КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хронологическая карта теоретического занятия по теме
Задачи занятия. Технологическая карта занятия Нормативно - правовые акты. 1. Конституция РК от 30 августа 1995 г с дополнениями и изменениями от 2007 г. 2. Послание народу Казахстана «Казахстан 2030» от 1997 г. 3. Закон РК «О гражданстве РК» от 20 декабря 1991. 4. Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27 декабря 1994. 5. Закон РК «О браке и семье» от 17 декабря 1998. 6. Уголовный кодекс РК. 7. Закон о труде. Дисциплина «Основы права», Специальность «Стоматология» Тема: Предмет, метод, система, функции курса «Основы права» Время: - 90 минут Цели занятия: Образовательная – рассказать о методах и функции права, содержащим вопросы предмет и система права. Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность. Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности. Иметь представление:
Используемые педагогические технологии: · исследовательская, информационно-коммуникативная. Методы: · объяснительно-иллюстративный Требования к знаниям, умениям, практическому опыту: Учащиеся должны знать; · основные термины права · источники возникновения правовой системы · принципы и функции права. Учащиеся должны уметь:
Средства обучения профессионального модуля:
Литература основная:
Литература дополнительная:
« Предмет, метод, система, функции курса «Основы права»
1.Предмет, метод, система, функции курса «Основы права».
Основы права — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства и в сфере права. Названные общественные отношения являются предметом курса «Основы права». При изучении предмета «Основы права» используют различные методы. Методы «Основы права» — это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается его предмет. Методы «Основы права» можно подразделить на три группы: всеобщие методы (диалектика, метафизика, материалистическая диалектика, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм), общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), частнонаучные методы (статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, кибернетический). Диалектика — это наука о развитии, применение чего в курсе «Основы права» означает, что все государственно-правовые явления рассматриваются никак нечто застывшее, а наоборот, как в движении, изменении, которые подобно живому организму живут и развиваются. Если посмотреть на правовое государство с точки зрения диалектики, то можно сказать, что оно всегда в движении, т.е. в процессе становления, развития и изменения. Поэтому в ракурсе диалектики нельзя рассматривать правовое государство как нечто застывшее, закостеневшее, наоборот, необходимо показать направления и тенденции в его развитии.
Метод объективности означает, что государство и право и связанные с ними категории и понятия должны рассматриваться в комплексе тех проблем и процессов, которые являлись причиной того или иного явления, а не субъективно и односторонне, однобоко. В этом смысле метод объективности тесно связан с методом историзма.
Метод историзма позволяет исследовать, изучать и рассматривать явления и процессы, связанные с государством и правом, и их самих непосредственно в конкретном периоде развития общества, цивилизации и истории. Например, нельзя в одностороннем порядке давать оценку состоянию правопорядка, не учитывая особенности того политико-правового режима, где он формировался и развивался. Многозначность и многоликость государства и права предполагают возможность их исследования с различных позиций, с применением нескольких парадигм, концепций, доктрин. Допущения разновидности в изучении государственно-правовых явлений выражены в плюралистическом подходе. Он позволяет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать наиболее оптимальную систему суждений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов. К общенаучным методам относится метод анализа, который означает, что поскольку государственно-правовые явления достаточно сложны и многофункциональны, следовательно, необходимо использовать мысленный расклад их на составные части. Таким образом можно определить характер взаимосвязи между ними. Например, право можно представить в качестве взаимосвязанных элементов, таких как признаки, источники, система права и.тд. Противоположный анализу прием — синтез, представляющий собой объединение элементов и свойств в единое целое. Так, на основе таких отдельных институтов, как Президент, Парламент, Правительство, акимат, маслихат, министерство, создается общее представление о государстве. В качестве общенаучного метода в курсе «Основы права» используются методы индукции и дедукции. Они основаны на различных принципах мыслительной деятельности. Индукция предполагает при исследовании движение от частного к общему, когда признаки, характеристики единичного элемента переносятся на всю систему. Например, на основе характеристики нормы права можно сделать более обобщенный вывод о системе права в целом. Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному. Так, если известны определение и признаки правоотношения, то можно вывести и его структурные элементы: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности.
