Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночные исследования и план сбыта




Планирование ассортимента продуктов и услуг, предлагаемых на рынок

 

Цель настоящего раздела: представить информацию о продуктах (ус­лугах), разрабатываемых в рамках проекта, их положение на рынке в соот­ветствии с конкуренцией; показать новизну решения технических, техно­логических, потребительских и др. проблем.

Описание продукта целесообразно вести по следующей схеме:

- сущность и назначение продукта (услуги);

- возможные области применения;

- основные параметры продукта, в т.ч. новизна его потребитель­ских качеств;

- что выгодно отличает разрабатываемый продукт от уже имею­щихся продуктов на рынке, его преимущества перед аналогами (отечест­венными и зарубежными);

- слабые стороны предлагаемого продукта и методы их преодоле­ния;

- перспективы совершенствования продукта: направления даль­нейшего совершенствования потребительских свойств, эксплуатационных характеристик, гарантийного обслуживания.

 

Цель этого раздела: оценить потенциальных потребителей предла­гаемых продуктов и услуг и мотивы их потребительского поведения; убедить будущих партнеров и инвесторов в конкурентоспособности представляемого проекта.

Для выбора эффективной рыночной стратегии необходимо установить:

- программу выпуска каждого вида продуктов и услуг;

- степень насыщенности рынка конкурирующими продуктами;

- общую емкость рынка по предлагаемому продукту;

- потенциальных покупателей;

 

Потребители

Для оценки потенциальных покупателей и их потребительского по­ведения необходимо сформировать четкое представление по следующим позициям:

- кто ваш потребитель: пол, возраст, уровень дохода, профессия -для частных лиц; сфера деятельности, местонахождение, объем реализации - для фирм;

- что лежит в основе его потребительского поведения (искомые выгоды, мотивы, традиции, условия и т. д.);

- как часто он будет приобретать ваш продукт (услугу);

- по каким ценам он будет согласен приобретать ваш товар, услугу. Такая предварительная проработка рынка сбыта послужит основой для его сегментирования и характеристики потребительского поведения различных категорий потребителей, выделение самых перспективных сегментов рынка.

Обычно в бизнес-плане приводятся данные об источниках информации, из которых можно получить сведения о структуре и насыщенности рынков сбыта. В условиях выполнения курсовой работы в полном объеме собрать и задействовать всю необходимую информацию не представляется возможным. Поэтому схема анализа рынка сбыта может быть следующей: сегментирование рынка посредством выделения и характеристики основной и второстепенной групп потребителей по следующим критериям (признакам):

 

- производственно-технологический, географический (для фирм);

- демографический (для частных лиц);

- социально-психологический (для частных лиц).

Результаты анализа и сегментирования рынка сбыта заносятся в таблицу 2

 

Таблица 2 - Сегментирование рынков

Признак сегментирования Основная группа потребителей Второстепен­ная группа потребителей
1. Демографический Пол: Возраст: Уровень доходов: Образование: Социальная принадлежность: Аналогично
2. Географический Регион: Город: Район города и т. п.: Аналогично
3. Социально-психологический Образ жизни: Искомые выгоды: Степень приверженности и т.п.: Аналогично

 

Далее необходимо определить, кто станет приоритетным покупате­лем в каждом рыночном сегменте (частный сегмент, сеть мелких дилеров, крупные и средние фирмы и т. п.) и что станет основой их потребительско­го поведения: цена, качество, сервис, личные контакты, дополнительные услуги или некоторая комбинация из этих факторов.

Кроме того, следует остановиться на проработке вопросов расширения круга покупателей. Целесообразно, показать основные направления повышения конкурентоспособности продукта, привлечения потребителей и удержания их внимания.

 

Планирование сбыта

Здесь необходимо определить предполагаемый общий объем продаж продукта. Этот показатель рассчитывается на основании данных о покуп­ках аналогичных продуктов и услуг потенциальными потребителями в каждом из основных рыночных сегментов. Общий размер сбыта следует описать в натуральном и стоимостном выражении на ближайшие три года.

В первую очередь необходимо сделать прогноз продаж с учетом уровня спроса, конкуренции, условий реализации продукта, используемых способов продвижения продукта на рынке и методов стимулирования спроса.

Целесообразно показать потенциальный рост сбыта разработанного (или усовершенствованного) продукта для каждой группы потребителей. Здесь же необходимо перечислить главные факторы, влияющие на рост сбыта, а также указать источники информации, из которых можно получить подобные сведения. Кроме того, обосновывается необходимость привлечения агентов и дистрибьютеров товара в каждом из предполагаемых сегментов рынка, формулируются требования к ним.

Центральная проблема организации сбыта – принятие решений о канале сбыта и оптимизации товародвижения. Следует ли фирме самой обеспечить работу собственного торгового персонала, решать вопросы складирования, хранения и транспортировки товара или разумнее передать посреднику права собственности на товар для осуществления всех операций при движении товара от производителя к потребителю?

Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения.

В качестве посредников могут выступать торговые фирмы, снабженческо-сбытовые организации, биржевые структуры, торговые дома и магазины.

Посредники, благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.

Каналы сбыта продукции:

Прямой сбыт (канал товародвижения нулевого уровня) – не предполагает наличия посредников, т.к. продажа товара осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов с ними. К прямому сбыту относится и реализация продукции через собственную торговую сеть, а также продажа по объявлениям в СМИ. Этот вариант наиболее часто используется при сбыте товаров производственно-технического назначения, реже – товаров народного потребления.

Косвенный сбыт (многоуровневый канал товародвижения) подразумевает продажу товаров через посредников. Выделяют одно-, двух- и трехуровневые каналы. Количественной характеристикой канала товародвижения наряду с длиной является и его ширина – число посредников (оптовых и розничных) на любом этапе реализации продукции предприятия (например, количество всех оптовых фирм, закупающих товары у производителя). Например, крупнейший производитель российских внедорожников Ульяновский автомобильный завод после реструктуризации имеет 96 дилеров в регионах РФ и 18 в странах СНГ и дальнего зарубежья, к которым УАЗ предъявляет довольно серьезные требования.

Существует возможность не только выбирать каналы товародвижения, но и комбинировать их или создавать свои собственные. Некоторые компании, производящие женскую косметику, не пользуются сложившимися каналами товародвижения, а строят свои сбытовые сети по принципу личных продаж из рук в руки, так называемый Multi-Level Marketing (MLM), или сетевой маркетинг.

Выстраивая свой сбыт, производитель должен четко понимать приоритетность тех или иных каналов, определять их оптимальную конфигурацию по ширине и глубине.

Канал сбыта должен соответствовать типу товара, его рыночному позиционированию и иметь максимально возможный охват целевых групп потребителей.

К каналам сбыта относятся все места, в которых продается (оптом или в розницу) или могла бы продаваться продукция. Каналы можно разделить на дистрибуторские, оптовые, розничные, корпоративные и нерегулярные. Разберем терминологию.

К дистрибуторскому каналу относятся компании, напрямую закупающие товар у одного или нескольких производителей. Производитель может реализовывать товар, как только через дистрибуторов, так и параллельно через розничный, корпоративный и нерегулярный канал.

К оптовому каналу относятся компании, закупающие товар у дистрибуторов и продающие его как другим оптовикам, так и розничным, а также корпоративным клиентам. Интересно, что в России нередка путаница при разделении дистрибуторского и оптового канала. Главный критерий, отличающий оптовика от дистрибутора, состоит в том, что оптовик не закупает товар напрямую у производителя.

К розничному каналу относятся все компании, которые продают товар конечному потребителю. К этому каналу также относятся Интернет-магазины, хотя в ряде стран Западной Европы, а также США этот канал выделяется как отдельный, по причине большого удельного веса оборотов через него.

К корпоративному каналу относятся компании, закупающие товар у производителей, дистрибуторов, оптовиков, а также в розницу для удовлетворения своих потребностей.

К нерегулярному каналу относятся компании, совершающие разовые закупки в одном из других вышеперечисленных каналов. Нерегулярный канал нередко объединяют с корпоративным.

Конкуренция

Характеристику конкурентов в бизнес-плане можно провести по следующей схеме:

- основной и старейший конкурент на рынке;

- производитель (поставщик) этого товара;

- возможности конкурирующих фирм (проектов): объемы продаж, мощности, поставки, сервис, имидж и т. п.

- доля конкурентов на рынке;

- сильные и слабые потребительские свойства продукта-конкурента (основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей);

- уровень цен на продукцию конкурентов.

- репутация конкурентов,

- приоритеты,

- гибкость маркетинговой стратегии,

- ценовая стратегия,

- сбытовая стратегия,

- уровень обслуживания клиентов.

Необходимо сопоставить конкурирующие продукты с точки зрения доли на рынке, качества, цены, технических характеристик, надежности, послепродажного обслуживания, гарантий и других особенностей. Целесообразно указать дополнительные выгоды для клиентов, обеспечиваемые вашим продуктом.

Анализ конкурентов можно оформить в виде таблицы 3.

 

Таблица 3 - Сравнительные характеристики конкурентов

Показатели Конку- Преимущества
конкурентоспособности рент вашего продукта
1. Уровень качества    
2. Эксплуатационно-технический уровень    
3. Эксклюзивность обслуживания    
4. Уровень цен    
5. Гарантии послепродажного обслуживания    
6. Местоположение разработчика (продавца),    
удобство доставки продукта    
7. Консультативная помощь    
8. Комплектность    
9. Уровень обслуживания, сервис    

Информация о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, дает возможность построить конкурентную карту рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.