Этот срок определяется с момента принятия Присяги вновь избранным Президентом.

Конституция Республики Беларусь и Закон «О Президенте» предусматривают основания для досрочного прекращения полномочий Президента.

Такими основаниями являются:

- отставка Президента;

- досрочное освобождение Президента от должности;

- смещение Президента;

- смерть Президента.

При возникновении этих оснований должность Президента считается вакантной, и его полномочия до принятия Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. В случае если, вакансия должности Президента открылась в период между сессиями Палаты представителей, то созывается внеочередная сессия Палаты представителей.

Отставка Президента – это добровольный уход Главы государства со своего поста. Конституция Республики Беларусь (ст. 87) закрепляет, что «Президент может в любое время подать в отставку». Отставка Президента принимается Палатой представителей. Порядок рассмотрения Палатой представителей вопроса об отставке Президента Республики Беларусь регулируется ст. 23 Закона «О Национальном собрании». Согласно этой норме, заявление об отставке направляется Президентом в Палату представителей в письменной форме. Палата представителей обязана рассмотреть его в течение пяти дней со дня его поступления. Если Президент принимает решение об отставке в период между сессиями Палаты представителей, одновременно с подачей заявления об отставке созывается внеочередная сессия Палаты представителей. Решение о принятии отставки Президента считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Досрочное освобождение от должности допускается при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение в этом случае принимается палатами Национального собрания большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения о создании комиссии принимаются палатами на раздельных заседаниях большинством голосов от полного их состава и оформляются постановлениями палат.

Смещение с должности Президента (в России отрешение) (ст. 93 Конституции РФ) происходит в сложной в несколько этапов процедуре. Возможно, только в связи с совершением им государственной измены или иного тяжкого преступления (ст. 88 Конституции) и иного особо тяжкого преступления (ст. 14 Закона «О Национальном собрании»). В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция (ч. 2 ст. 137 Конституции).

Первый этап – предложение (инициирование) о смещении Президента с должности принимается Палатой представителей, если за это проголосовало не менее 1/3 от ее полного состава, т.е. 37 голосов депутатов. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь вопроса о досрочном прекращении палат Национального собрания.

Второй этап – решение о выдвижении обвинения против Президента и его расследования принимается Палатой представителей большинством голосов от полного ее состава, что составляет 56 голосов депутатов.

Третий этап – организация расследования выдвинутого обвинения Палатой представителей Советом Республики. Вопрос о порядке проведения расследования не регламентирован ни Законом «О Национальном собрании», ни регламентами палат. Но во всех случаях расследование должно быть организовано в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Четвертый этап – рассмотрение палатами Парламента вопроса о смещении Президента с должности. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее 2/3 голосов от полного состава обеих палат Национального собрания, т.е. 32 члена Совета Республики и 74 депутатов Палаты представителей Национального собрания.

Во всех случаях, когда палатами рассматривается вопрос о смещении с должности Президента, о дате и времени заседаний Совета Республики и Палаты представителей уведомляется Президент, Премьер-министр, Председатели Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов, Генеральный прокурор.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

В случае смещение Президента с должности в связи с свершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

 

 

 

Для осуществления своих функций Президент Республики Беларусь наделяется Конституцией Республики Беларусь важными полномочиями в разных сферах государственной жизни. Основная часть его полномочий закреплена в ст. 84 Конституции, однако это не исчерпывающий перечень его полномочий. Ряд полномочий Президента Республики Беларусь закреплен и в других нормах Конституции, законе «О Президенте», других законах, закрепляющих его права и обязанности. Это вытекает из п. 30 ст. 84 Конституции, закрепляющего, что Президент осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Учитывая обширные полномочия Президента, для лучшего уяснения, условно эти полномочия можно разделить на группы.

I группа. Полномочия Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной и государственной представительной власти:

1. Назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы (п. 2 ст. 84 Конституции).

Так, в соответствии со ст. 91 Конституции выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение 3-х месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента. В такие же сроки назначаются выборы в местные представительные органы (ст. 56 Избирательного кодекса). Назначение внеочередных выборов в местные представительные органы законодательством не предусмотрены. Статья 56 Избирательного кодекса закрепляет, что в случае роспуска местного Совета депутатов, выборы в этот местный Совет депутатов назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска.

Полномочия Президента на назначение очередных и внеочередных выборов в представительные органы обусловлено необходимостью непрерывного функционирования органов государственной власти, в том числе и на местах.

2. Распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией (п. 2 ст. 84 Конституции).

В соответствии со ст. 94 Конституции полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратного отказа на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей и Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематических или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. В этой же статье предусмотрен исчерпывающий перечень, когда роспуск палат не допускается. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей (ст. 93 Конституции).

В силу ст. 107 Конституции, если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.

Необходимо отметить, что данные полномочия Президента являются одним из элементов системы сдержек и противовесов. Причем Президент в данном случае выступает арбитром между Палатой представителей и Правительством.

3. Обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики (п. 14 ст. 84 Конституции).

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.