Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронологическая карта теоретического занятия по теме




Задачи занятия.

Технологическая карта занятия

Нормативно - правовые акты.

1. Конституция РК от 30 августа 1995 г с дополнениями и изменениями от 2007 г.

2. Послание народу Казахстана «Казахстан 2030» от 1997 г.

3. Закон РК «О гражданстве РК» от 20 декабря 1991.

4. Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27 декабря 1994.

5. Закон РК «О браке и семье» от 17 декабря 1998.

6. Уголовный кодекс РК.

7. Закон о труде.

Дисциплина «Основы права», Специальность «Стоматология»

Тема: Предмет, метод, система, функции курса «Основы права»

Время: - 90 минут

Цели занятия:

Образовательная рассказать о методах и функции права, содержащим вопросы предмет и система права.

Развивающая - продолжить развивать внимание, наблюдательность.

Воспитательная - способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

Иметь представление:

  • о возникновении права, его источниках, соотношении государства и права.

 

Используемые педагогические технологии:

· исследовательская, информационно-коммуникативная.

Методы:

· объяснительно-иллюстративный

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Учащиеся должны знать;

· основные термины права

· источники возникновения правовой системы

· принципы и функции права.

Учащиеся должны уметь:

  • различать сферы действия права.

Средства обучения профессионального модуля:

  • Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
  • Технические средства обучения: персональный компьютер.
  • Электронные:

Литература основная:

  • К.И. Оспанов. Основы права. Учебное пособие.-Алматы.-«Жеті жарғы».-2010

 

Литература дополнительная:

  • Теория государства права 2011 г

 

« Предмет, метод, система, функции курса «Основы права»

Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: - предмет основы права - система права   20 мин. Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала.
3.Изложение нового материала. Изложение нового материала, согласно плана: - Право и его возникновение; - Принципы, функции права, методы регулирования; - объекты и субъекты права.   40 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. 1) Ответить на вопросы. 2) Индивидуальная самостоятельная работа с учебным пособием, дидактическим раздаточным материалом. 10 мин.   Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 10 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся.
6. Объяснение домашнего задания. К.И. Оспанов. Основы права. Учебное пособие.-Алматы.-«Жеті жарғы».-2010 3-5 стр   5 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.

 

 

1.Предмет, метод, система, функции курса «Основы права».

 

Основы права — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе деятель­ности государства и в сфере права. Названные общественные от­ношения являются предметом курса «Основы права». При изуче­нии предмета «Основы права» используют различные методы. Методы «Основы права» — это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается его предмет. Методы «Основы пра­ва» можно подразделить на три группы: всеобщие методы (диалек­тика, метафизика, материалистическая диалектика, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм), общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход, функциональный под­ход), частнонаучные методы (статистический, формально-юриди­ческий, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, кибернетический).

Диалектика — это наука о развитии, применение чего в курсе «Основы права» означает, что все государственно-правовые яв­ления рассматриваются никак нечто застывшее, а наоборот, как в движении, изменении, которые подобно живому организму живут и развиваются. Если посмотреть на правовое государство с точки зрения диалектики, то можно сказать, что оно всегда в дви­жении, т.е. в процессе становления, развития и изменения. По­этому в ракурсе диалектики нельзя рассматривать правовое госу­дарство как нечто застывшее, закостеневшее, наоборот, необхо­димо показать направления и тенденции в его развитии.

Методы основы права
1. Диалектика 2. Метод объективности 3. Метод историзма 4.Индукция
Кобщим методам относятся
1.Системный метод 2. Компаративный (сравнительный) метод 3. Формально-юридический метод 4. Конкретно-социологический метод

Метод объективности означает, что государство и право и свя­занные с ними категории и понятия должны рассматриваться в комплексе тех проблем и процессов, которые являлись причиной того или иного явления, а не субъективно и односторонне, одно­боко. В этом смысле метод объективности тесно связан с методом историзма.

Метод историзма позволяет исследовать, изучать и рассмат­ривать явления и процессы, связанные с государством и правом, и их самих непосредственно в конкретном периоде развития об­щества, цивилизации и истории. Например, нельзя в односторон­нем порядке давать оценку состоянию правопорядка, не учиты­вая особенности того политико-правового режима, где он фор­мировался и развивался.

Многозначность и многоликость государства и права предпо­лагают возможность их исследования с различных позиций, с применением нескольких парадигм, концепций, доктрин. Допу­щения разновидности в изучении государственно-правовых яв­лений выражены в плюралистическом подходе. Он позволяет формировать всестороннее представление о государственно-пра­вовых явлениях, создавать наиболее оптимальную систему суж­дений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов.

К общенаучным методам относится метод анализа, который означает, что поскольку государственно-правовые явления дос­таточно сложны и многофункциональны, следовательно, необ­ходимо использовать мысленный расклад их на составные части. Таким образом можно определить характер взаимосвязи между ними. Например, право можно представить в качестве взаимосвя­занных элементов, таких как признаки, источники, система права и.тд.

Противоположный анализу прием — синтез, представляющий собой объединение элементов и свойств в единое целое. Так, на основе таких отдельных институтов, как Президент, Парламент, Правительство, акимат, маслихат, министерство, создается об­щее представление о государстве.

В качестве общенаучного метода в курсе «Основы права» ис­пользуются методы индукции и дедукции. Они основаны на раз­личных принципах мыслительной деятельности. Индукция пред­полагает при исследовании движение от частного к общему, ког­да признаки, характеристики единичного элемента переносятся на всю систему. Например, на основе характеристики нормы пра­ва можно сделать более обобщенный вывод о системе права в це­лом. Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному. Так, если известны определе­ние и признаки правоотношения, то можно вывести и его струк­турные элементы: субъект, объект, субъективные права и юри­дические обязанности.

К общим методам относятся системный, структурно-функци­ональный, компаративный (сравнительный) методы правового моделирования.

Системный метод рассматривает государственно-правовую сферу как систему, то есть целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Обращается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на импульсы раздражения извне и изнутри, го­сударство и право развиваются. Системный метод включает в себя структурно-функциональный, который исходит из того, что го­сударственно-правовые явления имеют структуру, состоят из элементов, каждый из которых выполняет определенную функ­цию, а все вместе они обеспечивают жизнедеятельность системы в целом. Если какой-то элемент не справляется со своими функ­циями, тогда и вся система работает плохо.

В рамках данного подхода механизм правового регулирования представляет собой систему взаимосвязанных элементов, состо­ящую из норм права, юридических фактов, актов применения норм права, правовых отношений, актов реализации прав и обязаннос­тей. Если в этом механизме неэффективна деятельность правоох­ранительных органов или развит правовой нигилизм населения, тогда в целом он не будет в состоянии обеспечивать законность и правопорядок.

Большое значение в теории государства и права приобретает компаративный (сравнительный) метод. Его достоинством являет­ся возможность типологизации государственно-правовых явле­ний, развивающихся в различных странах в сопоставимые перио­ды, и на этой основе — выявление преимуществ и недостатков конкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и т. д. Это позволяет определить границы и возможнос­ти перенесения зарубежного опыта правового развития в конк­ретный регион, государство.

В последнее время широкое распространение получил метод правового моделирования. Он направлен на поиск оптимальной для условий конкретной страны структуры государственных и пра­вовых институтов, который осуществляется путем идеального вос­произведения исследуемых объектов применительно к определен­ной ситуации. Данный метод позволяет обновлять категориаль­ный аппарат науки, предвидеть возможные тенденции развития государства и права.

Формально-юридический метод предполагает изучение или ис­следование внутренней структуры, источников, методов систе­матизации государственно-правовых явлений и процессов.

Конкретно-социологический метод осуществляется через со­циологические исследования. При этом изучается общественное мнение, отношение общества к действующим законам и самому государству. Настоящий метод использует такие различные при­емы социологического исследования, как: наблюдение, анкети­рование, интервьюирование, контент-анализ, социометрия, экс­перимент. Частные (специфичны для отдельных отраслей права) методы применяются в основном в различных отраслях права и юридических наук. К частным относятся методы экспертизы, эксперимент и т. д.

Система «Основы права» — это совокупность внутренних его институтов и понятий в их последовательности. Система «Осно­вы права» состоит из следующих элементов: теоретические пра­вовые знания, историко-правовые знания, отраслевые правовые знания, прикладные правовые знания. Теоретические правовые знания изучают наиболее общие закономерности развития госу­дарственно-правовых явлений. В эту группу входит теория госу­дарства и права, что является одним из основных элементов пред­мета изучения дисциплины «Основы права».

Историко-правовые знания рассматривают возникновение и развитие правовых идей, государственных учреждений, правовых систем. Эту группу представляют история государства и права Казахстана, история государства и права зарубежных стран, ис­тория политических и правовых учений. Названные государствен­но-правовые явления и процессы, так или иначе, изучаются дис­циплиной «Основы права».

К отраслевым юридическим наукам относятся международ­ное право, конституционное право, административное право, уго­ловное право, трудовое право, гражданский процесс и т. д. Они рассматривают правовые нормы и институты конкретной отрас­ли, специфику их воздействия на общественные отношения. В курсе «Основы права» изучаются основы всех этих перечислен­ных отраслей права.

Функции курса «Основы права». Необходимость любой учеб­ной дисциплины определяется тем назначением, которое она вы­полняет в обществе. Социальное назначение учебной дисципли­ны реализуется через функции — главные направления ее дея­тельности. «Основы права» как учебная дисциплина выполняет ряд функций. Среди них гносеологическая функция — познание и объяснение сущности государственно-правовых явлений. Изучая государство и право и связанные с ними процессы, «Основы пра­ва» способствуют формированию целостного представления о го­сударстве и праве, об их возникновениях, формах, признаках, ис­точниках, системах, об основах различных отраслей права, а так­же формированию образования правовых отношений, правовых норм, правонарушений и т д.

Методологическая функция «Основы права» выражается в том, что изучая основные свойства наиболее общих категорий и поня­тий государства и права, выступает в отношении отдельных от­раслей права методологической базой. Например, в начальных главах учебников по «Основам права» рассматриваются предмет, методы, приемы, средства познания, обобщенные эмпирические материалы, система понятий, категорий, законы. В ходе изуче­ния дисциплины «Основы права» студенты получают знания о последних достижениях в области теории государства и права и законодательства нашей страны. Современными достижениями в области юридической науки и права пользуются правоведы, за­конодатели, политики при разработке законопроектов, а рядо­вые граждане — в повседневной жизни.

В этом и прикладная функция учебной дисциплины «Основы права». Тесно с прикладной функцией связана прогностическая, смысл которой заключается в разработке возможных вариантов эволюции государства и права. Эта функция бывает особенно во­стребована в периоды реформ, когда осуществляются радикаль­ные изменения в государственной сфере и существует потреб­ность в предвидении их возможных результатов. Нельзя не отме­тить и гуманитарную функцию теории государства и права, выра­жающуюся в утверждении ценностей демократии, прав и свобод личности, гуманизма в массовом и индивидуальном сознании. Эта функция осуществляется через учебный процесс, средства мас­совой информации, с помощью которых люди черпают знания о государстве и праве из теории государства и права. Поскольку учебной дисциплины «Основы права» касается столь важных про-блем, как власть, государство, право, она может выполнять и иде­ологическую функцию. Обычно она бывает востребована в услови­ях тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая эли­та использует теорию государства и права для насаждения опре­деленной системы ценностей.

 

Приложение 1

 

Вопросы для контроля уровня знаний по теме:

1. Что является предметом курса «Основы права»?

2. Что такое диалектика?

3. Назовите методы права.

4. Дайте характеристику методам: индукции и дедукции.

5. Назовите функции курса «Основы права»?

6. Что такое обще научные методы?

7. Что такое механизм правового регулирования?

8. Что такое индукция?

9. Что такое дедукция?

10. Что такое формально-юридический метод.

 

Приложение 2

1.Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства и в сфере права, это -...?

А. Основы права

В. Основы экономики

С. Право и государство

Д. Основы экономической теории

Е. Право

 

2. Предметом курса «Основы права» являются?

А. Права человека

В. Правовые нормы государства

С. Общественные отношения

Д. Деятельность государства

Е. Нет правильного ответа

 

3. Совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет курса «Основы права»?

А. Предмет курса «Основы права»

В. Методы «Основы права»

С. Всеобщие методы «Основы права»

Д. Система курса «Основы права»

Е. Функции курса «Основы права»

 

4. Методы «Основы права» можно подразделить на какие три группы?

А. Всеобщие, общенаучные, основные

В. Всеобщие, основные, внутренние

С. Общенаучные, частонаучные, внешние

Д. Основные, внутренние, внешние

Е. Всеобщие, общенаучные, частонаучные

 

5. Наука о развитии, применение чего в курсе «Основы права» означает, что все государственно-правовые явления рассматриваются никак нечто застывшее,а наоборот, как в движении, изменении, которые подобно живому организму живут и развиваются, это -...

А. Диалектика

В. Методы объективности

С. Метод историзма

Д. Синтез

Е. Анализ

 

6. Закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения?

А. Закон об административных правонарушениях

В. Кодекс

С. Нормативный акт

Д. Закон об административном регулировании

Е. Конституционный закон

7. Закон, принимаемый по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Казахстан, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат?

А. Закон об административных правонарушениях

В. Кодекс

С. Нормативный акт

Д. Закон об административном регулировании

Е. Конституционный закон

 

8.... – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий возложенных на них административным правом.

А. Объекты административного права

В. Субъекты административного права

С. Объекты права

Д. Субъекты права

Е. Варианты А и С

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.