К общим методам относятся системный, структурно-функциональный, компаративный (сравнительный) методы правового моделирования. Системный метод рассматривает государственно-правовую сферу как систему, то есть целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Обращается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на импульсы раздражения извне и изнутри, государство и право развиваются. Системный метод включает в себя структурно-функциональный, который исходит из того, что государственно-правовые явления имеют структуру, состоят из элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают жизнедеятельность системы в целом. Если какой-то элемент не справляется со своими функциями, тогда и вся система работает плохо. В рамках данного подхода механизм правового регулирования представляет собой систему взаимосвязанных элементов, состоящую из норм права, юридических фактов, актов применения норм права, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей. Если в этом механизме неэффективна деятельность правоохранительных органов или развит правовой нигилизм населения, тогда в целом он не будет в состоянии обеспечивать законность и правопорядок. Большое значение в теории государства и права приобретает компаративный (сравнительный) метод. Его достоинством является возможность типологизации государственно-правовых явлений, развивающихся в различных странах в сопоставимые периоды, и на этой основе — выявление преимуществ и недостатков конкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и т. д. Это позволяет определить границы и возможности перенесения зарубежного опыта правового развития в конкретный регион, государство. В последнее время широкое распространение получил метод правового моделирования. Он направлен на поиск оптимальной для условий конкретной страны структуры государственных и правовых институтов, который осуществляется путем идеального воспроизведения исследуемых объектов применительно к определенной ситуации. Данный метод позволяет обновлять категориальный аппарат науки, предвидеть возможные тенденции развития государства и права. Формально-юридический метод предполагает изучение или исследование внутренней структуры, источников, методов систематизации государственно-правовых явлений и процессов. Конкретно-социологический метод осуществляется через социологические исследования. При этом изучается общественное мнение, отношение общества к действующим законам и самому государству. Настоящий метод использует такие различные приемы социологического исследования, как: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ, социометрия, эксперимент. Частные (специфичны для отдельных отраслей права) методы применяются в основном в различных отраслях права и юридических наук. К частным относятся методы экспертизы, эксперимент и т. д. Система «Основы права» — это совокупность внутренних его институтов и понятий в их последовательности. Система «Основы права» состоит из следующих элементов: теоретические правовые знания, историко-правовые знания, отраслевые правовые знания, прикладные правовые знания. Теоретические правовые знания изучают наиболее общие закономерности развития государственно-правовых явлений. В эту группу входит теория государства и права, что является одним из основных элементов предмета изучения дисциплины «Основы права». Историко-правовые знания рассматривают возникновение и развитие правовых идей, государственных учреждений, правовых систем. Эту группу представляют история государства и права Казахстана, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений. Названные государственно-правовые явления и процессы, так или иначе, изучаются дисциплиной «Основы права». К отраслевым юридическим наукам относятся международное право, конституционное право, административное право, уголовное право, трудовое право, гражданский процесс и т. д. Они рассматривают правовые нормы и институты конкретной отрасли, специфику их воздействия на общественные отношения. В курсе «Основы права» изучаются основы всех этих перечисленных отраслей права. Функции курса «Основы права». Необходимость любой учебной дисциплины определяется тем назначением, которое она выполняет в обществе. Социальное назначение учебной дисциплины реализуется через функции — главные направления ее деятельности. «Основы права» как учебная дисциплина выполняет ряд функций. Среди них гносеологическая функция — познание и объяснение сущности государственно-правовых явлений. Изучая государство и право и связанные с ними процессы, «Основы права» способствуют формированию целостного представления о государстве и праве, об их возникновениях, формах, признаках, источниках, системах, об основах различных отраслей права, а также формированию образования правовых отношений, правовых норм, правонарушений и т д. Методологическая функция «Основы права» выражается в том, что изучая основные свойства наиболее общих категорий и понятий государства и права, выступает в отношении отдельных отраслей права методологической базой. Например, в начальных главах учебников по «Основам права» рассматриваются предмет, методы, приемы, средства познания, обобщенные эмпирические материалы, система понятий, категорий, законы. В ходе изучения дисциплины «Основы права» студенты получают знания о последних достижениях в области теории государства и права и законодательства нашей страны. Современными достижениями в области юридической науки и права пользуются правоведы, законодатели, политики при разработке законопроектов, а рядовые граждане — в повседневной жизни. В этом и прикладная функция учебной дисциплины «Основы права». Тесно с прикладной функцией связана прогностическая, смысл которой заключается в разработке возможных вариантов эволюции государства и права. Эта функция бывает особенно востребована в периоды реформ, когда осуществляются радикальные изменения в государственной сфере и существует потребность в предвидении их возможных результатов. Нельзя не отметить и гуманитарную функцию теории государства и права, выражающуюся в утверждении ценностей демократии, прав и свобод личности, гуманизма в массовом и индивидуальном сознании. Эта функция осуществляется через учебный процесс, средства массовой информации, с помощью которых люди черпают знания о государстве и праве из теории государства и права. Поскольку учебной дисциплины «Основы права» касается столь важных про-блем, как власть, государство, право, она может выполнять и идеологическую функцию. Обычно она бывает востребована в условиях тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита использует теорию государства и права для насаждения определенной системы ценностей.
Приложение 1
Вопросы для контроля уровня знаний по теме: 1. Что является предметом курса «Основы права»? 2. Что такое диалектика? 3. Назовите методы права. 4. Дайте характеристику методам: индукции и дедукции. 5. Назовите функции курса «Основы права»? 6. Что такое обще научные методы? 7. Что такое механизм правового регулирования? 8. Что такое индукция? 9. Что такое дедукция? 10. Что такое формально-юридический метод.
Приложение 2 1.Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства и в сфере права, это -...? А. Основы права В. Основы экономики С. Право и государство Д. Основы экономической теории Е. Право
2. Предметом курса «Основы права» являются? А. Права человека В. Правовые нормы государства С. Общественные отношения Д. Деятельность государства Е. Нет правильного ответа
3. Совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет курса «Основы права»? А. Предмет курса «Основы права» В. Методы «Основы права» С. Всеобщие методы «Основы права» Д. Система курса «Основы права» Е. Функции курса «Основы права»
4. Методы «Основы права» можно подразделить на какие три группы? А. Всеобщие, общенаучные, основные В. Всеобщие, основные, внутренние С. Общенаучные, частонаучные, внешние Д. Основные, внутренние, внешние Е. Всеобщие, общенаучные, частонаучные
5. Наука о развитии, применение чего в курсе «Основы права» означает, что все государственно-правовые явления рассматриваются никак нечто застывшее,а наоборот, как в движении, изменении, которые подобно живому организму живут и развиваются, это -... А. Диалектика В. Методы объективности С. Метод историзма Д. Синтез Е. Анализ
6. Закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения? А. Закон об административных правонарушениях В. Кодекс С. Нормативный акт Д. Закон об административном регулировании Е. Конституционный закон 7. Закон, принимаемый по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Казахстан, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат? А. Закон об административных правонарушениях В. Кодекс С. Нормативный акт Д. Закон об административном регулировании Е. Конституционный закон
8.... – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий возложенных на них административным правом. А. Объекты административного права В. Субъекты административного права С. Объекты права Д. Субъекты права Е. Варианты А и С
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |